комментарии 138 в закладки

Главная проблема «Ак Барса», которую уже не решить

erid:

Билялетдинов потерял два месяца на подготовку плана Б.

«Ак Барс» сегодня сыграет второй матч серии с «Авангардом». Первая встреча завершилась стыдным разгромом действующих обладателей Кубка Гагарина со счетом 0:6. У команды Зинэтулы Билялетдинова множество игровых сложностей и, кажется, «барсы» просто не готовы к главным играм сезона. В первой же игре обострилась главная проблема – у обоих вратарей клуба нет опыта выступления в плей-офф. Почему так получилось, что «Ак Барс» подошел к матчам Кубка Гагарина без мощной вратарской бригады? Объясняет Айрат Шамилов.

Зинэтула Билялетдинов / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


В понедельник «Ак Барс» был натурально уничтожен в Балашихе. Чемпионы вообще ничего не смогли противопоставить. Настолько беззубым казанский клуб в истории КХЛ был только в 2014 году. Тогда Билялетдинов вернулся в Казань после провала на Олимпиаде, получил должность генерального менеджера, а тренером был Валерий Белов. «Барсы» были без шансов биты молодой «Сибирью» Дмитрия Квартальнова. Третий матч той серии тоже завершился стыдным для Казани счетом – 1:7. Пять лет назад поражение объяснили слабостью тренерского штаба Белова. Пока главный тренер вместе с Биллом был в Сочи, за старшего остался Александр Барков и провалил всю подготовку в олимпийскую паузу. Команда к плей-офф толком не готовилась, а ещё и все друг с другом перессорились.

Сейчас не всё потеряно, но сценарий может повториться, если тренерский штаб не примет контрмер. Пожалуй, самая банальная: в состав должен вернуться нападающий Данис Зарипов. Он суперзвезда и может перевернуть ход серии, но его волшебства может не хватить – больно уж хорош «Авангард». И давит, и бьёт, и бросает он мощнее «Ак Барса». Статистика первого матча кричит и говорит сама за себя: 21 бросок в створ против 42. Нападающие Билялетдинова не забивают две игры подряд, а вратари «съели» за это время целых 10 шайб. Вот именно во вратарской линии поменять что-либо уже невозможно. И тут замазаны вообще все, а не кто-то один.

ПОЧЕМУ НЕ ИГРАЕТ ГАРИПОВ?

По порядку. Как известно, основной вратарь «барсов» и лучший вратарь Кубка Гагарина-2018 Эмиль Гарипов получил травму 1 сентября, в первом матче нынешнего сезона против СКА (1:6) и отправился на медобследование, где у вратаря не нашли никаких серьёзных проблем. А может просто не заметили, как это часто бывает, ведь исследование проходило в России. Возможно, стоило сразу отправить Гарипова в Европу? Он месяц пролечился и вернулся в состав. С октября по декабрь сыграл 21 матч, но периодически пропускал тренировки из-за дискомфорта. И с 24 декабря полностью выбыл из обоймы. Травма обострилась, ведь её лечением нужно было заниматься ещё в конце лета. Тренеры и менеджеры клуба до последнего были уверены, что голкипер здоров, а все проблемы он сам себе придумывает.

Эмиль Гарипов / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


В клубе летом дали вратарю контракт на 75 млн рублей, что сделало его одним из самых высокооплачиваемых игроков команды, но квалифицированную медицинскую поддержку дорогому хоккеисту обеспечить не смогли. В декабре Гарипова отправили в Германию, где традиционно проходят лечение большинство спортсменов из России, и лишь к середине февраля было принято решение об операции на спине. Процедура прошла 22-го числа, времени для возвращения на лёд в этом году просто не оказалось. Почему никто ещё в сентябре не стал бить тревогу? Куда смотрел менеджмент? Ведь в сентябре можно было подыскать варианты бэкапа, как-то обезопасить себя. Почему с вратарем не работал тренер вратарей, тем более, что в Казани их вообще двое и они-то могли проконтролировать ситуацию? Вратарскую проблему в клубе создали своими же руками. Сейчас проще всего обвинить Гарипова, который отказался играть с травмой и лёг на операцию. Но кто-то готов взять ответственность за окончание карьеры вратаря из-за плохо вылеченных травм или неправильного восстановления? Вряд ли.

В топ-клубе на поверку не оказалось квалифицированной медицинской службы, которая могла бы проанализировать ситуацию. Ещё одна история, подтверждающая этот тезис – эпидемия простуды перед самым плей-офф. То ли кто-то из игроков принёс её в команду из дома, то ли все дружно заразились на автограф-сессии. Как бы то ни было, в больших клубах проводят огромную работу, чтобы избежать такой нелепости. Банально прививают игроков и проводят профилактику, но в Казани многие привыкли работать по старым методам и над новшествами, которые пытаются проводить новые руководители, только посмеиваются…

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ПОДЪЯПОЛЬСКОМУ?

Вслед за Эмилем травму получил и его сменщик Александр Шарыченков. Возможно, ещё и поэтому в клубе не стали подходить к лечению Гарипова экстремальными методами. Был риск остаться в самом начале чемпионата без вратарей. Неожиданно для многих в «Ак Барсе» нашелся скрытый резерв. Из фарм-клуба в основную команды подняли 23-летнего вратаря Владислава Подъяпольского. Его приобрели летом 2017 года из новокузнецкого «Металлурга» и год он привыкал к новому клубу, играя в ВХЛ. Молодой вратарь провел неплохой регулярный чемпионат, но почти во всех матчах с серьезными соперниками не показал высокой надежности. Владислав ещё очень молод и ему требуется время адаптации в новой лиге и топ-клубе. Он отлично подходит на роль сменщика, когда за спиной хорошего вратаря можно набираться опыта, умения помогать команде в экстренных ситуациях. Однако к роли основного голкипера он явно не готов, прежде всего, в силу возраста. И первый матч плей-офф – это доказал. Голкипер дрогнул и не смог поддержать команду в сложный момент. 

Владислав Подъяпольский (справа) / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


Гарипов подходил к роли основного голкипера очень плавно, переигрывал одного конкурента за другим, доказывал, что в него можно верить, хотя в Казани к нему всегда было скептическое отношение. Во что верил тренерский штаб «Ак Барса», когда стал активно наигрывать Подъяпольского к плей-офф, совершенно непонятно. Это была лотерея, в которой шансов на успех меньше, чем на неудачу. У молодого вратаря ноль матчей в Кубке Гагарина и огромный груз давления, с которым он никогда не сталкивался. Да, он талантлив, его ждёт большое будущее, но его время ещё не пришло.

И ещё один важный момент, о котором мне рассказал тренер голкиперов одного из клубов КХЛ. Рост Подъяпольского – 182 см. Последние пять Кубков Гагарина выигрывали вратари ростом не ниже 188 см (Гарипов). Мико Коскинен и Василий Кошечкин вообще по 2 метра ростом. Почему это отмечается? Посмотрите на рост нападающих «Авангарда», которые встают на пятачок. Михаил Фисенко – 187 см, Андрей Стась – 189, Семён Кошелев – 187. То есть, голкипер вынужден дергаться в воротах, искать просветы внизу, чтобы контролировать ход ситуации. Он чисто физически не может вытянуться посмотреть над соперниками, которые закрыли ему обзор. К тому же партнёры дают спокойно жить сопернику перед своими воротами. Гарипову-то это удавалось с трудом, но всё-таки он был больше готов к силовому давлению в силу природных данных. В регулярном чемпионате проблема меньше ощущалась, но наступил плей-офф, хоккей изменился и всё тут же стало иначе. Для сравнения рост вратаря «Авангарда» Игоря Бобкова 195 см и даже Александр Свитов ему не помеха: капитан на три сантиметра ниже.

КТО ТРЕНИРУЕТ ВРАТАРЕЙ В КОМАНДЕ?

Всех проблем можно было бы избежать, если бы в клубе остался финский тренер Ари Мойсанен, который плотно работал с Гариповым и в целом контролировал всех вратарей системы клуба. Специалиста выгнали из «Ак Барса» этим летом. Специалист просил выплатить обещанную ему премию за победу в Кубке Гагарина, в клубе не оценили его просьб и расторгли с ним контракт перед самым началом сборов. К этому моменту финн уже отказался от требований, но было поздно.

Ари Мойсанен (справа) / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


В клубе воспользовались ситуацией и избавились от Мойсанена, к которому явно охладел Билялетдинов. Ещё на пресс-конференции после победы в Кубке Гагарина он жестко отвечал на вопросы о финне: мол, иностранцы любят забрать все лавры и Гарипова воспитал не он, а Сергей Абрамов. Что же, этот сезон пока всё расставляет на свои места. Мойсанен, помимо традиционных тренировок, занимался ещё и аналитической работой. Об этом в одном из интервью рассказывал Гарипов. Ари раскладывал на мельчайшие детали все нюансы игры соперника в зоне «Ак Барса». Самые частые зоны для бросков, особенности большинства, объяснял к чему быть готовым в дуэлях с конкретными игроками.

Представляете качество информации, которое давал обоим вратарям бывший тренер олимпийской сборной Финляндии? Вся финская система работы с вратарями построена на математике. Голкипер должен закрыть те зоны, куда чаще всего бросают и быть там, где будет шайба на мгновение быстрее. Эффектные сэйвы у финнов – это результат ошибки вратаря, которую он героически исправил. Поэтому Эмиль и не впечатляет болельщиков прыжками и акробатикой, за него лучше говорит статистика. Так вот такой аналитики с этого сезона не стало.

Сергей Абрамов (слева) / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


Сейчас в команде аж два тренера вратарей. Абрамов занят другой работой: он играет огромную роль в жизни команды: составляет расписание дня, контактирует с командой и клубным офисом от лица штаба, а с этого сезона вновь тренирует голкиперов. Андрей Царёв, который летом заменил Мойсанена, по всей видимости, просто не способен полноценно заменить финна в этом компоненте.

ПОЧЕМУ НЕ БЫЛО ПЛАНА Б?

Команде Билялетдинова вполне по силам справится с нокдауном в первой игре и найти в себе силы перевернуть серию. Главная головоломка – кого поставить в ворота. С одной стороны, Подъяпольский не справился, но его наигрывали всю зиму, как основного вратаря, значит в него верили. С другой стороны, поставить Шарыченкова – это расписаться в собственной ошибке. Гарипов перестал играть ещё до нового года, а Шарыченков вернулся после травмы ещё 10 декабря, но шанс сыграть за «Ак Барс» получил только в феврале. Два месяца он играл или в «Барсе», или сидел в запасе. Почему Билялетдинов сделал ставку на одного вратаря, от которого непонятно чего было ждать в плей-офф? Тренер мог поделить игровое время между двумя вратарями (Гарипов к этому моменту уже был в лазарете), но не сделал этого. Теперь же настоящий цугцванг. Подъяпольский явно не справился, а Шарыченков не в игровом тонусе и набирать форму придётся в матчах навылет, где всё может закончится уже в воскресенье. Можно сколько угодно обвинять врачей, селекционеров и конкретно Гарипова, но время на подготовку упущено именно тренерским штабом. Кажется, Билялетдинов, решив самостоятельно заниматься вратарской темой вновь ошибся, как в четвертьфинале Олимпиады-2014 в Сочи.

Ещё и защитники подводят, ни один игрок обороны не прибавил в качестве игры в сравнении с прошлым сезоном. Да и среди нападающий заметный прогресс, как не парадоксально, только у Зарипова и Артёма Лукоянова. Но, как известно, Билялетдинов очень фартовый: пара мусорных шайб, самоотверженность всей команды и плохой день у «Авангарда» и вот «Ак Барс» снова в игре. Чемпионы просто так не сдаются.

Айрат Шамилов
Оценка текста
+
0
-