erid:
Названия клубов влияют на экономическую успешность.
Из-за особенностей названий американских команд часто возникает путаница с тем, как правильно их писать. Например, нападающий «Тампы» Никита Кучеров в нынешнем сезоне постоянно ставит новые клубные рекорды, вот только в США никто не называет так его команду. Либо «Лайтнинг», либо «Тампа-Бэй».
Впрочем, в США клубам даже не обязательно иметь «название», чтобы быть популярным. С сезона 2021/22 в НХЛ будет выступать клуб из Сиэтла. Во время пробного бронирования 13 тыс абонементов были раскуплены за несколько дней. И это пока еще безымянный проект! Впрочем, такой интерес американских болельщиков уже не вызывает удивления – два года назад абонементы на еще не существующий «Вегас» были реализованы за неделю.
НАЗВАНИЯ КЛУБОВ
В США: ГЕОГРАФИЯ+ТОТЕМИЗАЦИЯ
В различных болельщицких голосованиях самым желанным вариантом названия новой команды НХЛ чаще всего становится «Сиэтл Сокайс» («сиэтлские красные лососи»). Тотемизация – главный принцип названия американских команд. Их называют в честь животных, личностей или даже профессий. Ассоциация с командой происходит через образ франшизы.
Названия городов также есть в названиях, но они выступают как прилагательные. «Нью-Йорк Айлендерс» – это «нью-йоркские островитяне», а «Бостон Брюинз» – «бостонские медведи». Географическая привязка в названиях имеет важное значение. Это помогает привлечению нейтральной аудитории, которая наблюдает за спортом из патриотических чувств и поддерживает всех спортивных представителей своего города. За океаном вы никогда не увидите нейтральных наименований вроде «Авангард» или «Локомотив». Если бы омский клуб играл в НХЛ, он назывался бы Omsk Hawks.
Каждый клуб в четырех ведущих американских лигах (НФЛ, НБА, МЛБ и НХЛ) стремится выделиться своим названием. В последние годы клубы больше отходят от своих тотемных имён в сторону городских. Например, в футбольной лиге появились «Атланта Юнайтед» и «Орландо Сити».
ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ КЛУБЫ НАЗВАНЫ В ЧЕСТЬ ШТАТОВ?
В четырех главных американских лигах у 15 команд названия отличаются от стандартных – в них отсутствует наименование города. К примеру, хоккейный клуб «Колорадо Эваланш» из Денвера или «Флорида Пантерз» из Санрайза несут названия штата.
Такие необычные названия появляются по трём причинам: географическая привязка, история клуба и маркетинг. Нередко все они взаимосвязаны. К примеру, все профессиональные клубы из Миннесоты названы в честь штата. В этом северном регионе есть два крупных соседних города – Сент-Пол и Миннеаполис. Чтобы команды не теряли популярность в обоих городах, они имеют нейтральное название «Миннесота».
На побережье Мексиканского залива есть два города – Тампа и
Сент-Питерсберг. На эти два города приходятся три профессиональных клуба из
НХЛ, НФЛ и МЛБ, которые представляют весь залив («бэй» по-английски), но не привязаны
к какому-либо городу. Так что называть хоккейный клуб «Тампа-Бэй Лайтнинг»
просто «Тампой» ошибочно. Впрочем, иногда даже бейсбольный клуб «Тампа-Бэй
Рэйс» за океаном некорректно называют «Тампой», хотя он базируется в
Сент-Питерсберге.
Так что Никита Кучеров всё-таки играет за «Тампа-Бэй», а просто за «Тампу». В России эта разница незаметна, но в США убрав слово «Бэй», можно случайно оскорбить почти 300 тыс жителей Сент-Питерсберга, которые также следят за хоккейной командой.
Штаты появляются в названиях, чтобы завлечь максимальную аудиторию. Даже команды, которые ранее несли в себе привязку к городу, переименовываются, чтобы ассоциироваться с целым штатом. К примеру, хоккейная «Аризона» раньше называлась «Финиксом». Но есть в американском спорте есть два крайне необычных названия, которые известны на весь мир из-за грандиозных успехов в последние годы.
«ГОЛДЕН СТЭЙТ» И «НЬЮ-ИНГЛЕНД» ВЗЯЛИ НАЗВАНИЯ РЕГИОНОВ
Два американских суперклуба – «Голден Стэйт Уорриорз» из НБА и «Нью-Инглэнд Пэтриотс» из НФЛ – названы в честь неофициальных названий своих регионов. Отчасти благодаря этому клубы достигли небывалых экономических успехов на своих землях – по данным Forbes они входят в десятку самых дорогих спортивных брендов мира.
«Голден Стейт Уорриорз» базируются в Окленде, что на севере Калифорнии. В городе проживают около 400 тыс человек, этого достаточно для формирования фанатской базы. Но руководство клуба пошло по иному пути – оно захотело сделать клуб символом всего региона, в который входит Окленд. Агломерация называется Bay Area, она расположена на побережье залива Сан-Франциско.
Баскетбольная команда в этом регионе сформировалась в 1962 году и была
названа «Сан-Франциско Уорриорз». В 1971 году клуб переехал в Окленд, который в
15 км от
Сан-Франциско. Чтобы не потерять старую аудиторию, руководство клуба отказалось
от названия «Окленд Уорриорз», но в то же время не могло сохранить старый
бренд.
Назваться в честь залива также не имело смысла, так как в названии всё равно присутствовало непривлекательное для новых зрителей слово «Сан-Франциско». Именоваться «Калифорнией» не позволили команды из Лос-Анджелеса. Вот и выбрали максимально нейтральный вариант – «Голден Стэйт». Это переводится как «золотой штат» – так в Америке называют Калифорнию.
В следующем году «Голден Стэйт» начнёт сезон на новой арене уже в Сан-Франциско. Клуб может уехать в другой город и не потеряет аудиторию в Окленде. Это подтверждает, что удачное название – залог успешности любого бренда. Тем более, что на логотипе клуба присутствует мост «Золотые ворота», который никак не связан с Оклендом.
Футбольный «Нью-Ингленд Пэтриотс» - сильнейший клуб НФЛ - раньше назывался «Бостон Пэтриотс». Но в 1971 году команда переехала в небольшой город Фоксборо, который расположен в 70 км от Бостона. Это слишком далеко, чтобы оставаться «Бостоном», клубу пришлось придумывать новый бренд. Сперва они остановились на «Бэй Стэйт Пэтриотс». Команда провела сезон под таким названием, но болельщикам оно не понравилось.
Клубу пришлось экстренно выбирать новое название. Владельцы заметили, что
на матчи команды съезжаются не только жители Бостона и штата, но и зрители со всего
северо-востока США. Весь этот регион в народе называется Новой Англией, поэтому
руководство пошло на риск и выбрало себе имя «Нью-Ингленд». Сейчас «Нью-Ингленд
Пэтриотс» никак не ассоциируется с Бостоном или штатом Массачусетс, где
расположена команда. Клуб стал символом целого региона и люди ради своей
команды готовы проехать несколько сотен километров.
Иными словами, названия американских клубов – это необычное пересечение бизнес-направленности, американского менталитета и географического патриотизма. И вряд ли этот опыт можно полностью перенять на другие страны – например, в КХЛ нет клубов, названных по таком принципу. Но их много в МХЛ – «Мытищинские Атланты», «Мамонты Югры», «Омские Ястребы» и так далее.