комментарии 0 в закладки

Все знают Мендеша и Райолу, но этот футбольный агент не менее влиятелен

erid:

Он помог «ПСЖ» подписать Неймара и тесно связан с Абрамовичем.

Пинхас Захави / фото: скрин видео ютуб-канала Goal


За последнюю неделю в футбольном, да и вообще в спортивном медиапространстве не было более обсуждаемых вещей, чем материалы от Football Leaks. Чего они только не слили. Тут тебе и подноготная о «Манчестер Сити» с «ПСЖ» и то, как УЕФА спасала их от финансового fair play. Теперь президент ФИФА Джанни Инфантино обвиняют в коррупции. Не обошлось и без сливов про российские клубы. Из-за них парижский клуб обвинили в расовой дискриминации, а репутация лучшего молодого игрока мира Килиана Мбаппе несколько пострадала. Оказалось, что главные топ-клубы Европы очень хотят создать свою суперлигу.     

Во всём этом море новой информации, которую мир продолжает постепенно усваивать, один из последних материалов от футбольных детективов мог остаться незамеченным. В нём речь зашла о деятельности футбольных агентов. Футбольному миру особенно широко известны, как правило, два – это Мино Райола и Жорже Мендеш. Титаны бизнеса, работающие с мировыми звёздами и загребающие кучи денег на комиссиях от переходов. Football Leaks рассказало ещё об одном – возможно, не менее влиятельном и более ушлом и хитром агенте.  

О КОМ РЕЧЬ?  

В октябре журналист европейского расследовательского сотрудничества (EIC), которые и публикует те самые материалы Football Leaks, встретился в Тель-Авиве с Пинхасом Захави – 76-летним израильским футбольным агентом, о чьих тёмных и не очень делах всплыло много интересной информации. Захави настолько не понравилось, что на него столько всего накопали, что он ударил рукой по столу и уже практически перешёл на крик.  

«Послушай, в мире нет ничего сложного, с чем бы я не справился, и в международном футболе нет угла, где у меня не было бы влияния и власти. Я буду сражаться! Я сильный человек», – сказал Пинхас. В случае публикации материала он грозил EIC «самым большим судебным процессом в истории». Но кто он вообще такой?  

Многие партнёры зовут Захави просто – Пини. Но несмотря на это уменьшительно-ласкательное прозвище, это глыба мирового футбола по части бизнеса. Британский еженедельник The Observer – старейшая в мире воскресная газета, однажды назвала его «первым и единственным суперагентом» в мире футбола. Он проворачивал свои дела и устраивал игроков в новые клубы, что сделало его мультимиллионером, ещё 40 лет назад – когда Райолы и Мендеша не было и в помине. Тогда как у большинства агентов есть целый штаб сотрудников, Пинхас предпочитает работать в одиночку.

Захави имеет тесные контакты как с российскими миллиардерами-владельцами топ-клубов, так и с арабскими шейхами и бизнесменами из Центральной Европы. Помимо того, что он берёт огромную комиссию за свои услуги, Пини также участвует в клубных поглощениях, выкупая акции клубов и проводит спорные сделки с участием молодых талантов. Но больше поражает то, что несмотря на своё влияние, о его делах практическим никому не было известно.

Документы, предоставленные Football Leaks, показали, что у Захави особенные отношения с налогами. Ему принадлежат компании в Люксембурге, Гибралтаре, на Мальте, Кипре, Виргинских островах. Проще говоря, у 76-летнего израильтянина куча офшорных счетов. Но из-за скрытой структуры собственности поймать за руку его не получается.

Но однажды суды и налоговые органы в Европе заинтересовались миллионами Захави. Наиболее упрямым был следователь в Великобритании из департамента налогового мошенничества и оффшоров. В течение нескольких лет чиновник отслеживал бизнес агента в АПЛ. Он должен был выплатить около 12,5 млн фунтов стерлингов личных налогов и корпоративных налогов на 5 млн фунтов. Но в апреле 2017 года расследование прекратилось. Захави спасло британско-израильское соглашение «об избежании двойного налогообложения», которое позволяет налогоплательщику выплачивать свой доход в пользу двух стран, в которых находится «центр его жизненных интересов». Работает в Англии – платит налоги в Израиле, избегая двойного налогообложения. А вы думаете просто так Роман Абрамович получил новое гражданство?

ПОУЧАСТВОВАЛ В СДЕЛКЕ ВЕКА  

К каким трансферам приложил руку Захави? У Мендеша есть Криштиану Роналду и Жозе Моуриньо. У Райолы был Златан Ибрагимович, которого он с радостью запихивал в новый клуб каждый год, а сейчас Поль Погба, которому вроде как надоело в «Манчестер Юнайтед». У Пини всё тоже грандиозно. Лето 2017 года стало, возможно, важнейшим в карьере агента – он поучаствовал в самом дорогом переходе в истории футбола.

Именно Захави сыграл важнейшую роль в переходе Неймара в «ПСЖ». Именно он предложил воспользоваться лазейкой в новом контракте бразильца с «Барселоной» до 2022 года, заключенным незадолго до перехода. Хотя это даже лазейкой назвать трудно. Практически всем игрокам клубы прописывают суммы отступных, по которым их можно выкупить. Но со стороны «Барсы» было не очень дальновидным решением прописывать всего 222 млн за бразильца. Эта сумма казалась им неподъёмной ни для кого. Но только не для катарских шейхов, обогнавших время и инфляцию.

За десять дней до того, как Неймар сменил клуб, владельцы «ПСЖ» узнали, что именно Захави будет сидеть за столом переговоров рядом с отцом игрока в качестве второго советника. За консультации по контракту он должен был получить 10,7 млн евро. Но у клуба возникли разногласия по поводу метода выплаты денег.

Захави предложил, чтобы комиссию ему выплатили через одну из его компаний со счётом в Швейцарии. В «ПСЖ» засомневались. Тогда агент возжелал перевода денег на счет непонятной компании на Кипре, которая также принадлежит ему – основанной в 2014 году Grebere Consulting Limited, зарегистрированной в Лимассоле – и отправил боссам клуба конфиденциальные документы со счетами компании. Но погодите. Кипр…офшоры. Вполне правильные и логичные ассоциации. Вот и консультанты «ПСЖ» вновь были настроены скептически и проверили фирму на предмет её деловой деятельности. Оказалось, что Grebere Consulting – это почтовая компания.

Захави сильно возмутило, что конфиденциальные документы клуб отправил непонятно кому и всё так же настаивал на получении денег через Кипр. В «ПСЖ» не прогнулись. В итоге агент подписал контракт как частное лицо, указав адрес в Тель-Авиве. Деньги пошли на его личный счет, соответственно были обложены налогами Израиля.

Пинхас Захави / фото: скрин видео ютуб-канала Goal


Летом 2018-го переход Неймара едва не помог Захави совершить ещё одну выдающуюся сделку – трансфер Роберта Левандовского в «Реал». 10 июня в Вене он встретился с Майком Бартелем – советником польского суперфорварда. Их ждал серьёзный разговор. Они отправились на товарищеский матч между сборной Австрии и Бразилии, в котором играл Неймар. А на VIP-трибуне сидел отец игрока, тоже получивший очень крупный процент от перехода сына. Это было похоже на подкуп. Бартель намёк понял, но от даже столь завуалированного предложения отказался – даже самым лучшим игроком не стоит шантажировать «Баварию».  

В конце мая Захави было достаточно сказать лишь одну фразу, которую процитировал Sport Bild, чтобы тектонические плиты в Мюнхене зашевелились: «Роберт считает, что ему нужны перемены и новый вызов в карьере. В «Баварии» уже все в курсе ситуации».

У Левандовского, сильно желающего перехода и его израильского агента был план. Он подразумевал, что дерзкое поведение и постоянное давление от Захави во время переговоров с мюнхенским клубом поможет разорвать контракт поляка, действующий до 2021 года. Вся загвоздка была в том, что в отличие от контракта Неймара, в контракте Роберта не было прописано суммы отступных. Совсем. И Захави пытался делать всё, чтобы Бартель уговорил Левандовского на саботаж клуба. Ничего не помогло.

После встречи в Вене, Захави несколько раз обвинял Бартеля в том, что при последнем продлении контракта с «Баварией» он не предусмотрел лазейку с отступными для своего клиента. «Роберт был и будет лучшим нападающим в мире, но он не понимает футбольный мир. Я уверен, что всё могло бы быть иначе», – писал агент, явно разочарованный сорвавшейся сделкой. «Я вижу это по-другому. «Бавария» ни за что бы не согласилась откупиться», – возразил Бартель.

Всё то представление, что устроил Захави в прессе, доводя боссов «Баварии» до истерии, оказалось напрасным. Но это не значит, что на этом настал конец. Захави договорился с Левандовским предпринять в будущем новую попытку.

ЕЩЁ НЕМНОГО ХИТРЫХ СХЕМ

Захави поучаствовал и в первом крупном трансфере «Ман Сити» после прихода шейхов – Робиньо. Манчестерский клуб заплатил за услуги агента 1 млн долларов. Британский налоговый инспектор, пытаясь отследить выплаты, запросил у «Сити» документы о трансферах различных игроков в попытках узнать роль Захави в переговорах. Вот только никаких документов, подтверждающих это, не было. Клуб ответил: «Конечно, вы понимаете, что в этой отрасли не редкость, что большая доля сделок согласуется по телефону». Какая-то тёмная бухгалтерия.


Летом 2012 года компания Захави Gol Luxembourg заключила контракт с бременским «Вердером» и получила 300 тыс евро за переход в «Челси» Кевина де Брюйне – еще одной мировой звезды. Сейчас этой компании не существует. Но это ещё ладно. В течение многих лет в футбольном бизнесе существовала модель, в которой особенно активно участвовал Захави: так называемая Third-Party Ownership (TPO). Бизнес работал так: инвесторы покупают акции клуба А и права на трансфер какого-либо перспективного игрока. Если рыночная стоимость этого игрока повышалась, то те зачастую настаивали на перепродаже его в клуб B. Из-за этого многие клубы находились в фатальной зависимости от инвесторов.

Отличный пример работы данной схемы – Лазар Маркович, один из худших трансферов в современной истории «Ливерпуля». Как только сербу исполнилось 18 лет, 100% права на него за 7 млн евро приобрела компания Leiston Holdings Limited, в создании которой замешан Захави. Фирма зарегистрирована на Британских Виргинских островах, где ставка налога на доходы, полученные за пределами островов, равна нулю. Через год Марковича купила «Бенфика» за 6,25 млн, но получила только половину прав на игрока. Ещё через год появился «Ливерпуль», заплативший 25 млн евро – половину «Бенфике», а половину Leiston Holdings. 7 млн евро превратились в 18,75 млн за два года – и никаких налогов.

В мае 2015 года ФИФА прикрыла лавочку, запретив использование сторонних фондов. Но явление Захави – далеко не уникальное. В документах Football Leaks также говорится и о тесной связи Пини с тем же Жорже Мендешем. А сколько ещё таких?

Максим Иванов
Оценка текста
+
0
-