erid:
Молодёжке нужен новый подход.
У России снова есть медали на молодёжном чемпионате мира. После вылета в четвертьфинале в прошлом году Валерий Брагин привёл команду к бронзовым медалям. Чиновники и тренеры призывают нас радоваться этому результату, но не спешите – с этой командой можно было добиваться большего. По составу эта молодёжка ничуть не хуже той, что сотворила сказку в Баффало-2011. Послевкусие той победы долго помогало Брагину оставаться главным специалистом по молодёжи в России. Пусть Михаил Варнаков дважды привёл команду к «бронзе» (2013, 2014), магия того самого волшебника заставила ФХР вернуть Брагина.
Ему удаётся не проваливаться – за его сборную никогда не стыдно. Но ведь никто и не поймёт, как может сыграть молодёжка при другом тренере! Что можно действительно собирать всех лучших и не игнорировать тех, кто рано уехал в Северную Америку. Что можно не только надеяться на харизму тренера, но и подгадывать тактику под каждого соперника и быть гибкими в выборе плана на матч. Мы слишком верим Брагину, но кажется, что его методы уже не приносят эффекта.
МОТИВАЦИЯ
Любой, кто играл под руководством Брагина, готов умирать за него на льду. Тренер говорит довольно простые вещи, но умеет найти подход к каждому игроку – в молодёжной команде это особенно важно. В каждой его команде были хоккеисты со сложными характерами, но Брагин всегда мог сплотить коллектив. Талант мотиватора – пожалуй, главное достоинство специалиста. Одной мотивации мало: в игре против сборной США в полуфинале этого не хватило, чтобы переломить ход матча. В третьем периоде у россиян было немного шансов, хотя отыграть нужно было всего одну шайбу – ничто по сравнению с 0:3 после двух периодов в знаменитом финале МЧМ-2011 против Канады.
Умение зажечь команду значит много, но если игроки не понимают куда им бежать и как играть, толку от мотивации немного. В полуфинале Виталий Кравцов бил клюшкой по льду со всей силы, после сирены рыдали Клим Костин и Николай Коваленко – страсти этой сборной Брагина, как и любой другой его команде, хватало. Но это не помогло.
ВАРИАТИВНОСТЬ
После того, как американцы повели в счёте, они грамотно отдали инициативу сопернику. Российские хоккеисты подолгу владели шайбой в чужой зоне, но это вообще ни к чему не приводило. Вылезти на пятачок? Да кто пустит-то. Открыться на выгодной позиции и ждать паса? Всё равно перекроют. Бросать с любой позиции? Пожалуйста, бросайте – только всё равно не забьёте. Брагин же не смог перестроиться по ходу матча: казалось, игроки российской сборной просто не знают, как играть в чужой зоне, поэтому и бросали с любых точек.
Не было поддержки от защитников, которые потерялись, попав под мощный форчек. А в позиционном нападении российские игроки не понимали, как создавать преимущество, а не просто гонять шайбу по чужой зоне и сохранять владение. Брагин привык играть от соперника, а когда пришлось диктовать игру самому, сразу возникли проблемы. Плана Б на важнейший матч турнира не оказалось. Американцы переиграли нашу сборную тактически.
ПОДБОР СОСТАВА
«Брагину надо понравиться», – рассказывал один из закончивших карьеру хоккеистов, игравших под его руководством. Назвал он тебя новым Иваном Телегиным – можешь забыть про Новый год в кругу семьи. В случае, если ты не запал в душу тренеру, то поменять его мнение сложно. Один из лучших игроков юниорской лиги Квебека Иван Чехович был хорош на Суперсерии, но на сбор перед МЧМ приехал с микротравмой и не очень удачно сыграл в контрольных матчах. При этом он предупреждал тренерский штаб, что ему противопоказаны занятия в тренажёрном зале с большими весами из-за проблем со спиной. Тренеры не стали искать подхода к игроку и отцепили его от команды. Чехович после отъезда из сборной набрал девять очков в двух матчах за клуб.
Странная ситуация вышла и с казанским воспитанником Александром Ховановым, который тоже впечатляет в лиге Квебека. Тренерам проще было наигрывать в центре номинального крайнего нападающего Кравцова, чем поставить того, кто постоянно играет на этой позиции. Григорий Денисенко был хорош на турнире, но в матче с США он сделал гол сам – взаимодействие с Кравцовым было далеко не идеальным. А в тройке с Ховановым Денисенко часто играл ещё в юниорских сборных. Тренеры решили отказаться от этого варианта. Да, Никита Шашков по ходу турнира был более полезен из-за своих оборонительных скиллов, но почему, например, в заявке оказался центр системы СКА Иван Морозов, а не Хованов? Четвёртая тройка в итоге выпала из командной игры – периодически блистал лишь 17-летний Василий Подколзин, но от Морозова и Кирилла Марченко это вообще не зависело.
В итоге в полуфинале российской молодёжке не хватило как раз ещё одного играющего звена, которое могло бы выйти в большинстве или просто создать что-то опасное в чужой зоне. Брагин держал тройку Кравцова по две с лишним минуты на льду, лидеры уставали и к середине третьего периода уже выдохлись. А больше никого, кто мог бы вытащить матч, в команде не было. Морозов и Марченко в решающие моменты всегда сидели на скамейке – разве не лучше было взять на турнир потенциальных клатчеров? Как минимум две тройки нападения должны заниматься разрушением – философия Брагина относительно комплектования состава на МЧМ остаётся прежней. Но этого уже не хватает, чтобы добиваться чего-то серьёзного: третий год подряд Россия не доходит до финала.
Можно радоваться тому, что сборная проиграла на турнире только один матч из семи, довольно уверенно сыграв во всех остальных. С таким подбором игроков, как в этом году, бронзовые медали – это большая неудача. Владимир Тарасенко, Евгений Кузнецов и Артемий Панарин в 2011-м котировались не выше Григория Денисенко, Виталия Кравцова и Кирилл Слепца сейчас. А почти все игроки нынешней команды Брагина играют на взрослом уровне. Магия тренера уже не работает: соперники не рассыпаются в решающий момент. Кажется, пришло время попробовать что-то другое.
Россия не попала в финал МЧМ. Хотя должна была выигрывать «золото»