erid:
Плей-офф всё дальше, ВХЛ всё ближе.
Как стало известно «БИЗНЕС Online» в нижнекамском «Нефтехимике» продолжаются кадровые перестановки. Накануне генеральному директору клуба Раилу Якупову объявили об увольнении. После праздников об этом будет объявлено официально. По словам источников нашей газеты в клубе, решение принималось не в Нижнекамске, а в Казани. В «ТАИФе» решили провести революцию в клубе – третью за последние четыре года.
Новость стала неожиданной для многих, так как ещё пару дней назад генеральный менеджер вместе с президентом клуба и генеральным директором «Нижнекамскнефтехима» Азатом Бикмурзиным наблюдал за тренировкой первой команды, а затем с новым тренерским штабом смотрел игру молодёжки. Казалось, никаких волнений не будет.
Разговоры о скорой отставке в узких кругах ходили давно и причины увольнения Якупова не стоит искать только в неудачной игре «Нефтехимика». По словам источников нашей газеты, большую роль в разрыве отношений сыграл конфликт специалиста с многолетним тренером вратарей «Нефтехимика» Фаритом Закировым. Ранее клуб уволил весь штаб первой команды во главе с Назаровым, сделав исключение только для Закирова, который словно знамя переходит из одного тренерского состава в другой последние лет 20.
Функции генерального менеджера на себя в состоянии взять новый исполняющий обязанности главного тренера Вячеслав Буцаев, который уже совмещал две эти должности в «Сочи» и весьма успешно.
ЯКУПОВ ВЫТАЩИЛ «НЕФТЕХИМИК» ИЗ ЗАБВЕНИЯ
Якупов пришёл в «Нефтехимик» весной 2017 года после провального выступления команды, которая не смогла выйти в плей-офф и утонула во внутренних конфликтах и интригах. Назначение воспринимали как возвращение менеджера домой – Якупов родился в Нижнекамске и больше семи лет проработал директором хоккейной школы «Нефтехимика». После чего он несколько лет был вне хоккея, занимаясь делами сына Наиля, который в то время играл в НХЛ. В 2015 году Якупов в связке с Рафиком Якубовым работал в Альметьевске с местным «Нефтяником» и выиграл чемпионат ВХЛ. В общем, Якупов был идеальным кандидатом для того, чтобы перезагрузить клуб. Заметим, что Назаров в этот момент уже работал в команде полгода, то есть главного тренера назначили до прихода нового директора.
Новый директор провёл ребрендинг, выбрав новым талисманом клуба волка, вложил в это некоторую агрессивную философию и, исходя из поредевшего бюджета, собрал под эту философию команду. Он сразу заявил, что команду будет набирать под Назарова и всячески подчёркивал, что с главным тренером они работают в тесном контакте, все трансферы были согласованы.
Команда выстрелила неожиданно для многих – даже для самого Якупова и Назарова, о чём они признавались ближе к Новому году.
Различные акции и активности со стороны клуба, который до того не выделялся на информационном поле, шли на пользу «Нефтехимику», и особенно это было полезно в свете принятого КХЛ рейтинга клубов, по которому их предложили мало-помалу из лиги исключать. База болельщиков, благодаря победам команды и информационному шуму росла, и это стало решающим фактором успеха самой крупной программы Якупова по отказу от бесплатных абонементов для работников генерального спонсора клуба – «Нижнекамскнефтехима».
Директор старался сделать имя «Нефтехимика» узнаваемым. В этом ключе тема с переговорами «Нефтехимика» и Яромира Ягра, скорее, выглядела как отличный пиар-ход, а всяческое привлечение сына Наиля Якупова, игравшего в прошлом сезоне в НХЛ, к мероприятиям «Нефтехимика» было грамотно использовано.
ПРОМАХИ В ПИАРЕ
Но не следует думать, что Якупов был непогрешим. Его прямолинейность, резкая манера работы и общения создавали множество сложностей.
Якупов с самого начала показал, что знает о пиаре, но почему-то иногда отходил от его главных постулатов. Например, много раз заявленная открытость клуба так и не состоялась. Журналисты ни разу не побывали в раздевалке команды после игры, а сама команда стала яро оберегаемой вещью. Тут у Якупова и Назарова взгляды прямо сошлись – то, что они называли «внутренней кухней», было свято и неприкасаемо. Вся активность и акции носили внешний характер, а что на самом деле происходило внутри – можно было только догадываться по инсайдам и различным решениям, кажущимся из-за недостатка информации непоследовательными. Канал коммуникации с главным тренером и вовсе носил полузакрытый характер. Назаров принципиально не общался с местными журналистами, предпочитая давать интервью своим московским друзьям, которые могли сделать публикации от имени тренера и без его прямого участия.
С управлением информацией проблемы возникали не только с главным тренером. Например, неожиданное исключение во время плей-офф из состава защитника Эрика Густафссона и многолетнего лидера команды Дэна Секстона вообще никак нормально не объяснялось. В общем-то, Секстона нижнекамские болельщики так Назарову и Якупову не простили.
Другая интересная история – это отношение Якупова с соцсетями. Специально для общения с фан-базой менеджер завёл аккаунт в «ВКонтакте» и поначалу активно включился в комментирование новостей на официальной странице, но прямое общение с болельщиком скоро разочаровало. Стало ясно, что довольных всем не бывает, и на критику директор часто отвечал довольно грубо, что, конечно, не настраивало в его пользу. Хотя он всегда был открыт к общению и часто проводил встречи лицом к лицу с заинтересованными зрителями.
Главным, что решило судьбу Якупова в «Нефтехимике», стали внутренние интриги. Ни сам он, ни Назаров не смогли удержаться от борьбы за власть в клубе. На коротком отрезке Якупов смог переиграть своего оппонента, отправив того в отставку раньше, но в итоге и сам не смог избежать увольнения. Причём в доказательство всей балаганности происходящего увольнение генерального менеджера произошло в день игры, как и отстранение Назарова перед матчем с рижским «Динамо».
ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ С КЛУБОМ?
Собственно, по прямым обязанностям Раилу Якупову претензии предъявлять трудно. Он успешно справлялся с селекцией, находил лидеров и просто сносных игроков за небольшие контракты, которые мог себе позволить. Многие были бы в шоке, если бы узнали, сколько получают финские легионеры в «Нефтехимике», включая одного из лидеров КХЛ Юусо Пуустинена. Деньги небольшие даже по меркам средних российских игроков. К тому же Якупов умеет работать с молодёжью. Такой специалист точно не останется без работы.
Но баланса по составу в этом сезоне у «Нефтехимика» не просматривается. Кроме молодёжи и легионеров, добротных опытных игроков крайне мало.
Успешные времена для нижнекамского клуба, кажется, прошли безвозвратно. «Нефтехимик» на всех парах мчит в ВХЛ. Буцаев - сильный тренер, но он работал в «Сочи», который был политическим проектом. Клубу старались всячески помогать в КХЛ в верхушке отечественного хоккея, а у нижнекамцев такой «крыши» нет. Команда уже вряд ли попадёт в плей-офф, что ухудшит позиции клуба в рейтинге лиги. Прибавим сюда и поубавившееся присутствие в медиапространстве и снизившуюся посещаемость.
В нынешнем сезоне «Нефтехимику» ничего не грозит, кандидат на отчисление уже определён. Но в следующем году очередная управленческая турбулентность может аукнуться. Несмотря на некоторые успехи прошлого года, этот сезон показал, что заявления о борьбе за высокие места, не подкреплённые соответствующими бюджетами и доверием, просто профанация. Якупов делал, что мог, и в плане селекции, и на ниве информационной борьбы, и в маркетинге, но он не волшебник. Нельзя сделать суперпродукт на одном энтузиазме, нужно вкладываться и верить в выбранную стратегию, не поддаваясь пустым интригам и без того чуть не убившим клуб несколько лет назад.