erid:
УЕФА пока бессильна.
Зимнее трансферное окно в Европы закрылось для всех топовых чемпионатов уже больше недели назад. Самые громкие переходы оформили «Барселона» и «Челси». Первые купили Френки де Йонга у «Аякса» за 75 млн евро, а вторые Кристиана Пулишича у дортмундской «Боруссии» за 64 млн евро. Правда, до лета футболисты продолжат играть за свои прежние команды. «ПСЖ» – один из самых сорящих деньгами клубов последнего десятилетия – в этом плане оказался лишь на третьем месте, взяв у «Зенита» Леандро Паредеса за 47 млн евро. Зато парижане однозначно провернули самый хитрый и наглый трансфер этой зимы. Но формально это сделали не они.
Катарский «Аль-Духайль» приобрёл у португальского «Портимоненси» японского полузащитника Сёя Накадзиму за 35 млн евро. И «Аль-Духайль» очень тесно связан с «ПСЖ». По сути, это его фарм-клуб. Обе команды принадлежат катарской королевской семье. Но вряд ли, что 24-летний японец задержится в Катаре надолго. Практически никто не скрывает, что уже летом Накадзима переедет в Париж, но за гораздо меньшую сумму или окажется в аренде. Потерять полгода в данном случае не особо страшно. По сути, это довольно грубоватый, но в теории действенный обход финансового fair play. Да, у клубов одни и те же владельцы, но «Аль-Духайль» не входит в организацию Qatar Sports Investments, владеющую «ПСЖ», а значит и номинально парижане не будут покупать игрока сами у себя. Да и сам катарский клуб никак не попадает под юрисдикцию и потенциальные финансовые ограничения УЕФА. В Париже ещё изучают вероятность наказания за столь мутную схему, но пока нет предпосылок, что УЕФА как-то сможет за это их наказать. «ПСЖ» не был никак наказан после осенних расследований Football Leaks, которые вскрыли дефицит бюджета парижан в 218 млн евро. Так почему сейчас должно что-то поменяться?
Хотя сама идея с фарм-клубами не нова. В 2014 году владельцы «Ман Сити» создали City Foorball Group (CFG) – целую разветвлённую сеть фарм-клубов по всему миру, куда входит «Нью-Йорк Сити», «Мельбурн Сити», уругвайский «Атлетико Торке», где шейхи владеют подавляющий процентом акций. Также доля в 20% есть в японском клубе «Йокогама Маринос», а в прошлом году CFG выкупила 44,3% акций испанской «Жироны. Среди аффилированных клубов CFG есть голландский «НАК Бреда» и венесуэльский «Атлетико». Можно вспомнить и «Челси», который часто отправляет своих игроков на обкатку в «Витесс». Но до этого никто не пользовался схемой, которую сейчас проворачивают «ПСЖ». Здесь парижане первопроходцы. Если летом всё пройдёт удачно, то это создаст значимый прецедент. Подобных «Аль-Духайль» фарм-клубов в теории станет ещё больше, а пропасть между очень богатыми и всеми остальными клубами будет только расти.
| شويا ناكاجيما 10#الدحيل #قطر pic.twitter.com/EKoagHKwtm
— نادي الدحيل الرياضي (@DuhailSC) 5 февраля 2019 г.
Почему? Как минимум потому, что подобные трансферы сильно раздувают рынок. Накадзима столько стоить просто пока не должен. Он ещё даже не играл в португальском топ-клубе. «Портимоненси» – классический середняк, сейчас занимающий восьмую строчку в чемпионате Португалии. Да и на Кубке Азии Сёя себя не проявил. Он там просто не играл из-за травмы. Хотя было бы символично, учитывая, что в финале турнира сборная Японии играла именно против катарцев. Хотя за такие деньги японец должен быть лучшим игроком не только своего клуба, но и чемпионата.
И ещё осенью Накадзимой как раз-таки и интересовались середняки по общеевропейским меркам, типа «Шахтёра», «Севильи», «Айнтрахта», «Бордо», предлагавшие за него что-то в районе 10 - 15 млн евро. Но президент «Портимоненси» Фернанду Роча всё время повышал цену, будто отпугивая покупателей. И проблема в том, что в лице «Парижа» такие клубы, готовые переплачивать, находятся. В результате и дальше владельцы условных середняков будут требовать за своих, пусть возможно и хороших игроков, столько же. Но теперь уже более обоснованно. Хотя не так давно, в 2012 году «Ман Юнайтед» покупал Синдзи Кагаву за 17 млн фунтов с учётом бонусов. Да, тогда у Синдзи оставался всего год по контракту с «Боруссией», который он продлевать не хотел. Но, в любом случае, Кагава был звездой «Дортмунда» и переходил из топа в топ. А кто такой Накадзима? Теперь уже самый дорогой японец в истории.
Но зачем он «ПСЖ», учитывая, какая там конкуренция в полузащите, какие звёзды там играют и какими игроками клуб постоянно интересуется? Возможно, Сёя действительно очень талантливый и перспективный игрок, что и разглядели парижские селекционеры. Но пока нет предпосылок, чтобы он часто выходил хотя бы на замену. Трансфер Накадзимы – это пока больше имиджевая история для привлечения новых болельщиков. Азиатский рынок очень перспективен для европейских клубов. Например, зимой «Эспаньол» купил китайского нападающего Ву Лэя за 2 млн евро. За первым матчем китайца, который вышел против «Вильярреала» лишь на последние 15 минут, на родине следило более 40 млн человек. А за его представлением из Китая наблюдало около 350 млн человек.
Понятно, что Япония по численности населения – это совсем не Китай. Но там тоже очень любят футбол и давно ждут какого-нибудь своего игрока в сильной европейской команде. Со времён Кагавы так никого нового и не появилось. Азиат в топ-клубе – это всегда интересно. Это завлекает.