erid:
Сергей Антонов развенчивает все мифы о сумо.
Серебряный призёр чемпионата России, чемпион Европы по сумо и первокурсник Поволжской академии спорта Сергей Антонов не похож на типичного сумоиста – он спортивный, с рельефом, ни грамма лишнего веса. Недавно он принял участие в шоу «Русский ниндзя» на Первом канале. Сергей преодолел большую часть полосы препятствий, но ошибся на самом последнем этапе. Вспоминая о съёмках, сумоист рассказал, что его расстроила не только осечка на дистанции.
– К сожалению, они немного напутали там при подготовке шоу. Четко всё расписал о себе, а меня представили дзюдоистом. Мне это очень не понравилось, даже выходить не хотелось. Некультурно. Потом попытались исправиться, но первая фраза всё равно людям больше запомнилась. Дзюдо я тоже занимался, но сумо мой основной вид спорта. У меня есть кимоно. Если бы сказали выступать как дзюдоист – пожалуйста, вышел бы как дзюдоист. Но их по стране очень много. Для телезрителей сумоист, да еще моей комплекции, больше интереса бы вызвал… Ладно, было и было.
– Откуда узнали про проект?
– Ещё в том году узнал, когда первый сезон еще шел. Тренер посоветовал попробовать и подать заявку. Даже мама спрашивала про проект! Тогда и решил на следующий год записаться на кастинг. Если честно, записался и забыл. А потом позвонили, пригласили на кастинг в Москву. Выступил удачно, понравился продюсерам. И потом пригласили второй раз, уже на само шоу, проходить полосу препятствий.
– На что обращали внимание на кастинге?
– На физическую форму спортсмена, но главным была не сила, а техника. Смотрели на то, как проходишь полосу. Важно было думать, мыслить стратегически. Также смотрели на активность, раскрепощенность.
– Какие отношения у вас были с другими участниками проекта?
– Хорошие. Все ребята интересные, активные, общительные, друг за друга болеют. Окунулся вновь в дружеский коллектив, где все друг за друга болеют. Адекватно, спокойно, никакой «грызни».
– Много вырезали при монтаже?
– Вырезают неинтересные моменты. Хотят сделать всё красиво и ярко. Например, убрали отжимания. На картинке они не так хорошо смотрятся.
– Продюсеры шоу вам давали установки, как вести себя в кадре?
– Нет, особых требований к участникам не было. Просили вести себя такими, какие мы есть.
– Довольны своим выступлением?
– Не до конца. Все-таки хотелось пройти в финал. Но упал бы в начале – не прошел бы трассу. С одной стороны, всю трассу преодолел, с другой - ошибся в самом конце… Обидно, но что поделать! Поеду на следующий год ещё раз, ошибок этих уже не допущу.
– Шоу шло практически в прайм-тайм на главном федеральном канале. Вас стали узнавать после эфира?
– Не скажу, что завел новых знакомых. Хотя пара человек, да, вспомнили меня по эфиру. Да и человек я сам не публичный. И телевидение не так меня привлекает, я вообще рассматривал шоу как очередное соревнование.
«У ВСЕХ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СУМОИСТЕ КАК ОБ ОГРОМНОМ ТОЛСТОМ МУЖИКЕ»
– Как вы вообще решили заняться сумо?
– Я сам из Дзержинска, Нижегородская область. Там у нас сумо давно развивается. Сначала занимался боксом и хоккеем. Затем дзюдо – позвал тренер, который преподавал у нас физкультуру в школе. Выступал неплохо, а после того, как директор начал развивать сумо, решил и я попробовать. Сейчас ДЮСШ «Созвездие» одна из лучших спортшкол сумо в России. В городе у нас три школы сумо, чтобы ребятам не нужно было далеко ездить. Наш директор одним из первых в России заинтересовался этим видом спорта, сначала стал сам заниматься, изучать, а затем тренировать. Но в любом случае, в Японии – это жизнь, это целая культура, это профессиональный спорт. А в России сумо занимаются только любители. Но на уровне России и Европы результаты были, поэтому спорт развивать продолжили.
– Тренер по сумо обязательно должен быть японцем?
– В Японии – да. Хорошо бы найти японского тренера, но где? Поэтому учимся сами, японцев вроде бы и нет в России. У нас есть хорошие тренера, которые тщательно и глубоко этот вид спорта изучают, разбирают, поэтому подготовка серьёзная. В Японии сумо живут, а у нас выступают спортсмены из других видов спорта, которые близки к сумо, – дзюдо, самбо, вольная борьба. Ребята интересуется, им нравится. У кого получается, тот остается. Помимо своего основного вида спорта, они развиваются ещё и в сумо. В целом, культура сумо развивается. Вот уже второй год как соревнования по Приволжскому федеральному округу проводить будут, до этого только чемпионат России был. Проходишь Россию – попадаешь на европейские и мировые соревнования.
– Как семья и друзья относятся к увлечению сумо?
– Только положительно. Они за любую активность. Друзья тоже поддерживают. В детстве, конечно, спрашивали «Зачем это тебе надо?» и говорили, что ничего не получится. Ещё два-три года назад было много скептиков. Сейчас же все видят мои достижения, и никаких вопросов не возникает. Даже гордятся, что у них есть такой друг. Приятно.
– Из-за чего у людей были сомнения?
– Работают стереотипы. У всех представление о сумоисте как об огромном толстом мужике. Смотрят на меня и не верят, что я могу быть сумоистом. Многие не знают, что есть разные весовые категории, начиная от 60 килограммов. Всего их семь, разведение идёт по 10 - 15 килограммов. Видят, что я маленький, спортивного телосложения и спрашивают: «Как?» Если скажу, что я ещё и мастер спорта, люди приходят в полное недоумение.
– А супертяжи в России есть?
– Да, в Осетии есть сильные ребята. Весят по 220 - 230 килограммов. Это не максимум, но в среднем супертяжи так весят и в Японии. Cупертяжем быть очень почетно – это главные претенденты, звезды, профессионалы, кандидаты на чемпионство в абсолюте.
– Как они выходят на бои с такой массой? Ведь по всем медицинским нормам они практически инвалиды.
– Тренировки построены таким образом, чтобы не заплывать жиром. Режим, питание, витамины – благодаря этому справляются.
– В обычной жизни, быту у них никаких проблем, связанных с весом нет?
– Если вы видели, как они двигаются на дохе (ринг сумоистов – прим.), то все ответы там уже есть. Плавность, скорость, реакция – так же они двигаются и в жизни. Человека по структуре движений, походке можно определить, а борца видно сразу. Так что сумо только плюс для организма.
– Какая у вас диета?
– Специальной диеты нет. Питаюсь четыре - пять раз в день, начиная с завтрака, заканчивая ужином. Единственное, ем за два-три часа до тренировки, чтобы еда успела перевариться.
– Сложно ли контролировать вес?
– Нет, я всегда боролся в своей естественной весовой категории, даже «недовеском» был: весил 67 - 66 килограммов, а боролся в 70.
– Как правило борцы выбирают не свой вес, а на одну-две категории ниже. В сумо такое практикуется?
– Есть ребята, которые гоняют вес, держат 70, а вне боя вес 75 - 80. Но если для них как спортсменов это хорошо, то для организма это просто губительно. Восемь килограммов согнал – десять наберешь. Нужно очень аккуратно подходить к вопросу сгонки веса. Не только в сумо, во всех видах единоборств. Взять того же Хабиба Нурмагомедова – он гоняет, но и дерётся сильно. По нему не видно, что организм страдает. Диетолог у него грамотный.
– Смотрите другие виды единоборств?
– Конечно, смотрю все, болею за россиян. Наши парни доказывают, что Россия сильная, никому не удастся ее сломать.
– Что зрелищнее на ваш взгляд из такого большого разнообразия боевых видов спорта?
– Тут уже кому что нравится: кому ударная техника, кому борьба. В России, как я вижу, больше интересуются борьбой. Но есть и любители бокса. Есть поклонники UFC – там всё вместе: и борьба, и бокс. Есть и фанаты сумо. Про занятия спортом если говорить, то тут фактором выбора будет не только интерес, но ещё и природная предрасположенность. В зависимости от природных данных, свойств рук, ног, человек уже выбирает куда ему идти. В сумо, борьбу, или вообще фигурное катание.
«КОРЕШ И СУМО ПОХОЖИ»
– Насколько вам комфортно в Татарстане?
– Здесь все условия и возможности для жизни и развития. Если про университет мой говорить – то преподаватели у нас в академии хорошие, во всём помогают. Что мне нравится – не смотрят на регалии. Даже если ты десять раз чемпион мира, к тебе будут такие же требования, как к простому парню без спортивных достижений. Я только приехал, всего два месяца здесь живу и учусь, но уже полюбил и Казань, и академию спорта.
– Как узнали про Поволжскую академию?
– Выступал на соревнованиях, и там меня увидел тренер казанский. Предложил поступать в Казань. Мой тренер одобрил идею, и я подал документы. Ничуть не жалею. Среди спортивных университетов с Казанью могут тягаться разве что Москва, Питер, Сочи.
– В учёбе на что делается упор?
– Я учусь на отделении спортивной борьбы, мы изучаем техники борьбы и особенности организма борца. Как будущие тренеры мы обязаны знать физиологию, чтобы грамотно занятия планировать. Самое важное – не травмировать спортсмена, знать пределы возможностей организма, не перегрузить его. Полезно это и для действующих спортсменов, знания о собственном теле бесценны.
– В Татарстане вы один занимаетесь сумо?
– На данный момент да, я один. Спортшколы нет, тренеров нет. Даже спарринг не с кем провести, поэтому тренируюсь в Дзержинске.
– Можно ли сказать, что сумо похоже на куреш? В сумо разве только пояса нет...
– Есть, только его по-другому используют. Он называется «малайса» и крепится на спортсмене. У нас немного другая техника. В куреше нельзя делать захват и разрывать дистанцию. Но, в целом, эти виды очень похожи.
– А есть ли шанс у батыра по куреш достичь успеха в сумо?
– Смотря каких успехов. Попробовать себя можно, база у него будет, если чемпион к тому же. Возможно, получится. Зависит от спортсмена, его стиля, веса.
«В ЯПОНИИ ЖИВУТ, А НЕ ВЫЖИВАЮТ»
– Можно ли в России зарабатывать на сумо?
– Пока нет. Только в Японии сумоисты зарабатывают свое карьерой. И весьма неплохо! Сумо в Европе набирает обороты, возможно, в будущем наш спорт станет олимпийским. Тогда уже получится зарабатывать победами в турнирах по сумо.
– Есть ли планы по включению сумо в программу Олимпиад?
– Разговоры ходили, но до дела не дошло. Здесь же зависит всё от популярности вида, сколько людей занимается. Сумо, я думаю, будет представлено как показательная дисциплина. В этом году сумо уже включили в Игры кочевников. Я не поехал, но постараюсь поехать на следующий год.
– Каких успехов нужно достичь в сумо, чтобы считать карьеру успешной?
– Выиграть Россию и чемпионат Европы,подтвердить свой результат.
– Насколько российские сумоисты конкурентоспособны на мировой арене? Есть хоть один шанс у россиянина против японца?
– Небольшой, но есть. Из Москвы Батыр Алтыев ездил в Японию, тренировался там. Уровень там гораздо выше, чем у нас, но он смотрелся неплохо. Российское сумо котируется в мире.
– Изучали культуру Японии?
– Культуру сумо. Жизнь сумоистов, кодекс правил. Стараюсь соблюдать его. Без погружения никуда, в любой деятельности. Но в целом философская часть сумо меня меньше спортивной интересует, в тонкости не вдавался.
– Японцы, по вашему опыту, сильно отличаются от россиян?
– Да, очень прогрессивная нация. Трудолюбивые очень. Всё делают не для количества, а для качества, чтобы вещи служили людям не один год, а много лет. Этому у них стоит поучиться. У них уважение к старшим, а у нас пенсионный возраст поднимают. В России людей, которые до 70 лет доживают, скоро в Красную книгу будут заносить. А в Японии не выживают, а живут. И в 90 лет, и в 100.