erid:
Канадский фигурист Кевин Рейндольдс сообщил, что поменяет свою произвольную программу после запрета на использование музыки правообладателем. Копирайт вредит фигурному катанию.
«Всем привет, у меня немного печальные новости: по результатам продолжающегося правового спора с одним из правообладателей музыки я был вынужден отказаться от использования в своей программе образа Ni no Kuni. Я извиняюсь перед своими фанатами, которые с нетерпением ждали мое выступление на турнире NHK Trophy в Хиросиме. Сроки сжатые, но я сделаю всё, что в моих силах, чтобы поставить программу на основе бесплатной музыки», – написал 28-летний фигурист в своем инстаграме.
Канадский спортсмен выступал под образом
одного из ключевых персонажей популярной
в Японии ролевой видеоигры Ni
no Kuni принца
Эвана. В качестве музыкального
сопровождения он выбрал саундтрек
к игре, написанный композитором Джо
Хиосаши. Это первый
случай в фигурном катании, когда фигуристу
запрещает за нарушение авторского права использовать для выступления
музыку владелец прав на трек. Что
интересно, Кевин уже выступил на Skate
America и Autumn
Classic, откатав произвольную программу под Ni no
Kuni. Протест на нарушение авторского права подали
уже по ходу сезона.
ЗА МУЗЫКУ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ НАДО ПЛАТИТЬ?
Формально – нет. В патентно-правовых спорах действуют международные соглашения, согласно которым использование музыки для спортивного номера возможно без финансовой компенсации, в том случае если восприятие номера невозможно в отрыве от музыкального сопровождения. Но выдержка из того же нормативного акта говорит, что при платном входе на соревнования правообладатель вправе потребовать до 2% от дохода с продажи билетов.
Как правило, эти выплаты не учитываются: авторам музыки самим выгодна реклама через спорт. Например, режиссёр фильма «Список Шиндлера» Стивен Спилберг отправил письмо с благодарностями Юлии Липницкой, использовавшей на Олимпиаде в Сочи саундтрек к фильму композитора Джона Уильямса. Он оценил то, как она смогла передать трагичность образов фильма и посчитал это вкладом в развитие культуры.
Но в любом случае, использование защищенной авторскими правами музыки требует письменного согласия правообладателя. Иначе владелец прав может запретить публичное исполнение своей музыки. То, что команда Рейнольдса не смогла договориться с владельцами прав на саундтрек к турниру, на самом деле странно. Учитывая большое количество молодежи в спорте, игровая индустрия популярна в фигурном катании, но все правовые споры, если и были, решались до старта сезона и до серьезных конфликтов дело не доходило.
Касательно саундтрека Хиосаши, то он – часть игры Ni no Kuni и все права на музыку принадлежат издателю франшизы, японской игровой студии Bandai Namco. С фигурным катанием юристы бренда уже встречались, когда Дайсуке Тахакаси использовал саундтреки к другой игре компании – Tekken. В случае с японским фигуристом спора не возникло.
МОЖНО ЛИ ПОСТАВИТЬ НОВУЮ ПРОГРАММУ ЗА НЕДЕЛЮ?
Рейнольдс – талантливый фигурист, выступающий уже седьмой сезон. Высшие достижения канадца – «серебро» в командном турнире Олимпиады-2014 и «золото» чемпионата четырех континентов. По словам журналиста Татьяны Фладе, смена программы по ходу сезона для опытных фигуристов вопрос решаемый.
Кевин точно описал ситуацию – сроки сжатые, ему придется поработать в крайне ускоренном режиме. Но теоретически это возможно. Есть даже свежий пример – за полторы-две недели российским фигуристам Евгении Тарасовой и Владимиру Морозову поставили новую короткую программу после неудачного контрольного проката в сентябре. Тренер пары Максим Траньков решил, что первоначальная музыка не подходит к образу и на первый турнир – Finlandia Trophy – фигуристы вышли под новую композицию.
Есть у Рейнольдса и другой вариант – поменять только музыку, оставив программу неизменной. Прокат на Skate America вышел удачным, судьи высоко оценили технические элементы, и канадец занял 6-е место. Другой вопрос, будут ли судьи ставить высокие оценки за эти же компоненты при другой музыке? А по новой системе правил компоненты (общее восприятие) играют важнейшую роль в оценке.
Спортсмен,
вероятно, откажется в
этом сезоне от коммерческой музыки
вообще и возьмёт свободный от копирайта трек.
Например, Петра Чайковского, с
родственниками которого не нужно
договариваться. Музыка становится
общественным достоянием через 50 лет
после смерти автора. Есть также
электронная музыка, на которую не
ставятся правовые ограничения. Такую
музыку предлагает, например, ютуб как замену коммерческим аудио в случае
конфликта с правообладателем.
Самое грустное в этой ситуации то, что NHK Trophy в Хиросиме – важнейший турнир для Рейнольдса. Этот сезон последний в карьере Кевина, и он хотел отблагодарить японских болельщиков любимыми образами.
Но таков
современный мир – часто даже во вред
себе, правообладатели не дают развиваться
мировой культуре. Система защиты
интеллектуальной собственности на
Западе настолько несовершенна, что
сторонники пересмотра законов в этой
сфере собрали даже политические партии,
главная цель которых – отмена копирайта.
Кстати, пиратская партия официально
зарегистрирована как в Канаде, так и в
Японии. Думается, на следующих парламентских
выборах у канадских пиратов будет как
минимум на одного избирателя больше.