erid:
Это единственный выход для габаритных форвардов.
НХЛ становится легче: за последние 10 лет средний вес игроков лиги стал меньше почти на три килограмма (с 93,1 до 90,4 кг). Постепенно лигу покидают олдскульные силовые нападающие вроде Дуайта Кинга (прошлой осенью уехал в «Автомобилист», а оттуда в Италию), Брукса Лайха и Бенуа Пулио (оба – свободные агенты). Единственный выход для мощных форвардов – изменить свой стиль игры. Это под силу немногим, ведь с большими габаритами намного сложнее быть техничным, быстрым и универсальным. Но в последние годы в НХЛ появляется новый тип габаритных нападающих, от которых не откажется ни один клуб.
«Я – современный силовой нападающий. Например, как Блэйк Уилер из «Виннипега». Техничный и умело владеющий шайбой», – как-то ответил с улыбкой форвард «Колорадо» Микко Рантанен. Его часто критиковали за мягкотелость и нежелание идти в силовую борьбу. Сейчас это лучший бомбардир НХЛ (32 очка в 20-ти матчах регулярного чемпионата). А его ироничный ответ ввёл в хоккейный лексикон новый термин. «Современный силовой нападающий». Так какими умениями должен обладать игрок такого типа?
НХЛ стала легче. Это новый тренд
МЕНЬШЕ СИЛОВЫХ ПРИЁМОВ
Рантанен (193 см, 96 кг), Уилер (195 см, 102 кг), Алекс Так из «Вегаса» (194 см, 93 кг) проводят в среднем по одному силовому приёму за игру. Сравните со статистикой типичных силовиков. У форварда «Сент-Луиса» Патрика Маруна в среднем два силовых приёма за игру, у Дастина Брауна из «Лос-Анджелеса» – 2, 78, у Милана Лючича из «Эдмонтона» – 3,42, а у силовика «Вегаса» Райана Ривза – и вовсе 3,9. Но таких нападающих становится всё меньше. Если раньше примером для габаритных форвардов был Эрик Линдрос, крушивший всех, кто попадался на его пути, то сейчас практически никто не рискует так играть.
«Игра сильно изменилась. Вы видите габаритных парней, которые не используют свою силу так, как это делал Линдрос, потому что им это просто не нужно. Сейчас стало намного больше удалений. Я думаю, что болельщикам будет лучше видеть больших техничных парней, которые будут использовать своё мастерство чаще, чем другие навыки», – считает бывший партнёр Линдроса по «Филадельфии» Микаэль Ренберг. Они вместе с Джоном Леклером и Линдросом образовали «Легион смерти», одну из самых устрашающих троек НХЛ за всю историю. Но оказывать такое силовое воздействие на соперников, как в 90-х, невозможно. Современные силовые нападающие успели к этому приспособиться.
ТЕХНИЧНЫЙ
«Его главное преимущество – игра с шайбой», – говорит про Рантанена его партнёр по тройке в «Колорадо» Натан Маккиннон. Долгое время за океаном Рантанена считали пассажиром, которого везут Маккиннон и капитан «Эвеланш» Габриэль Ландескуг. В этом сезоне их тройка стала лучшей в НХЛ, и заслуги финского нападающего принижать нельзя. «Он точно не пассажир. Он стал играть в разнообразный хоккей, может противостоять хитам, протаскивает шайбу в чужую зону и на пятачок. Это то, благодаря чему Рантанен так хорош в этом году», – говорит про Микко главный тренер «лавин» Джаред Беднар. Показателен момент в недавней игре с «Бостоном» (4:3), где Рантанен протащил шайбу через всю площадку и выдал передачу под бросок Маккиннону. Раньше это делал только Мак.
Уилер всегда был недооцениваемым игроком, а до обмена в «Виннипег» (тогда это ещё была «Атланта») считался обычным прямолинейным форвардом для третьего звена. «Финикс» выбирал его на драфте под пятым номером, но путь к НХЛ занял аж четыре года. Блэйк признаётся, что для того, чтобы быть успешным в НХЛ, ему пришлось измениться. Больше играть в подыгрыше и поработать над владением шайбой. В первых трёх полноценных сезонах за «Джетс» Уилер делал в среднем 1,76 силовых приёмов за матч, начиная с сезона 2015/16 - по 1,16. Зато количество набранных очков только увеличивается, а по результативным передачам Блэйк вообще стал лучшим в НХЛ в прошлом сезоне. По шансам, созданным для партнёров в большинстве (25 за 20 минут чистого времени), он был вторым, уступив только нападающему «Филадельфии» Клоду Жиру (28,2).
РАСПАСОВЩИК
75% своих очков (24 из 32) Рантанен набрал результативными передачами. Уилер – ещё более ярко выраженный распасовщик, у него лишь три гола и 21 голевой пас в этом сезоне. Современные силовые нападающие могут быть плеймейкерами: представить такое лет 10 - 15 назад было сложновато. Они отлично укрывают шайбу корпусом и оставляют шайбу партнёрам. Силовик нашего времени должен уметь сделать точную передачу – габаритным дуболомам место в четвёртых звеньях, а лучше вообще в АХЛ.
Вы можете возразить: а как же Александр Овечкин, Патрик Лайне, Владимир Тарасенко? Да, это габаритные нападающие, но они не играют в силовой манере. Их игра заточена под умение выйти на удобную позицию, открыться и бросить. Например, Марио Лемье никогда не считали форвардом силового плана, хотя по габаритам он вполне подходил под это определение (194 см, 105 кг). А умение точно отпасовать партнёру важно не только для силовых нападающих.
ХОРОШ В ОБОРОНЕ
Габаритный нападающий должен быть полезен в обороне. Главная помощь команде заключается в мощном форчеке сразу после потери шайбы: форвард должен сразу прессинговать соперника, не давая ему спокойно распоряжаться шайбой. При позиционной обороне силовые нападающие обладают преимуществом у бортов. Понятно, что «большой» игрок не будет быстрее остальных нестись в оборону при контраатаке на свои ворота, но от них это и не требуется. Тот же Уилер уже трижды входил в число кандидатов на «Селке Трофи» (приз лучшему нападающему оборонительного плана).
НХЛ меняется, и чтобы оставаться в ней на заметных ролях, нужно меняться вслед за лигой. Если ты большой парень, то уже не можешь ездить по площадке и выцеливать тех, кто хоть немного опустил голову. Нужно быть техничным, умным, креативным и точным. А хиты для хайлайтов можно оставить тем немногочисленным олдовым силовикам, которые ещё остались, или мощным защитникам.