erid:
У российского нападающего «Вашингтона» не получается игра на точке.
Евгений Кузнецов подъезжает на точку вбрасывания. Его лицо искажает гримаса агрессии. Он опускается очень низко и наклоняется в сторону соперника. Делает быстрые движения клюшкой – как будто играет на приставке и ждёт вброса шайбы. Всё это выглядит так, как будто в Кузнецова вселился демон. Но такое отношение центрфорварда «Вашингтона» к вбрасыванию неслучайно: на протяжении всей карьеры его упрекают в слабой игре на точке.
«ЭТО ПРОСТО УЖАСНО!»
«Я думаю, он может играть в меньшинстве», – говорил перед началом сезона генеральный менеджер «Вашингтона» Брайан Маклеллан. Команда потеряла летом центра четвёртой тройки Джэя Бигла, который ушёл в «Ванкувер», а в «Кэпиталз» он был главным специалистом по игре в меньшинстве. «Если Маклеллан так считает, то это на самом деле так, он немного разбирается в хоккее», – шутил сам Кузнецов. При этом именно Бигл часто на тренировках показывал россиянину, как правильно ставить клюшку на вбрасывании и куда отбрасывать шайбу. За предыдущие четыре сезона в НХЛ Кузнецов сыграл в меньшинстве суммарно 11 минут. В этом – уже 17.
«Я думаю, он может играть лучше на вбрасываниях и в своей зоне, играть против топовых звеньев других команд. Кузнецов действительно может стать элитным двусторонним игроком», – был уверен Маклеллан. Кузнецов в среднем за матч проводит в меньшинстве 26 секунд, и это лишь потому, что плохо играет на вбрасываниях. Сразу после удаления на вбрасывание в своей зоне главный тренер «Кэпиталз» Тодд Рирден его никогда не поставит. При этом свою игру в обороне Кузнецов улучшает с каждым годом выступления в НХЛ, но на вбрасываниях в этом сезоне играет хуже всего в карьере.
38,9 – ужасный процент выигранных вбрасываний, и по этому показателю Кузнецов худший в нынешнем сезоне НХЛ. В последнем матче против «Бостона», например, Кузнецов проиграл 17 вбрасываний из 21. В команде давно шутят над этим навыком российского нападающего. На одной из тренировок на предсезонке «Вашингтон» отрабатывал вбрасывания, и Кузнецов выиграл одно из них. Одноклубники Александр Овечкин и Чендлер Стивенсон сразу начали изображать дикую радость и прыгать на Кузнецова, как будто только что выиграли Кубок Стэнли. Евгений посмеялся вместе со всеми, но не отрицает, что действительно плох на точке: «Это просто ужасно!».
Как Кузнецову изменить ситуацию? Один из тренеров «Вашингтона» Скотт Арниэл считает что ему нужно расслабиться: «Перед каждым вбрасыванием Кузи очень напряжён. Если он будет думать не о самом вбрасывании, а о том, как расставиться в зоне и сыграть дальше, то ему будет проще». Пока получается не очень.
Отличный момент, который показывает, почему Кузнецова лучше не ставить на вбрасывания в своей зоне:
Rickard Rakell scores right off the faceoff to put the Ducks up 3-0. We are all Evgeny Kuznetsov in this GIF. pic.twitter.com/vBjFo4wv8g
— Ian Oland (@ianoland) 13 марта 2017 г.
Статистика Кузнецова на точке вбрасывания в НХЛ:
- Сезон 2013/14 – 18,5% выигранных вбрасываний (5 из 27)
- Сезон 2014/15 – 44,6% выигранных вбрасываний (304 из 681)
- Сезон 2015/16 – 47,8% выигранных вбрасываний (543 из 1137)
- Сезон 2016/17 – 44,0% выигранных вбрасываний (456 из 1037)
- Сезон 2017/18 – 44,2% выигранных вбрасываний (450 из 1018)
- Сезон 2018/19 – 38,2% выигранных вбрасываний (194 из 505)
ЭТО ПРОБЛЕМА РОССИЙСКОГО ХОККЕЯ
В свой первый сезон в «Кэпиталз» Кузнецов практически не играл на вбрасываниях – в «Вашингтон» россиянин приезжал крайним нападающим. Главный тренер Барри Троц не ставил его в центр в том числе и из-за игры на точке. Хотя главной причиной было, конечно, неумение Кузнецова возвращаться назад. В «Тракторе» его умения играть в обороне хватало, чтобы быть первым центром команды, но в НХЛ он быстро ушёл на фланг. Именно позиция флангового форварда – родная для Кузнецова. И именно поэтому он так плох на вбрасываниях.
На минувшем молодёжном чемпионате мира главный тренер российской сборной Валерий Брагин сделал первым центрфорвардом команды номинального крайнего форварда Виталия Кравцова. Его судьба и так была похожа на путь Кузнецова (воспитанник «Трактора», ранний дебют в КХЛ, техничный и довольно худой игрок), а теперь он ещё и позицию поменял, как он. Логика в этом есть – если игрок хорошо понимает игру и знает, как развивать атаки, то в центре он заиграет. Но некоторым аспектам игры на этой позиции научить уже зрелого игрока непросто.
В «Вашингтоне» бы наверняка так и оставили Кузнецова на фланге, но летом 2014-го команду покинул Михаил Грабовский, который был вторым центром команды после Никласа Бэкстрёма. Среди проспектов никто не был готов к такой роли, да и на рынке таких игроков найти сложно. По игре в своей зоне и на вбрасываниях Кузнецова натаскивали Бигл и Эрик Фер, но пробелы в его игре всё-таки остались.
В России в целом никогда не уделялось большое внимание игре на точке вбрасывания. За всю историю российского хоккея лишь несколько центрфорвардов могли похвастать высоким процентом выигранных вбрасываний – это Сергей Фёдоров, Павел Дацюк и Андрей Николишин. В школах отработка этого компонента никогда не рассматривалась отдельно – внимание к процедуре вбрасывания было минимальным. Вбросили шайбу, разыграли – едем дальше. При этом любой канадский центрфорвард, приезжающий играть в КХЛ, сразу становится королём вбрасываний.
Так и не смог выйти на нормальный процент выигранных вбрасываний в НХЛ Евгений Малкин (43,7% за карьеру). Чуть лучше показатель у Артёма Анисимова (46%). Кузнецов не сильно выбивается из общего ряда со своими 44,3%. Но это для российского центра приемлемые цифры – Кузнецова в клубе видят классным двусторонним центром. И для того, чтобы им стать, нужно намного лучше играть на вбрасываниях.