erid:
Война в баскетболе продолжается.
Как стало известно «БИЗНЕС Online», международная федерация баскетбола (ФИБА) проявляет большой интерес к российским клубам, которые по итогам сезона отберутся в Кубок Европы, и уже этим летом намерена переманить кого-либо из них в свой турнир – Лигу чемпионов.
Баскетбольная ЛЧ появилась в мае 2016 года, когда начался новый этап войны между ФИБА и Евролигой (раньше организация называлась УЛЕБ, сейчас зарегистрирована как Euroleague Basketball, поэтому Евролига). В 2014-м международная федерация решила проводить матчи отборочного турнира к чемпионату мира-2019 посреди клубного сезона. Формально – чтобы у зрителей было больше возможностей наблюдать за сборными; по факту – чтобы доставить проблем конкуренту, захватившему в начале нулевых контроль над клубным баскетболом.
На этом ФИБА не остановилась. В 2015-м федерация предложила всем клубам Евролиги с лицензией А, гарантирующей постоянное участие, перейти в свой турнир. Все ответили отказом. Тогда ФИБА переключилась на второй по статусности Кубок Европы и смогла переманить оттуда многие французские, греческие и итальянские клубы – не без давления на местные федерации и чемпионаты.
В качестве ответной меры Евролига ввела новый формат в своём главном турнире. Вместо 24 команд – 16, из которых только у пяти нет лицензии А. Вместо групповых стадий – полноценный регулярный чемпионат, где все команды играют друг с другом. Таким образом Евролига сделала шаг к тому, чтобы стать закрытым турниром, действующим в интересах узкой элитарной группы. ФИБА, курирующей более 600 профессиональных клубов в Европе, это, конечно, не понравилось. Федерация плотно занялась своей Лигой чемпионов.
Исполнительным директором нового турнира назначали греческого функционера Патрика Комниноса, который сыграл большую роль в развитии футбольной Лиги чемпионов. Спонсорами стали несколько китайских компаний – и, скорее всего, это связано с тем, что следующий чемпионат мира ФИБА организует в Китае. Продвижением в сетях занялась компания WSC Sports Technologies, которая сотрудничает с НБА, МЛБ и открытым чемпионатом США по теннису. Одним словом, ЛЧ не казалась турниром-однодневкой.
Из российских клубов в новом турнире ФИБА сыграли «Енисей», «Автодор» и «Нижний Новгород». Первая пятёрка таблицы Единой лиги ВТБ, тем не менее, выбирала Кубок Европы и Евролигу. Когда у кого-то возникали крамольные мысли о переходе в Лигу чемпионов, особенно после конфликтных ситуаций с Евролигой, например, штрафов, всё глохло ещё на стадии обдумывания.
Дело в действующем соглашении между Единой лигой ВТБ и Евролигой. По нему Россия получила вторую квоту в Евролиге и за это обязалась отправлять клубы с третьего по пятое место в Кубок Европы. Чаще всего ими оказывались «Зенит», УНИКС и «Локомотив», чуть пореже – «Химки» и «Нижний Новгород». Как сообщил источник нашего издания, соглашение подходит к концу в этом году, соответственно, клубы встанут перед выбором – либо остаться в системе Евролиги, либо уйти в Лигу чемпионов.
В такой же ситуации Россия была в начале нулевых, когда Евролига только появилась – с большими призовыми и возможностью получить лицензию А. Тогда многие остались с ФИБА под воздействием местной федерации, но потом всё равно вынуждены были присоединиться к УЛЕБ, уже на менее выгодных условиях.
В чём сейчас ФИБА лучше Евролиги и в чём хуже? Какие факторы могут повлиять на выбор?
ПЛЮСЫ ЛЧ
Призовые. В Лиге чемпионов они выше, чем в Кубке Европы. По информации Eurohoops, за выход в групповой этап ЛЧ платит 50 тыс евро, Кубок – в 20 тыс. Топ-16 оценивается в 70 тыс в ЛЧ и 50 тыс в Кубке. Четвертьфинал – 100 тыс и 90 тыс. Полуфинал – 140-200 тыс и 150 тыс. Финал – 400 тыс и 275 тыс. Победа – 1 млн и 450 тыс. Разница просматривается везде.
Трансляции. Лига чемпионов сама оплачивает показ матчей (с использованием восьми камер) на местном телеканале. Поэтому «Нижний Новгород», который играет в ЛЧ, в этом сезоне показывают на каналах холдинга «Матч» чуть ли не в тех же объёмах, что и ЦСКА.
Лиги владеют турниром. Самой ФИБА принадлежит только 50% Лиги чемпионов. Другая половина распределена между 11-ю европейскими чемпионатами – Единая лига ВТБ тоже в их числе и каждый год делает взнос. Это значит, что у лиг и клубов больше влияния на формат, календарь, регламент.
Уровень. В Лиге чемпионов в основном выступают такие же середняки, что и в Кубке, но в своих чемпионатах они занимают более высокие позиции. Средний уровень турнира выше, а матчей с большой разницей в счёте меньше. К тому же, в ЛЧ более чётко просматривается спортивный принцип. Кубок Европы в этом году раздал wild card сразу пяти клубам – среди них, например, оказался «Тюрк Телеком», в прошлом сезоне выступавший во втором дивизионе чемпионата Турции.
МИНУС
Деньги. Победа в Кубке Европы дарит клубам не только выход в Евролигу, но и возможность попросить у спонсоров увеличение выплат. Лига чемпионов, в свою очередь, уступает Евролиге по спортивной составляющей, здесь нет «Реала» и «Фенербахче» и не предполагает резкое раздувание бюджета. Возможно, оно и к лучшему.
Последние сезоны Евролиги показывают: как бы серьёзно не увеличился бюджет у выходца из Кубка Европы, он не может пробиться в первую восьмёрку и болтается в подвале таблицы. Действующий обладатель Кубка «Дарушафака» сейчас на последнем месте в регулярном чемпионате Евролиги. Предыдущий победитель «Уникаха» стал девятым, выигравший годом ранее «Галатасарай» – 12-м. 11 команд с постоянной лицензией находятся в другом измерении: они оперируют большими суммами несколько лет подряд, выстраивают инфраструктуру, идеологию, договариваются о чартерах. На остальные пять команд сваливается всё и сразу. Если они и приходят в себя, то уже когда всё шансы на попадание в восьмёрку потеряны.
Владелец АЕКа Макси Ангелопулос красочно описал эту ситуацию. «В Евролиге абсолютно необоснованная конкуренция. Остальные пять команд [без лицензии А] в конечном счёте оказываются банкротами или на грани банкротства», – сказал он в интервью Eurohoops.
С каждым годом аргументов в пользу мнения Ангелопулоса становится больше. Последний – «Бамберг». Немецкая команда показывала солидный баскетбол в Евролиге, взрастила для «Фенербахче» Николо Мелли, вдохнула новую жизнь в Андреа Тринкьери, но со временем всё равно пришла к пониманию: не их уровень. Евролига 2015/16 – вылет на стадии топ-16, 2016/17 – 13-е место, 2017/18 - 12-е место. В чём глобальный смысл? Зачем бороться каждый год в чемпионате Германии, чтобы потом ничего не показывать в Евролиге? С этого сезона «Бамберг» играет в Лиге чемпионов. Команда уже вышла в плей-офф и считается одним из фаворитов.
Самое главное, что для ФИБА Лига чемпионов – это титульный продукт, особенно в нынешних конфликтных условиях, а не какой-то второй турнир, на который распределяются ресурсы по остаточному принципу.