erid:
Научная фантастика.
В начале декабря на The Athletic обсудили, какой будет НХЛ через 50 лет. Европейский и азиатский дивизион, собственные авиалинии и объединение с КХЛ – разговор вышел очень футуристичным.
Действующие лица:
– Эрик Духатчек, канадский журналист, член Зала слава хоккея
– Билл Дэйли, заместитель комиссионера НХЛ, который отвечает за международные проекты лиги.
– Боб Никольсон, президент «Эдмонтон Ойлерз», в прошлом глава федерации хоккея Канады.
– Шимон Земберг, исполнительный директор хоккейной Лиги чемпионов.
– Дэйв Кинг, бывший главный тренер сборной Канады, работал в семи странах.
– Пол Морис, бывший главный тренер «Виннипега», «Торонто», «Каролины» и магнитогорского «Металлурга».
Внизу – вольный перевод разговора. В сокращённом варианте, но с первоначальным смыслом.
Духатчек: в этом году «Эдмонтон» побывал в Кёльне, Стокгольме, Бостоне, Нью-Йорке и Виннипеге. Через месяц «Виннипег» и «Флорида» сыграли в Хельсинки. Давайте попробуем ответить – сможет ли в следующие 50 лет бренд НХЛ выйти за пределы Северной Америки и стать популярным в самых разных уголках мира?
Кинг: вполне реально. У нас уже есть игроки из Швейцарии, Франции, Словении и других стран, где нет сильных хоккейных традиций. Иностранцы хотят играть в НХЛ. Посмотрите на Илью Ковальчука. Он мог бы заработать за пять лет в КХЛ 9 - 10 миллионов долларов, но вернулся в НХЛ. Почему? Потому что это всё ещё НХЛ.
Никольсон: нашим клубам нужно лучше осваивать европейский рынок. Возможно, имеет смысл начинать сезон в Европе – в Лондоне, Париже, Барселоне. Там люди знают о НХЛ, но только через телевизор. А так игроков видно вживую, да и время матчей будет более удобно для европейцев.
Земберг: напомню, что НХЛ уже проводила матчи в Европе в 1938 году. А в 1972 в Лондоне появилась команда «Лайонс», которая представляла собой фарм «Детройта». У них были вполне конкретные планы создать европейскую лигу. Но последние 50, 60 и 70 лет ситуация не получила никакого развития. Да, бренд НХЛ очень силён в Европе, но меня удивляет, что при таких возможностях вы сделали так мало. Ни у кого в Америке нет такого большого потенциала в Европе, как у НХЛ.
Морис: НХЛ построена на том, что здесь выступают лучшие игроки. Если глубина команд сохранится при расширении, я думаю, что международная лига – задача выполнимая. Футбол станет главным летним видом спорта, хоккей – главным зимним.
Дэйли: глупо думать, что когда-нибудь в НХЛ появятся клубы, которые на постоянной основе будут базироваться в европейских городах. В плане профессионализма европейский хоккей несомненно вырос, но проблемы – перелёты, инфраструктура, поддержка местного бизнеса – никуда не делись. При этом я не отрицаю, что у нас превосходные позиции, чтобы в один день взять инициативу в свои руки.
ТУРНИР С ЕВРОПЕЙСКИМИ КЛУБАМИ
Духатчек: обсудим предложение Боба Никольсона. Должны ли клубы НХЛ начинать сезон в Европе?
Морис: было бы замечательно. Можно проводить сборы в Европе, начинать матчи раньше, не волноваться, что студенческий футбол отберёт у тебя аудиторию. В сентябре многие клубы НХЛ не хотят играть у себя дома, потому что приходится соревноваться с другими видами. В КХЛ же я заметил, что люди приходили на матчи в Магнитогорске ради Евгения Малкина. Он там просто рок-звезда.
Земберг: надо учитывать, что европейцам надоели выставочные матчи. Они хотят реальной борьбы. Мне кажется, нам нужен постоянный турнир между командами НХЛ и лучшими командами Европы. Нужны матчи, где что-то будет на кону. У сборных настолько плотный график, что добавить ещё одну игру будет невозможно. У клубов – другое дело.
Дэйли: вы не первый, кто предложил такую идею. Но наши клубы беспокоятся, что такая соревновательность может сказаться на их шансах выйти в плей-офф и побороться за Кубок Стэнли. Помню, как в 70-х к нам приезжали команды из Европы и России и проводили здесь выставочные матчи. Сейчас такое представить невозможно.
Но людям нравятся и такие товарищеские матчи. Я даже не мог представить, что мы, используя площадки местных команд в Берне и Кёльне, вызовем такую положительную реакцию. Проводить матчи между клубами НХЛ для очков НХЛ – может быть, но европейским командам нет смысла биться за очки НХЛ.
Кинг: все эти лиги в Европе понимают одну вещь – экономика хоккея лучше, если ты в НХЛ, а не в местном чемпионате. У всех проблемы и знаете почему? Уровень игры падает. Их молодёжь очень высокого уровня, но средний уровень чемпионатов упал. К примеру, в Швеции - 12 команд. Для 12-ти команд нужно много хоккеистов. А их явно не хватает, раз 100 шведов играют в Северной Америке.
Так представим, что ты швед и можешь сыграть за команду НХЛ, которая базируется в Стокгольме. Наверно, ты скажешь: «Почему бы нет?» Многие федерации и ассоциации в Европе скажут: «Это лучший вариант для нас. Зачем нам бороться с НХЛ? Зачем нам удерживать своих игроков здесь? Просто станем частью лиги – и многие игроки останутся дома».
ВСЕГО 10 АРЕН В ЕВРОПЕ
Духатчек: у НХЛ в Европе есть четыре проблемы. Во-первых, перелёты. Во-вторых, инфраструктура. В-третьих, деньги. В-четвертых, распределение игроков на два континента. Начнём с перелётов.
Дэйли: если честно, я не считаю, что перелёты – это главная проблема. Возьмём КХЛ в качестве примера. У них команды пересекают десять часовых поясов – просто ради очередной игры в России. Для того, чтобы поделить риски, НХЛ понадобится больше, чем одна или две команды в Европе. И им будет так же трудно лететь в Северную Америку, как остальным в Европу.
Земберг: допустим, «Хельсинки Харрикэйнс» играют с «Лос-Анджелес Кингз» в финале Кубка Стэнли. Что делать с перелётом, который всё равно занимает от восьми до десяти часов? Даже если мы перейдёт на формат НБА 2-3-2, это не решит проблему. Матч в Хельсинки будет начинаться, когда в Лос-Анджелесе уже ночь. И наоборот. Игроки будут сходить с ума.
Духатчек: может, НХЛ стоит создать свою авиалинию? Или арендовать самолёты на несколько лет? К тому же, вдруг в будущем появится что-то вроде «Конкорда» - сверхзвукового самолёта следующего поколения.
Дэйли: у нас уже есть своя программа чартеров, к которой могут присоединиться наши клубы. Мы будем работать в этом направлении и дальше.
Духатчек: перейдём к инфраструктуре. Все мы согласимся, что Европа отстаёт от Северной Америки в этом плане. Я не говорю, что так будет всегда – в ближайшие 50 лет всё может поменяться. Но это пересекается с экономическими вопросами. Арены мало того что маленькие – там не могут генерировать прибыль. Даже VIP-ложи стоят не везде. Да и цены на билеты в Европе в разы ниже, чем в НХЛ.
Земберг: на всю Европу можно найти максимум десять арен, которые отвечали бы стандартам НХЛ. У нас, если не ошибаюсь, две арены на 18 тыс мест, парочку на 15 тыс, одна на 14 тыс и несколько на 12 тыс. Вот и всё. Но главная проблема в том, что европейский город, европейский рынок не могут оказать хоккейному клубу ту же поддержку, что рынок Северной Америки. В Европе люди ни за что не заплатят сто долларов за билет. Так что проблемы две. Нет нужных арен и нет возможности собирать на каждом матче по 17 тысяч человек, чтобы выплачивать по коллективному соглашению зарплаты хоккеистам.
Духатчек: понятно, что сейчас с этим есть проблемы. Но что будет дальше? Проведу аналогию с концертами музыкальных исполнителей. Там ведь не сразу взлетели цены на билеты. Понадобилось много лет, чтобы даже самые крупные исполнители получали большую кассу.
Дэйли: я согласен, что европейцы не примут расценки НХЛ – и это, несомненно, повлияет на франшизы за пределами Северной Америки и повлияет негативно. У нас созданы механизмы, с помощью которых каждый рынок постепенно понимает: вот это цена на наш продукт. В Америке это сработало. Могу представить, что сработает и в Европе. Но понадобится время.
ОБЪЕДИНЕНИЕ С КХЛ
Духатчек: если НХЛ превратится в международную лигу, что будет тогда с драфтом? Допустим, в сезоне 2066/67 клуб «Москва Мулс» занимает последнее место в таблице и выбирает на драфте под первым номером. Они выбирают следующего Эрика Линдроса. А тот не хотел играть даже в Квебеке. Вполне возможно, он скажет «Нет» московскому клубу. А следующий Александр Овечкин, наоборот, скажет «Нет» «Вашингтону» и уйдёт в московский клуб.
Земберг: хороший вопрос. А как руководство НХЛ или хоккейная общественность отнесётся к тому, что «Хельсинки Харрикейнс» или «Берлин Брюинз» получат первый номер драфта, а следующий Остон Мэттьюс играет в Хельсинки, следующий Коннор Макдэвид – в Стокгольме?
Духатчек: может, стоит ввести систему трансферов, как в футболе? Там игроки могут переходить из страны в страну, если клубы определяют сумму неустойки.
Морис: я гарантирую, что в каком-нибудь маленьком городе из Онтарио есть куча ребят, которые будут рады выступать в НХЛ – вне зависимости от клуба. Это бренд. Все игроки мечтают попасть в НХЛ. То же самое можно сказать про маленький город из Сибири. Там тоже будут рады играть в НХЛ.
Никольсон: у НХЛ нет соперников. Игроки хотят выигрывать чемпионаты мира и Олимпиады, но цель номер один всё равно НХЛ.
Духатчек: поговорим об Азии. За последние два года четыре клуба НХЛ провели выставочные матчи в Китае – стране, у которой нет никаких хоккейных традиций.
Дэйли: Азия сильно отстаёт от Европы – и им нужно больше времени на то, чтобы понимать наш спорт. Но в то же время, учитывая население и экономику, наши игры могут приносить там большую прибыль. Так что есть преимущества и недостатки. Я не исключаю возможности, что в Азии появятся клубы НХЛ, но это произойдёт ещё позже, чем в Европе.
Духатчек: КХЛ уже давно вышла за пределы России. У них есть китайский клуб. Есть европейские. Такими темпами, скоро в КХЛ иностранных клубов будет столько же, сколько российских. Возможен ли вариант, при котором КХЛ и НХЛ объединятся под общим баннером?
Кинг: в КХЛ в следующем году хотят присоединить четыре иностранных клуба. Откуда – ещё не сказали, но предположу, что в Лондоне и в Испании. Думаю, в будущем мы увидим международную лигу, международный Кубок Стэнли. И на местах к этому отнесутся с пониманием. Ведь игрок из Швеции останется в Швеции, а не поедет в Нью-Джерси.
НЕ ВСЕ РАДЫ НХЛ В ЕВРОПЕ
Духатчек: к каким выводам мы пришли?
Земберг: мы подняли проблемы, которые коснутся НХЛ. Но не задумались, чем это чревато для европейских команд. Прежде чем создавать «Стокгольм Викингз», «Хельсинки Харрикейнз», «Берлин Брюинз» или «Прага Пайретз», нужно решить, что делать с командами, которые уже существуют там 100 лет.
Вот в чём, на самом деле, разница между Азией и Европой.
В Китае НХЛ может вести бизнес, не нарушая никаких хоккейных традиций – потому что у китайцев просто нет этих традиций. А в Европе – есть. Так что надо задуматься: мы помогаем европейской системе или уничтожаем её? Это ключевой вопрос. Для экспансии в Европу НХЛ нужно найти общий язык с хоккейными людьми из Европы. И вообще стоит задуматься – мы развиваем хоккей или развиваем НХЛ?
Дэйли: мы всегда осторожно относились к хоккейной инфраструктуре на местах и не хотели оказывать на неё негативное влияние. Мы работаем с этой инфраструктурой сообща. В этом и причина, почему мы не сделали многого в этом направлении. Мы не единственная хоккейная лига в мире. Мы не хотим создавать впечатление, что вот, американцы решили захватывать мир. Мы хотим развить то, что уже есть, предложить альтернативный вариант.
И мы будем придерживаться такого принципа в будущем. Возможно, из-за этого мы потратим больше времени и усилий, зато будем работать сообща, а не с позиции силы. Не все хотят, чтобы НХЛ развивалась в Европе. Им выгоднее, чтобы мы держались подальше. Нельзя просто прийти на место, воткнуть флаг и сказать, что это наша территория.