комментарии 0 в закладки

«Не из всех получатся Малкины и Овечкины. Поэтому образование – на первом месте»

erid:

Олимпийский чемпион – о детском и юниорском хоккее.

Олимпийский чемпион и чемпион мира Михаил Васильев во второй раз посетил Академию хоккея «Ак Барс», чтобы провести тренировки для её воспитанников. В интервью «БИЗНЕС Online» бывший главный тренер «Красной Армии» и юниорской сборной России рассказал, почему никогда нельзя повышать голос на детей, какие недостатки есть у наших хоккеистов и какое место должно занимать образование в жизни спортсмена.

Михаил Васильев / фото: пресс-служба Ак Барса


«В АЛЬМЕТЬЕВСКЕ ПОСТРОИЛИ ГРАНДИОЗНЫЙ ЦЕНТР»

– Михаил Александрович, как пришла идея вашего приглашения в академию?

– Хоккейный мир достаточно тесен: мы все друг с другом знакомы. Неважно, кто и в какой команде играл в своё время. Я тесно общаюсь и с Вячеславом Быковым, и с Игорем Захаркиным. Инициатива приглашения шла от Игоря Владимировича. Он спросил: «Хочу ли я поделиться своим игровым и тренерским опытом?» Через две секунды я ответил, что готов.

– Вы будете сотрудничать с академией на постоянной основе?

– Пока ничего не могу сказать по этому поводу. Но я приезжаю в Татарстан с большим удовольствием. Если меня и в дальнейшем будут приглашать – обязательно буду приезжать. Я недавно был в Альметьевске и видел, насколько грандиозный хоккейный центр там построили. Это огромный шаг в подготовке талантливых ребят, которые есть на территории республики.

– До 2016 года вы возглавляли «Красную Армию» в МХЛ, а чем занимаетесь в последние два года?

– Как бы банально это ни звучало, но я занимаюсь своей семьей и, конечно, не забываю о хоккее. У нас в Москве есть хорошая организация – «Легенды хоккея» – мы собираемся два раза в неделю: тренируемся, играем, обсуждаем какие-то идеи. Иногда меня приглашают в качестве эксперта и консультанта в разные клубы. Я недавно проводил тренировки в Обнинске и Калининграде.

– Там есть профессиональные клубы?

– Да, там есть детские профессиональные школы. В Калининграде я бы отметил отдаленность города – у перспективных ребят нет продолжения карьеры, им некуда развиваться дальше. На мой взгляд, выход из этой ситуации – создание подобной академии, как в Татарстане. Ребята должны знать и видеть, куда двигаться дальше: молодежные команды, ВХЛ и так далее.

– Наверное, это тяжело сделать...

– Очень тяжело. Когда увидел академию, всю инфраструктуру – понял, что не просто так школы Татарстана дают результаты. Я с большим удовольствием приезжаю сюда, потому что вижу, как всё устроено. И можно сказать, что сейчас я в Казани уже как свой. Ребята меня знают, воспринимают мои тренировки.

– В ваше время и близко таких условий не было?

– Нет, но это нормально: всё вокруг развивается, в том числе хоккейный мир. Для прогресса наших игроков необходимо совершенствоваться. Мы движемся вперёд, без создания подобных условий мы будем стоять на одном месте.

«В ИТАЛИИ ХОККЕЙ ДО 14 ЛЕТ – СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА»

– Перед началом вашей тренировки в Казани вы разрешили ребятам задать три вопроса. Один был про совмещение хоккея и учебы. Видимо, ребят это очень волнует, потому что академия уделяет большое внимание учебе...

– Правильно, что академия занимается этим. Когда я тренировал «Красную Армию», всегда говорил ребятам, что учёба должна быть на первом месте. Так было и в моей юности. Лично я хорошо учился, мне было не тяжело и нравился процесс. Только я пропустил весь 10-й класс, потому что меня начали привлекать во взрослую команду ЦСКА. В то время районное отделение образования разрешало в определенных случаях не сдавать экзамен, а ставить оценки в аттестат, которые были в течение года. Я получил это разрешение, но всё равно сдавал экзамены наравне со всеми ребятами. Просто потому, что мне это было интересно. Экзамены, кстати, сдал нормально. Поступил в институт физкультуры, а потом мы с Вячеславом Быковым перевелись в Санкт-Петербург.

Фото: пресс-служба Ак Барса


– Мы часто слышим, что нужно растить не спортсменов, а образованных людей...

– Насколько я знаю, это даже записано в уставе академии. Я приведу вам пример из Италии, где проработал долгое время. До 14 лет хоккей в Италии – это социальная программа: вы учитесь в школе, занимаетесь своими делами и только потом идёте на тренировку. Распределение начинается только после 14 лет, когда вы переходите в старшие классы. Тренеры совместно с родителями решают, будет или нет их ребенок заниматься хоккеем уже на профессиональном уровне. Знаете, некоторые отказываются от хоккея и выбирают учебу. Повторюсь, что не из всех получатся Малкины или Овечкины. Поэтому образование – на первом месте.

– Кажется, что у молодых игроков сейчас много соблазнов: интернет, телефоны, игры. Как заставить их честно работать и учиться?

– А вы видели какие у них условия в академии? Они должны понимать, что не воспользоваться всем этим – как минимум глупость.

– Действительно ли они понимают это?

– Я считаю, что да. Я приехал сюда второй раз и отметил бы разницу в восприятии тренировочного процесса: ребята улучшили все показатели по сравнению с первым визитом. Я вижу, что идёт прогресс, хотя прошло меньше месяца с нашей первой тренировки. Но самое главное, что я вижу в их глазах заинтересованность.

– А лично у вас в каком возрасте пришло осознание, что хоккей должен быть только на первом месте?

– В четыре года. Шучу, конечно. В этом возрасте я впервые встал на коньки, хотя коньками назвать это было тяжело – на валенки прикручивались лезвия и всё. Но когда стал постарше, начал смотреть за игрой кумиров – Анатолия Фирсова, Александра Рагулина – понял, что хочу стать хоккеистом. Но и соблазнов в наше время было меньше, отвлекаться на что-то другое было тяжело. Всю зиму мы проводили в хоккейной коробке

– Сейчас детей тяжело заставить зимой выйти на каток...

– Мы только недавно с Захаркиным обсуждали все эти подкатки, дополнительные тренировки. А у нас эти подкатки были на улице – мы выходили на каток и катались до глубокой ночи. Знаете, сколько валенок я стёр? Никаких денег платить не надо было. Плохо, что мы не можем заставить своих детей выйти на улицу – попинать мяч или покататься на коньках. Это в большей степени зависит от родителей, которые должны обращать на это внимание.


«ТРЕНЕР ВСЕГДА ДОЛЖЕН УЧИТЬСЯ И РАЗВИВАТЬСЯ»

– Говорят, что у российских игроков большие проблемы с катанием...

– Я с этим не согласен. У нас в КХЛ полно ребят, у которых показательное катание. Не могу сказать, что в этом аспекте мы сильно хуже шведов или канадцев. Просто над этим нужно много работать дополнительно.

Фото: пресс-служба Ак Барса


– Какие проблемы вы видите у наших игроков?

– Я не могу сказать, что есть какие-то серьезные проблемы. По крайней мере, в своих тренировках я стараюсь развивать в ребятах игровое мышление. В этом вопросе мое мнение полностью схоже с Игорем Захаркиным. Ребята должны больше играть – это нужно развивать. Они должны моментально принимать решения во время игры и уметь правильно распоряжаться с шайбой.

– Но ведь недостатки всё-таки есть?

– Определенно. Мы со временем перестали играть в свой хоккей. Сейчас мы стараемся играть в канадский – тотальный хоккей. А канадцы и американцы играют в тот хоккей, в который мы играли в советское время. Посмотрите, как они играют с шайбой – они постоянно контролируют её. В наше время того же Макарова ругали, потому что он передерживал шайбу. Канадцы входят в зону за счет хорошего владения шайбой и катания. А мы это со временем потеряли. Сейчас мы начинаем искать свой путь, но хватит ли нам терпения вложить молодым ребятам, что хоккей – это игра, а не беготня?

– На вашей тренировке вы давали ребятам достаточно сложные упражнения на технику владения шайбой. Способны ли они всё это воспринимать в 13-летнем возрасте?

– В первой мой приезд каждая вторая передача уходил в никуда, потому что она была не подготовлена. Мы стараемся работать над культурой паса: как нужно отдавать передачу, открываться под неё. Мы должны правильно владеть шайбой. Ребята сразу понимают задания, которые мы даем, но выполнение этого задания иногда хромает. И это нормально, потому что прогресс придет только после каждодневной работы. Вообще, я не хочу называть свои занятия мастер-классами, потому что это именно тренировки. Для меня слово «мастер-класс» вообще непонятно.

– Во время занятий вы ни разу не повысили голос на детей, даже когда у них ничего не получалось. Насколько важно всё объяснять спокойно?

– Повышать голос абсолютно неправильно. Не только на ребенка, но и на профессионального игрока. Любой человек будет легче понимать вас, если вы начнете спокойно объяснять его ошибки, а не повышать голос. А детям – особенно. Они не должны видеть в вас врага, потому что просто перестанут вам доверять. Если у ребенка что-то не получается – нужно проанализировать ситуацию и объяснить ему его ошибки.

– Много ли у нас тренеров в России, которые готовы спокойно разговаривать, а не кричать?

– Очень сложный вопрос. Отвечу так: тренер всегда должен учиться и развиваться, неважно, в каком он возрасте. На этот аспект нам необходимо обратить внимание, потому что если тренер развивается, прекрасно оснащен в своём деле, то у него не будет необходимости кричать на детей. Он сможет спокойно объяснить любую ошибку. Тем более, что для учебы всегда есть время. Развиваться необходимо вообще в любой профессии: будь вы работник в офисе или начальник отдела.

Фото: пресс-служба Ак Барса


– А как с вами общался Виктор Тихонов-старший?

– Скажу, что тогда было другое время. В те времена и команды собирались по-другому принципу, и тренировки проводились иначе. Выжил – хорошо, нет – есть еще сотня таких парней. Найдут других.

– Вам не кажется, что с того времени менталитет людей не поменялся? Мы не понимаем, когда с нами спокойно разговаривают...

– Думаю, наших тренеров нужно отправлять на практику в Европу и показывать, как там устроено взаимодействие между тренером и игроком. Попробуйте там повысить голос на ребенка или 18-летнего парня. В первый раз на вас посмотрят косо, а на второй просто уйдут с тренировки и посоветует вам подумать над своим поведением. В Европе всё работает только так. Я не спорю, что иногда необходимо повышать голос, но такие моменты нужно минимизировать.

– Вы ведь еще проводите лекции для тренеров во время приездов в академию?

– Мы стараемся много и часто общаться с тренерами академии. Мы не смотрим на наших тренеров свысока, наоборот, я всегда говорю, что в любой момент готов к общению. Могу что-то подсказать или дать совет. И, кстати, тренеры не стесняются подходить, задавать вопросы.

– С какими вопросами они чаще всего подходят?

– Они спрашивают, вижу ли я в их команде талантливых ребят? Я отвечают, что да. Очень часто спрашивают на тему того, как талантливому ребенку сделать следующий шаг вперёд? На этот вопрос у меня было два ответа: первое – это самосовершенствоваться, ребята должны дополнительно заниматься, второе – давать ребенку возможность играть. Ребятам нужно доверять и давать больше возможностей.

ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Михаил ВАСИЛЬЕВ
Дата рождения: 8 июня 1962 года
Место рождения: Электрогорск
Игровая карьера: ЦСКА (Москва) – 1981 - 1988; «Торпедо» (Ярославль) – 1989/90, 1994/95; «Сельва» (Италия) – 1990 - 1992; «Верезе» (Италия) – 1992 - 1994; «Бозен» (Италия) – 1994 - 1996; «Рёдовре» (Дания) – 1997/98; «Больцано» (Италия) – 1996/97, 1998 - 2001.
Достижения в качестве игрока: олимпийский чемпион (1984), чемпион мира (1983), бронзовый призер чемпионата мира (1985), чемпион Европы (1985), серебряный призер чемпионата мира (1987). 
Тренерская карьера: «Больцано» (Италия) – 2003 - 2004; «Понтебба» (Италия) – 2006 - 2007; юниорская сборная России – 2009 - 2010; юниорская сборная Беларуси – 2010 - 2011; «Раубичи» (Беларусь) – 2011 - 2012; «Красная Армия» (Москва) – 2013 – 2016. 
Достижения в качестве тренера: выводил «Красную Армию» в финал Кубка Харламова, серебряный призёр МХЛ (2014).

Руслан Васильев
Оценка текста
+
0
-