erid:
Как создавали команду, ставшую главным открытием сезона?
Во время чистки в «Салавате Юлаеве» в начале января, помимо генерального директора Тагира Ибрагимова из клуба убрали спортивного директора Романа Беляева, возглавляющего скаутский отдел. В его обязанности входила комплектация команды. Во многом благодаря его работе уфимцы прошли в первом раунде «Магнитку», легко разобрались с победителем Восточной конференции «Автомобилистом» и не выглядят аутсайдерами перед финалом с «Авангардом».
Перед финалом Востока эксперты в один голос заговорили о том, насколько хороший состав у «Салавата Юлаева». «Авангард» уже не безоговорочный фаворит серии. В частности, экс-генеральный менеджер уфимцев Леонид Вайсфельд оценил шансы команд, как 50 на 50. Но, пока другие хвалят уфимцев за грамотную селекцию, один из творцов успеха не работает в клубе – речь о бывшем спортивном директоре Беляеве.
Конечно, нельзя говорить, что это личный успех молодого менеджера. Команда в нынешнем виде начала комплектоваться два-три года назад ещё при том же Вайсфельде, в чью команду он входил, но несколько ключевых решений было принято именно после завершения прошлого сезона.
КАК КОМПЛЕКТОВАЛИ «САЛАВАТ»
При комплектации нынешней команды перед скаутским отделом «Салавата», возглавляемым Беляевым, стояло несколько ключевых задач: усилить центральную линию, найти баланс в тройках нападения, качественного вратаря, который бы не чудил как его предшественники, но главное – подобрать игроков такого склада характера, которые бы смогли держать коллектив, не разбивая его на группировки.
Уже по ходу сезона озаботились глубиной состава – так в команде появились Максим Рыбин и Алексей Семёнов, чьи контракты изначально вызывали критику, но уже в первом раунде плей-офф они оправдали своё присутствие в Уфе. В «Салавате» собирали команду для участия в Кубке Гагарина и, нужно признать, что справились с этим отлично.
Собирать нынешний состав начали ещё в предыдущем сезоне, сохранив костяк. К лету в команде железно сохранили первую пару защитников Филип Ларсен – Григорий Панин, продлив контракты с обоими ещё до начала плей-офф. Плюс новый контракт получил Линус Умарк. Причём, несмотря на выросшие почти на треть цифры, в «Салавате» сумели повысить мотивацию шведа, прописав основные бонусы за командные достижения в плей-офф. И если раньше Умарк считался игроком, уходившим в тень в важных играх, то в прошлом розыгрыше Кубка Гагарина и в нынешнем это уже далеко не так. Новую команду собирали по крупицам, дополняя по ролям каждого на места предыдущих игроков.
Центральная линия образца прошлого года заметно уступает нынешней. Тогда кроме Йоонаса Кемппайнена были Илья Зубов, Евгений Коротков, Дмитрий Саюстов и Михаил Юньков. Никто из них, кроме оставшегося в Уфе финна, сейчас не продолжает выступление в плей-офф. Места покинувших команду хоккеистов заняли: Александр Бурмистров, Александр Кадейкин и Пётр Хохряков. Каждый из этих трансферов вызывал серьёзные вопросы, но время показало, что всё было сделано правильно. Да, Бурмистров не показывает высокой результативности, забросив всего две шайбы, но его полезность не вызывает вопросов – этот игрок выходит и в большинстве, и в меньшинстве, при нём иначе заиграл Владимир Ткачёв, захандривший было в первой половине сезона.
Но главное, в Уфе появился необходимый баланс звеньев. Есть две атакующие тройки, есть два звена чекеров, но при этом даже третье звено «Салавата» забило в первом раунде плей-офф столько же, сколько первая тройка «Металлурга». При этом каждый центральный нападающий способен играть в обороне, что разгружает Хохрякова и Кадейкина при игре в меньшинстве.
Эти моменты особенно сказываются в плей-офф и свои плоды принесли – команда уже превзошла прошлогодний результат, хотя при малоопытном тренере её шансы оценивались минимально.
«САЛАВАТ» МОГ ОСТАТЬСЯ БЕЗ МЕТСОЛЫ
Главная заслуга скаутского отдела, собравшего команду, дошедшую до финала Востока – появление в «Салавате» вратаря Юхи Метсолы. Сегодняшняя вратарская линия в Уфе – одна из лучших в истории клуба. Последний раз такой надёжный вратарь был во времена Андрея Василевского. Метсола сумел закрыть больную зону уфимцев, и даже во время его травмы, находящиеся у него за спиной Андрей Кареев и Иван Федотов не испортили картины.
Малоизвестный факт – «Салават» едва не упустил финна. В тот момент, когда начался предметный разговор о подписании контракта с Метсолой, он уже был одной ногой в одном из топ-клубов Западной конференции. Однако, в Уфе сумели убедить вратаря остаться на Востоке.
Возможно, важным фактором для скандинава сказался тот факт, что здесь с успехом играют его земляки Теему Хартикайнен и Кемппайнен, а в тренерский штаб входит Томи Ламса. Кроме этого, специально для Метсолы из Швеции был выписан тренер вратарей Фредерик Микко, который в прошлом сезоне работал в «Брюнесе».
Интересно, что Метсола мог оказаться в «Салавате» гораздо раньше. Ещё в первый перестроечный год, когда Вайсфельд со своей командой только приехал в Уфу. Но тогда выбор пал на бэкапа «Бостона» Никласа Сведберга.
КАДЕЙКИНА ЖДАЛИ В УФЕ РАНЬШЕ
Ещё один игрок, которого в «Салавате» пытались заполучить и ранее – Кадейкин. Сегодня его называют чуть ли не самым полезным и командообразующим игроком. Именно ему ставят в заслугу победу над «Магниткой», когда звено Александра напрочь закрыло первую тройку с Сергеем Мозякиным. Кадейкин тоже мог появиться в составе уфимцев раньше, но его связывали контрактные обязательства с «Локомотивом», а возможные варианты обменов не устраивали стороны.
В «Салавате» Кадейкин провёл свой самый результативный сезон, уверенно дорос до игрока уровня сборной России, стал одним из ключевых хоккеистов в плей-офф. Сегодня он – лидер КХЛ по количеству перехватов шайбы (в среднем 4.82). По этому показателю он обходит Павла Дацюка (4.80) и Давида Деарне (4.50).
Но ещё важнее, что вокруг Александра было создано самое надёжное нейтрализующее звено лиги (с Владимиром Жарковым и Вячеславом Солодухиным), о чём в один голос говорят тренеры команд, с которыми «Салават» играет в Кубке Гагарина и другие эксперты в СМИ.
ПОЧЕМУ УБРАЛИ БЕЛЯЕВА?
Если спортивный директор был таким хорошим, то почему же его убрали? Главная проблема Беляева оказалась в том, что его не приняла башкирская хоккейная тусовка. Он был чужаком. За глаза местные эксперты и бывшие игроки давали ему плохую характеристику, что могло сказываться на авторитете специалиста в глазах руководства. Именно поэтому за него никто не заступился, когда в клубе началась очередная смена власти.
«Кадровые вопросы в «Салавате Юлаеве» – это не о профессионализме, а о лояльности. В данном случае занятое командой место роли не играет, там другие аргументы. «Наш человек» или «не наш» – больше ничего. В Уфе это на первом месте», – так объяснил Вайсфельд в интервью «БИЗНЕС Online». внутренние перестановки в клубе.
Так случилось и на этот раз – место Беляева занял Василий Чижов, близкий к расположению заместителя руководителя администрации главы Республики Башкортостан, главе попечительского совета клуба Рината Баширова.