erid:
Сегодня «Ак Барс» в матче регулярного чемпионата КХЛ дома примет ЦСКА. Свою первую в истории победу над армейцами казанская команда одержала в 1989 году еще под названием СК им Урицкого, причем это был первый успех команды в высшей лиге. За ЦСКА тогда выступали Вячеслав Быков, Андрей Хомутов, Алексей Касатонов, Павел Буре и другие звёзды советского хоккея. «БИЗНЕС Online» рассказывает о памятном событии.
«ПАЦАНЫ, ВЫЙДЕТЕ В ВЫСШУЮ ЛИГУ – ВАМ ПАМЯТНИК ПОСТАВЯТ!»
Выход СК им Урицкого (предшественника «Ак Барса») в высшую лигу чемпионата СССР к концу 80-х казался несбыточным. Сезон 1987/88 казанцы закончили на рекордно низком для себя пятом месте в первой лиге.
«Тогда как раз закончили играть такие выдающиеся игроки как Маслов, Шалахин. И на первое место вышли не какие-то звёзды, а именно дружный коллектив, который у нас собрался, – вспоминает защитник Алексей Пучков. – В основном в команде были местные воспитанники. Приезжих было один-два человека. Брали точечно, на конкретные позиции. Из «Крыльев Советов» пришёл опытный центральный нападающий Игорь Ромашин, был в клубе ныне покойный Валерий Юров из Горького. И большую роль играл тренерский состав. Каждый новый тренер готовил СК им. Урицкого именно к тому сезону, когда мы и попали в элиту советского хоккея. Сначала был Владимир Филиппович Васильев, который поднял хоккей в Казани на новый уровень. Дал нам толчок к развитию. Потом Геннадий Фёдорович Цыгуров очень много сделал для нашего клуба. А потом пришёл Всеволод Александрович Елфимов, который сказал нам: «Пацаны, выйдете в высшую лигу – вам памятник поставят!» Так это было эмоционально».
Многие игроки считали, что в предыдущие годы команду искусственно не пускали в высшую лигу.
«Я всегда задавал себе вопрос: «Мы не можем выйти в высшую лигу или не хотим?» Было ощущение, что мы могли подняться в вышку, а потом, как тормозить начинали. Мне кажется, что были люди, которые влияли на процессы. Пока, наконец, не пришло время, и решили хватит «лохматить», пора играть в вышке! Я как раз на год нашего выхода и вернулся в Казань, и попал практически в обновленный коллектив. Добились выхода мы с Геннадием Цыгуровым, а играть в высшей лиге начали со Всеволодом Елфимовым», – говорит Вячеслав Рахин, защитник того состава.
«Мы же понимали, что в высшей лиге не будет таких премиальных, как в первой лиге. То есть, в вышке они были побольше, только получали бы мы их гораздо реже», – рассказывает о причине невыхода в топ-дивизион один из ветеранов СК им. Урицкого.
Казанцы в итоге попали в высшую лигу по итогам сезона 1988/89, но не благодаря своим успехам. Дело в том, что элитный дивизион советского хоккея был расширен с 14 до 16 клубов. Это было сделано для того, чтобы в нём осталось горьковское «Торпедо»: руководство федерации не хотело отправлять легендарный клуб в первую лигу. А 16-й командой как раз и стал СК имени Урицкого.
После выхода в высшую лигу казанцы лишились многолетних лидеров, да еще и главный тренер Геннадий Цыгуров вернулся в родной «Трактор». Его сменил казанский специалист Всеволод Елфимов, ранее работавший ассистентом в тренерском штабе Цыгурова.
«Володя Бокарев, Гена Маслов, Александр Соколов, Серега Столбун, Валера Шалахин уже закончили карьеры, а это были глыбы. Легенды не только казанского хоккея, но и первой лиги чемпионата СССР. В то время тон в нашей команде задавали Сергей Закамский, Алексей Пучков, два Равиля – Фазлеев и Шавалеев, подтягивалась молодежь – Алмаз Гарифуллин, Ильнур Гизатуллин, которые еще через десять лет стали уже чемпионами России в составе «Ак Барса», – вспоминает Елфимов.
«Тогда в вышку выходила команда, практически состоявшая из воспитанников казанского хоккея, рабочих лошадок, зато была очень трудолюбивая и дисциплинированная. Может быть, без того мастерства, которое было у сильнейших хоккеистов страны того времени, зато самоотверженная, без явных лидеров, но с сильная своим коллективом», – вспоминает защитник Сергей Закамский.
«В ЦСКА ПОДУМАЛИ, ЧТО К НИМ ПРИЕХАЛИ КОЛХОЗНИКИ»
«Тот сезон для нас был, как во сне. Это же элита советского, да что там, мирового хоккея. Туда, как в гости, заходили из первой лиги Уфа, Новосибирск, Свердловск, Минск. Поиграют годик, и обратно к нам в первую лигу. А мы всё никак не могли туда попасть, хоть на год», – делится воспоминаниями защитник той команды Равиль Фазлеев.
Казанцы стартовали в высшей лиге с домашней ничьей с киевским «Соколом», после которой потерпели два гостевых поражения – от воскресенского «Химика» и ярославского «Торпедо».
«Проигрыши эти были очень обидными, поскольку мы играли неплохо. С «Химиком» играли на равных - 2:2, «Торпедо» уступили всего одну шайбу. Собирались потом с ребятами, обсуждали рабочие моменты, не для того, чтобы напихать кому-то, а понять, как переломить ситуацию», – вспоминает Закамский.
Армейцы перед матчем с казанцами выиграли четыре игры подряд, несмотря на серьёзное обновление состава. По итогам предыдущего сезона ЦСКА потерял несколько ведущих хоккеистов. Игорь Ларионов и Вячеслав Фетисов вступили в конфликт с главным тренером команды и сборной Виктором Тихоновым. Вслед за ними в НХЛ укатили Владимир Крутов и Сергей Макаров.
В успешный итог матча с ЦСКА казанцы не верили настолько, что накануне игры два ведущих игрока команды нарушали режим с официантками столовой в гостинице «Лужники», где остановилась команда. Причем произошло это достаточно случайно: познакомились, разговорили, пригласили в номер и... общались до рассвета.
«Потряхивало меня перед игрой серьёзно. Все-таки тот ЦСКА представлял из себя весь цвет советского хоккея. Зато потом, уже когда вошли в игру, всё встало на свои места», – признаётся Андрей Писарев.
«Встреча с ЦСКА стоит особняком. У них в защите были Гусаров и Касатонов, Кравчук и Стельнов, в нападении Быков и Хомутов, все прославленные плюс их молодежь – Зубов, Малахов, Давыдов, Коваленко, Петров. Всех их помню. Мне кажется, что они вышли играть с нами вальяжные, с «холодком», – рассказывает Рахин.
«По-моему они отнеслись к нам с прохладцей. Мол, приехали колхозники, обыграем их на одном коньке. Если честно, то не мы тогда выиграли, а они сами проиграли», – размышляет Закамский.
У армейцев в том сезоне была очень молодая вратарская линия. Алексей Ивашкин и Максим Михайловский – талантливые вратари, но без какого-либо серьезного опыта. Армейцев не выручил 20-летний Ивашкин, пропустивший в первом периоде две шайбы. В меньшинстве от Константина Обрежи, и в раздевалку от Закамского.
«Даже тот гол в меньшинстве мы забили в контратаке. Мне записали передачу, но тогда я просто вбросил шайбу в зону, она отскочила на клюшку Кости Обрежи», – рассказывает Писарев. «Лично в моем голе больше «заслуга» вратаря, который пропустил в свой, ближний угол. Я же получил шайбу метрах в трех от синей линии и просто точно попал», – добавляет Закамский. С Закамским можно было бы согласиться, если не понимать, что его гол был забит в концовке периода. Иными словами, дебютанты не окопались в своей зоне, сохраняя минимальное преимущество, а шли в атаку даже на исходе игрового времени.
Во втором периоде Ивашкина сменил ровесник Михайловский, но состав армейцев в целом был гораздо моложе казанского. Все-таки, у «урицких» было побольше игроков среднего возраста, закаленных первой лигой. Плюс вернулся защитник Валерий Михайлов с опытом игры в «Спартаке» и «Химике». В том же «Химике» поиграл форвард Николай Ванин по прозвищу Коля-Ваня, из Харькова приехал нападающий Вадим Благодатских – экс-чемпион СССР среди СДЮСШОР в составе московского «Динамо». Игроки, пусть и не великие, но не боявшиеся знаменитых армейцев. Отыграв на ноль второй период, казанцы еще больше поверили в себя, а единственная ответная шайба на 47-й минуте в исполнении Андрея Хомутова не вселила паники. Пусть казанцы удалялись в два раза больше армейцев – 18 штрафных минут против 10, но это не приводило к панике у ворот.
«ТАТАРЫ» НИКОГДА ТРУСАМИ НЕ БЫЛИ»
«На площадке не было особой грубости, – считает Фазлеев. – Хотя, с другой стороны, кто бы мог нас «убивать»? Хомутов, Быков, так они уже звёзды мирового хоккея были. Константинов, Буре, Фёдоров тогда только начинали свои звёздные карьеры. Они не способны были «убивать», могли только переигрывать. А вот в тот вечер переиграть нас не смогли».
«То, что мы больше времени провели в меньшинстве, объясняю тем, что армейцы навязывали свою игру, заставляя нас обороняться. Но мы сами активно вели силовую борьбу, не тушевались. Хотя «татары» никогда не были трусами», – рассказывает Закамский.
«Я хотел бы заострить внимание: практически все в команде были казанскими воспитанниками. Мы друг за друга были горой. Да, мастерства нам, наверное, не хватало, но был характер. И после игры мы тоже все были вместе. Даже сейчас ездим, когда позволяет время, на ветеранские турниры. И даже там постоянно побеждаем. И до сих пор это отношение каждого к каждому как к другу, тёплое общение – всё это сохраняется. Мы и нашим молодым подопечным об этом рассказываем, так и преподносим, что дружба – это на первом месте. Если дружный коллектив, то можно решить любые задачи», – настаивает Пучков.
Та победа казанцев в итоге помогла «Динамо» прервать 13-летнюю гегемонию ЦСКА в чемпионате СССР, а СК им Урицкого завершил турнир на 12-м месте.
«Победа над ЦСКА в гостях была памятником нашей самоотверженности и героизму. Выкладывались с лидерами, как на фронте», – резюмирует Елфимов.
Это сейчас казанский клуб выигрывает Кубок Гагарина, вынося в финале ЦСКА. 29 лет назад всё было по-другому. И от этого та знаменитая победа СК им Урицкого вдвойне ценна.
Чемпионат СССР
ЦСКА – СК им. Урицкого (Казань) – 1:2 (0:2, 0:0, 1:0)
Москва. 8 сентября. Малая спортивная арена «Лужники». 1500 зрителей
0:1 Обрежа (Писарев, 11, бол.)
0:2 Закамский (20)
1:2 Хомутов (Стельнов, 47)
ЦСКА: Ивашкин (Михайловский, 20:00); Гусаров – Касатонов, Малахов – Константинов, Кравчук – Стельнов, Зубов – Малыхин; Хомутов – Быков – Костичкин, Буре – Фёдоров – Давыдов, Петров – Буцаев – Шастин, Коваленко – Чибирев – Фимин.
СК им. Урицкого: Абрамов; Закамский – Кофтун, Зубков – Михайлов, Фазлеев – Пучков, Рахин – Якубов; Рахматуллин – Ванин – Шайдуллин, Макаров – Писарев –Обрежа, Низамаев – Муллагалеев – Благодатских, Мамбеталиев – Фаткуллин – Гарифуллин.