комментарии 9 в закладки

«Они же не урки, на что они могут повлиять?» Следователь – про дело Кокорина и Мамаева

erid:

Почему им поменяли статью и заключили в СИЗО – разбор для чайников.

Фото: Epsilon, gettyimages.com


Заключение под стражу Александра Кокорина и Павла Мамаева – одно из самых спорных юридических решений в истории российского спорта. Насколько гуманно содержать футболистов, избивших несколько человек, в тех же условиях изолятора, что убийц, насильников и профессиональных мошенников?

Тверской суд Москвы отправил под стражу Кокорина, его брата Кирилла и Мамаева. Изначально избившие чиновника минпромторга РОФ и водителя ведущей «Первого канала» проходили в качестве фигурантов дела о побоях (статья 116 УК РФ – до 2 лет лишения свободы). Но в СИЗО они отправились уже в качестве подозреваемых в «Хулиганстве группой лиц по предварительному сговору» (ч.2 статьи 213 УК РФ – до 7 лет лишения свободы). Почему?

По словам действующего следователя по особо важным делам (его имя и следственный орган не раскрываются из этических соображений – в данный момент он расследует несколько резонансных дел в Татарстане), переквалификация статьи нужна была исключительно для того, чтобы арестовать футболистов.

«Переквалификация могла быть только после «судмеда» (судебно-медицинской экспертизы, – ред.). Это было сделано, чтобы в дальнейшем появилось больше возможности «двигаться по следствию», – сказал следователь «БИЗНЕС Online», отмечая, что арестовать человека невозможно, если ему грозит менее трёх лет лишения свободы. Статья «Побои» полностью ограничивает следователя. Её вообще чаще всего рассматривает не следователь, а дознаватель. Чтобы предъявить обвинение по этой статье – нужно заявление потерпевшего. Теоретически, гражданина сразу можно направить в суд без предварительного следствия: «Побои» особо и не расследуются»

С правовой точки зрения, считает следователь, для возбуждения статьи по «хулиганке» не хватает ряда важных признаков. Простым языком: в действия Кокорина и Мамаева нет грубого нарушения общественного порядка. «Это был обычный конфликт из хулиганских побуждений. Чем определяется грубое нарушение порядка? Нападением без повода. Например, если бы они сразу забежали в кафе и тут же напали. Как «суконовские» на «Алтын» (нападение одной из ОПГ на торговый центр в Казани в марте 2017-го, - ред.). Но в действиях Кокорина и Мамаева был повод – словесный конфликт», – утверждает наш собеседник.

Павел Мамаев / фото: fckrasnodar.ru


По словам собеседника нашего издания, по изначальной статье «Побои» у полиции не было правовой возможности не только арестовать Кокорина и Мамаева, но даже задержать их на 48 часов.

«Это лица известные, местонахождение их известно, потому и вызвали их на допрос. То, что им сказали «если не придете сегодня до 18:00, объявим в федеральный розыск» – это вообще фейк. Это, в принципе, невозможно и незаконно. В розыск можно подать только если гражданин неоднократно не являлся по вызову следователя. Информирование через СМИ – сомнительный вариант вызова. До объявления Кокорина и Мамаева в розыск им должны были направить три повестки, которые они должны были получить и проигнорировать, не прийти. Лабуда!» – скептически говорит следователь.

Решение именно арестовать Кокорина с Мамаевым, а не ограничивать более мягкой мерой пресечения – домашним арестом и подпиской о невыезде, было принято в тот момент, когда полиция возбудила дело о хулиганстве. «Тут и общественный резонанс, и общее согласие следствия и прокуратуры, – рассказывает следователь. – В целях показать, что вот оно – государство, что мы за всем смотрим, даже за «приближенными». Тем более видите: за них никто не попросил – значит, они уже не «приближенные», можно «втащить» (арестовать). Далее решение отправить под стражу или не под стражу уже принималось судом».

Будь наш собеседник на месте следователя по делу Кокорина - Мамаева, он также просил бы отправить их в СИЗО. «Если уж всё-таки дело по «Хулиганству». Да и вели себя они изначально нахальным образом, – говорит он, добавляя, что с гуманной точки зрения заключение футболистов под стражу, конечно, не очень справедливо. Ну, они же не урки, на что они могут повлиять?»

Как наш собеседник видит дальнейшее развитие событий и ход расследования? По итогам расследования футболистам должны предъявить обвинения в окончательной редакции. По нему Кокорин и Мамаев и пойдут в суд.

«Реально думаю, что два несвязанных между собой события должны квалифицироваться каждое отдельно: по 116 статье и в зависимости от тяжести вреда у водителя. Далее, чтобы доказать вину конкретного каждого участника избиения, следователю предстоит изучить показания свидетелей и сделать подробный осмотр оригинала видеозаписей. Обвинения в расизме? Это мотив, он охватывается 116 статьёй. Какое наказание попросит в суде гособвинитель? Что скажут, то и попросит», – саркастически резюмирует собеседник нашей газеты.

Репортаж с судебного заседания по Мамаеву

Полная хронология событий

Артём Кузнецов, Данил Зайнуллин
Оценка текста
+
0
-