erid:
От того, насколько совершенны бортовые системы, зависит здоровье игроков. В КХЛ с этим есть проблемы.
О «бетонных» бортах в КХЛ говорили вскользь, но первым, кто напрямую связал жёсткие борта, травмы и неспособность лиги отрегулировать вопрос, стал защитник «Ак Барса» Андрей Марков. В интервью нашему изданию он заявил, что из-за огромных и жёстких бортов у хоккеистов в лиге очень много травм плеч и рёбер.
«Когда хоккеист разгоняется для силового приёма, он катит со скоростью 40 километров в час. На этой скорости он встречается с бортом или со стеклом, – рассказывает бывший врач «Нефтехимика» Георгий Чебышев, травматолог по специальности, шесть лет проработавший в хоккее. – Если конструкция неподвижна – это как удар об стену. Как правило, при таких столкновениях с бортом чаще всего повреждается акромиально-ключичное сочленение. Это место, где ключица соединяется с лопаткой. Очень распространённая травма. Почти каждый год в команде её кто-то получает. Она не всегда оперируется, но в любом случае хоккеист выбывает из строя как минимум на пять недель».
Если хоккеист в шлеме ударится головой о защитное стекло, он получит серьёзную травму вплоть до сотрясения мозга. А сотрясение – одна из самых опасных травм, которая может поставить крест на карьере. По словам специалиста, высота борта и материал стёкол отчасти снижают нагрузку: «Если даже стекло чуть-чуть прогнётся, это погасит часть энергии», – говорит Чебышев.
Если говорить о частоте сотрясений мозга, то врачи, массажисты и работники клубов, которые согласились стать собеседниками «БИЗНЕС Online», оценивают её в районе 40 - 45% от всех повреждений, вызванных столкновениями с жёсткими бортами. Финская компания «Райта Спорт» и вовсе говорит о цифре в 50%.
КАК С СОТРЯСЕНИЯМИ БОРОЛИСЬ В НХЛ?
Когда в НХЛ в конце 90-х появились бесшовные стёкла без стоек, многие хоккеисты начали на них жаловаться. «Это очень опасно. Как бежать в кирпичную стену», – говорил Брендан Шэнахэн, выступавший тогда за «Детройт». Оуэн Нолан из «Сан-Хосе» сравнивал столкновения с такими бортами с ударом о бетон. К ним присоединились Крис Челиос, Стив Айзерман и многие другие звёзды лиги.
Подозревали глубину посадки и сам материал – закалённое стекло. Если по длинной стороне они неплохо гуляли, то в закруглениях площадки и близко к полке борта были очень жёсткими.
Бесшовные ограждения из закалённого стекла предоставляли зрителям наилучший вид на площадку и повышали привлекательность хоккея, но вскоре многочисленные жалобы игроков услышал профсоюз, который уже не мог отмахиваться от этих заявлений. К тому же бывшие игроки начали подавать иски против лиги, обвиняя её в том, что она недостаточно информировала и защищала их от травм головы. С 2010 года в НХЛ начали бороться с травматизмом, особенно с сотрясениями.
Создали отдельный департамент, занимающийся охраной здоровья игроков, и с сезона 2011/12 постановили заменить все закалённые стёкла на акриловые, а вместо торцевых валиков поставить закругления из того же акрила.
Исполнительный директор ассоциации игроков НХЛ Дональд Фер заявил, что профсоюз удовлетворён соглашением с НХЛ. «Мы рады, что НХЛ согласилась заменить бесшовное закалённое стекло системами акрила», – сказал Фер. За это профсоюз согласился утвердить новые мягкие наплечники и налокотники, но это нормальная ситуация торга в условиях, когда каждый участник хочет сделать лигу лучше со своей стороны.
ЧТО ДЕЛАЕТ КХЛ?
КХЛ развивается в основном глядя на НХЛ и стараясь перенимать передовые технологии. Но многое приходится адаптировать к российской действительности. Например, из-за номинального профсоюза игроков у нас инициатором изменений регламента выступила сама лига.
Начиная с 2016 года КХЛ решила бороться с «бетонными» бортами предыдущих поколений, прописав конкретные требования к бортовым системам в техническом регламенте.
Чем отличается безопасный борт нового поколения? Во-первых, он ниже и у него узкая, еле выступающая полка, что выводит из-под удара рёбра и руки. А благодаря амортизирующему каркасу он в несколько раз более мягкий при столкновении. Акриловые панели значительно мягче и также свободно деформируются, гася энергию удара.
Самыми первыми борта нового поколения стали делать, естественно, в Северной Америке. Канадская компания «Атлетика» и её передовая серия бортов CrystaPlex 6A, которыми оснащены 28 из 30 арен клубов НХЛ. Эти системы одобрены НХЛ, АХЛ и КХЛ. Просто посмотрите на этот силовой приём, после которого Райан Макдона должен был закончить с хоккеем, но благодаря акрилу лишь слегка поранил нос.
С 2014 года финская компания «Райта», чья продукция наиболее распространена у нас, начала производить новую модель борта «Хорниум». Этим флагманом они обеспечили Олимпиаду в Сочи, и именно на эти борта сейчас в основном переходят в КХЛ.
Есть и менее известные местные производители, например, российская компания «Спорт Макс». У неё тоже имеется мягкий борт «Ультра Флекс». Единственный параметр, по которому он не вписывается в регламент КХЛ – ширина полки. У «Спорт Макса» она 45 мм, в то время как лига требует 40. Возможно, ширина учитывает мягкую накладку. На сайте компании указано, что этот элемент одобрен КХЛ.
Главным фактором замены бортов в регламенте прописан 12-летний срок эксплуатации. Лига составила график замены для всех арен, и в момент опубликования в 2016 году он требовал обновления площадок у большинства клубов. Однако, как мы знаем, строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения, так что график неоднократно пересматривался.
ГДЕ САМЫЕ ЖЁСТКИЕ БОРТА В ЛИГЕ?
По прошествии двух лет с момента изменений регламента лишь восемь клубов сменили борта на своих аренах. Кто-то, как ЦСКА и «Динамо», сменил сами арены, а кто-то, как «Кузня» и «Югра», покинули лигу. Сейчас самые жёсткие борта в КХЛ у «Авангарда», «Сибири», рижского «Динамо», «Северстали», «Торпедо». Отдельного упоминания заслуживает «Куньлунь»: в графике у него указаны самые свежие ограждения 2018 года, но стоит сноска, что это справедливо для арены в Пекине. В то же время китайский клуб как минимум половину сезона проводит в Шанхае, где «амортизирующие» свойства бортов хоккеисты упоминают именно в кавычках.
В Нижнем Новгороде и Череповце борта по графику не заменили, хотя КХЛ заявила, что все запланированные замены к сезону 2018/19 осуществлены. Правительство Нижнего Новгорода летом планировало выделить «Торпедо» на эти цели 20 млн рублей. Замена бортов перед сезоном также входила в планы «Северстали», но у клуба возникли некоторые вопросы по финансированию этого проекта, и им по согласованию с лигой разрешили отложить замену на год. По первоначальному графику это предполагалось ещё к предыдущему сезону 2017/18. В принципе перенос сроков лигой допускается, до этого «Нефтехимик» получил отсрочку на два сезона, так как вложился в Кубок мира и реконструкцию дворца.
Омск по понятным причинам замену отложил. На арене в Балашихе борта, по заверениям хоккеистов, ещё жёстче. После первых матчей клуб попросил дирекцию стадиона их поменять, там сначала вроде согласились, но потом поправились, что такая замена не планируется. Видимо, уточнили цену. По нашим данным, замена бортовой системы на топовый вариант «Райты» – «Хорниум» стоит порядка 30 млн рублей. Цена зависит от проекта самого дворца и нужного остекления.
То, что борта в некоторых дворцах ещё не старые, не говорит о их травмобезопасности. Например, агент Шуми Бабаев, комментируя травму своего клиента Артёма Пеньковского, заявил, что на арене во Владивостоке игроки часто получают травмы плеч и рук. «Во всём хоккейном мире ведут борьбу с травмами головы, потому что надо заботиться о здоровье. Большинство травм возникают из-за жёстких бортов. Лига обязана заставить клубы установить плавающие стекла и мягкие борта», – сказал Бабаев.
Борта «Фетисов Арены» во Владивостоке, на которой 23-летний Пеньковский получил перелом челюсти и открытую черепно-мозговую травму, по меркам КХЛ совсем свежие – 2013 года, и менять их по графику планируют не раньше 2026 года.
ЕСТЬ ЛИ СТАТИСТИКА ТРАВМ?