erid:
Выход только один.
Сегодня «Спорт-экспресс» опубликовал новый рейтинг зарплат хоккеистов: вслед за списком 53 самых дорогих игроков КХЛ, последовала публикация о 15 самых больших окладах в топ-клубах лиги. Почему зарплатные бюджеты Востока больше, чем у многих на Западе? Как «Локомотив» стал клубом с самым правильным управлением и почему «Ак Барс» платит так много игрокам второго эшелона.
КАПРИЗОВ МИМО ТОП-10 ПО ЗАРПЛАТАМ В ЦСКА
Начнем с общего. Как и писалось ранее, ЦСКА и СКА не выделяют кого-то одного игрока, но платят много сразу целой группе хоккеистов. Половина предыдущего рейтинга самых дорогих игроков лиги состояла из хоккеистов СКА и ЦСКА (25 из 53). При этом огромные зарплаты в армейских клубах получают только несколько человек: у форварда СКА Павла Дацюка годовой оклад 170 млн рублей – он второй по зарплате в лиге после нападающего «Магнитки» Сергея Мозякина (180 млн рублей), защитник ЦСКА Алексей Марченко зарабатывает 125 млн, а его одноклубник Максим Шалунов – 120 млн. У остальных игроков армейских клубов зарплата ниже 100 млн рублей. Мы уже подробно объясняли, что зарплаты в СКА и ЦСКА – не самый важный фактор. Куда большее значение имеют щедрые бонусы и различные виды общекомандного поощрения.
Ранее не была известна зарплата главной молодой звезды лиги Кирилла Капризова. Лучшего снайпера регулярного чемпионата не оказалось в списке самых дорогих игроков лиги. Оказывается, что даже по меркам ЦСКА зарплату 21-летнего нападающего нельзя назвать большой. В год он зарабатывает 70 млн рублей – он лишь 11-й по зарплате в своём клубе. Сообщается, что и бонусов огромных у Капризова нет – максимум 30 млн рублей. Контракт нападающего с армейцами рассчитан до 2020 года, если на тот момент Капризов решит остаться в КХЛ, то его зарплата вырастет в два, может, даже в три раза.
Зарплаты игроков СКА ничего нового не показали: 14 из 15 игроков ранее уже попали в рейтинг самых дорогих игроков лиги. Средняя зарплата игроков питерского клуба – 70 млн рублей – такое жалованье сразу у 12 игроков команды. Выделяются только Дацюк и Никита Гусев, у которого 80 млн. Наиля Якупова, который летом перешел в клуб из Санкт-Петербурга, не оказалось среди «всем по 70» – его зарплата на пять млн меньше – 65, но у хоккеиста солидные бонусы за выполнение личных задач.
«АК БАРС» ПЛАТИТ МНОГО ИГРОКАМ ВТОРОГО ПЛАНА
У действующего обладателя Кубка Гагарина огромный зарплатный бюджет - третий во всей лиге. Казанцы платят хоккеистам 1,9 млрд рублей. Сразу четыре игрока команды получают больше 100 млн рублей, но вопросы есть только по одному – 140 млн Антона Ландера кажутся переоцененными. По остальным игрокам команды вопросов практически нет: Андрея Маркова (150 млн) возвращали из НХЛ после 16 сезонов в «Монреале», и в качестве одной из главных звезд лиги, Данис Зарипов (130 млн) – самый результативный россиянин в составе «Ак Барса», Джастин Азеведо (100 млн) уже несколько лет главный бомбардир команды.
Больше всего вопросов вызывают игроки в середине таблицы. Например, Фёдор Малыхин, получающий 65 млн рублей в год – седьмой показатель в команде. В Казани Малыхин превратился в игрока ротации, во многом из-за постоянных травм и скоростных данных. Предугадать травмы нападающего несколько лет назад было сложно, но и клуб попал в собственную ловушку, предложив игроку двухлетний гарантированный контракт на 65 млн рублей. Очевидно, что с такой зарплатой за эти два сезона его было тяжело обменять – никто не готов был платить такие деньги за нападающего без игровой практики. В итоге этим летом Малыхин станет свободным агентом и уйдет бесплатно, а «Ак Барс» останется ни с чем, выплатив нападающему за два сезона почти 140 млн рублей.
Еще больше сомнений по Андрею Попову – летом «Ак Барс» продлил с ним контракт на два года с зарплатой 55 млн рублей – 12-й показатель в команде. За весь прошлый сезон Попов провел только 20 матчей, лечился от травмы и не играл в плей-офф. Летом у «Ак Барса» был перебор с центрфорвардами, но в клубе решили оставить игрока, положив ему в карман солидную зарплату. Как итог: в этом сезоне у Попова 6 (2+4) очков в 44 матчах, он не играет важную роль в команде, а в плей-офф не попадает в состав. Ничего уникального в Попове нет – он проигрывает конкуренцию казанскому воспитаннику Артёму Михееву, не несет никакой пользы для клуба в маркетинговом плане – большинство болельщиков банально не узнает его на улице. Он хорош для игрока ротации, но не с такой же зарплатой.
Немаловажный момент, агент обоих хоккеистов – Станислав Романов – зять главного тренера. Этим можно объяснить высокую зарплату игроков и новый контракт Попова с казанским клубом. Никто и нигде такую зарплату платить форварду не будет, разве только в родном «Тракторе», где предел мечтаний – выход в плей-офф.
Вызывает огромные вопросы и оклад защитника Андрея Педана. Минувшим летом он вернулся из-за океана, подписав с «Ак Барсом» двухлетний контракт. Его зарплата 60 млн рублей – это 10-й показатель в команде. Столько же у Станислава Галиева и Иржи Секача, лучшего бомбардира команды в регулярке. Известно, что трансфер Педана обошел стороной генерального менеджера клуба Рафика Якубова – защитника в команде хотел видеть Билялетдинов и директор клуба Шамил Хуснутдинов, а привез его в Казань самый влиятельный российский агент Юрий Николаев. Педан так и не смог влиться в систему Билялетдинова: из-за результативных ошибок главный тренер несколько раз демонстративно отправлял защитника в запас. Сейчас Педан проваливает серию с «Авангардом» – в двух играх у него показатель полезности -4, накануне после его удаления омичи забросили ключевую четвертую шайбу. Еще зимой ходили разговоры, что по итогам сезона защитника в Казани не будет.
«Ак Барсу» пора перенять ролевую модель «Локомотива». У обоих клубов есть хорошая школа и сильная молодежь. Только в Ярославле ей дают играть, а в Казани – нет. Во-вторых, «барсам» пора прекратить переплачивать игрокам третьего-четвертого звеньев. С лидерами всё понятно – вопросов нет, но Малыхин, Попов и другие? Не класть им в карман гарантированную зарплату, которую они при любом исходе получат в конце сезона, а мотивировать бонусами.
Отыграл определенное количество матчей в сезоне – получи бонус, забросил больше 10 шайб – пожалуйста, еще премия. Только так возможно мотивировать игроков и не обжигаться на больших контрактах с игроками вроде Малыхина, которые чаще лечатся, чем играют. Тем более, подобная модель поощрения работает в самой «Татнефти» – спонсоре «Ак Барса». Есть вопросы и к менеджерам клуба, которые подписывают подобные соглашения со средними игроками. Как отмечалось ранее, генеральный менеджер почему-то упустил процесс переговоров и подписания Малыхина, Попова и Педана. В клубе двоевластие?
НА ВОСТОКЕ ПЕРЕПЛАЧИВАЮТ
Зарплатные бюджеты клубов Востока сильно выделяются на фоне Запада, если оставить за скобки СКА и ЦСКА – самые дорогие команды лиги. Бюджет «Ак Барса» – третий в КХЛ, «Магнитка» – четвертая, «Авангард» – пятый. Дальше идут «Автомобилист», «Салават Юлаева» и только потом клубы Запада.
В «Металлурге» играет самый дорогой игрок лиги – Мозякин. В сером Магнитогорске он уже давно главная достопримечательность и легенда, а частный клуб может платить ему хоть 200 млн рублей. Больше 100 млн получают Василий Кошечкин, Николай Кулёмин и Виктор Антипин. При этом существует важный фактор, из-за которого «Магнитка» вынуждена переплачивать своим лидерам. Тяжело заставить топового игрока ехать в Магнитогорск, где кроме заводов и ледовой арены практически ничего нет.
Небольшие зарплаты «Автомобилиста», за исключением Найджела Доуса (150 млн) и Дэна Секстона (80), могут поразить. Но удивляться не стоит – в Екатеринбурге работают по принципу армейских клубов, сильно доплачивая своим игрокам в виде различных бонусов. Например, зарплата одного из лучших вратарей Востока Якуба Коваржа 55 млн рублей, но еще почти 60 млн, по информации «Спорт-экспресса», он может получить в виде бонусов. Зарплата Стефана да Косты с учетом бонусов может дорасти до 100 млн рублей. «Автомобилист» впервые сильно увеличил свой бюджет, набрав в команду топовых легионеров. Пока такая стратегия работает – регулярку на Востоке екатеринбургская команда выиграла.
«ЛОКОМОТИВ» – САМЫЙ СКРОМНЫЙ СРЕДИ ТОП-КЛУБОВ
В Ярославле умеют работать не только с молодыми игроками, но и адекватно оценивать зарплаты хоккеистов. Зарплатный бюджет клуба с учетом бонусов – чуть больше одного млрд рублей. Это четвертый показатель на Западе, в два раза меньше, чем у СКА и ЦСКА. На Востоке и вовсе «Локомотив» не вошел бы даже в топ-5 по этому показателю, при этом команда завершила регулярку на четвертом месте и единственная на Западе способна на равных бороться с армейскими командами.
Самые дорогое игроки «Локомотива» – Брендон Козун и Петри Контиола – получают по 80 млн рублей. Они - лидеры команды, и это логично. В остальном зарплаты игроков ярославской команды на уровне «Трактора». Ошибкой можно назвать лишь оклад вратаря Александра Салака, который получает 70 млн рублей в год и почти весь сезон сидит на скамейке, проиграв конкуренцию молодому Илье Коновалову. Лучший снайпер и бомбардир команды Андрей Локтионов получает 50 млн рублей, один из лучших защитников команды Рушан Рафиков вообще 20, а зарплата юниоров команды меньше 10 млн рублей в год.
Пример «Локомотива» показывает, что в КХЛ можно существовать и быть вверху таблице с молодыми игроками, а также не переплачивать игрокам среднего звена. К тому же, не стоит забывать, что ярославская команда в последнее время становится одним из главных поставщиков игроков в юниорские и молодежные сборные.