erid:
Мы очень медленные.
ПСИХОЛОГИЯ
Невыход в полуфинал и четыре поражения в пяти матчах с топ-командами – печальный итог чемпионата мира для сборной России. Причем такого результата ничего не предвещало. Еще два с половиной месяца назад у нас была команда, которая разрывала всех в «Финале шести» Лиги наций. Да-да, мы помним про кадровые проблемы бразильцев и нестабильность французов, но именно качество игры российской команды было высочайшим. И от этого волейболисты получали кайф, просто феерили на площадке. «Команда играла очень раскрепощенно. Такого на моей памяти никогда не было в сборной. Наверное, все видели, как играют французы – творчески, с улыбочками, расслабленные. Сейчас такая игра была у нашей команды», – признавался в июльском интервью блокирующий Артём Вольвич. Тогда россияне играли без психологического давления, медалей от них никто не требовал. Теперь всё было иначе. Возможно, поэтому на чемпионате мира той раскрепощенной команды мы уже не увидели – давила ответственность.
Что касается состава, то костяк команды после Лиги наций сохранился и даже укрепился – добавились либеро Алексей Вербов, блокирующий Ильяс Куркаев, доигровщик Юрий Бережко, связующие Сергей Гранкин и Александр Бутько.
Стоп. Связующие. Пока все сборные всё лето наигрывали основных связок в Лиге наций, у России играли Дмитрий Ковалёв и Игорь Кобзарь. Накануне чемпионата мира Ковалёв получил травму колена, но еще в августе ходили слухи, что он третий в рейтинге Сергея Шляпникова. Так или иначе, Россия поехала на ЧМ с двумя олимпийскими чемпионами и с наигранными клубными связками Гранкин – Дмитрий Мусэрский, Бутько – Максим Михайлов, Бутько – Вольвич. Заштампованная фраза, но вполне подходящая: у России на ЧМ-2018 был сплав опыта и молодости. Все сильнейшие, за исключением травмированных. С атмосферой в коллективе всё было хорошо, с мотивацией тоже порядок: молодые парни всегда голодны до побед, а у ветеранов был, возможно, последний шанс взять медаль на ЧМ.
СТИЛЬ
Но, как выяснилось, Шляпников привёз на турнир команду с несколько устаревшим стилем игры. Каждый чемпионат мира задаёт определённые тренды. И нынешний показывает, что в моде очень быстрый волейбол, надежная командная защита и нестандартная атака.
Чёрт с ними с матчами первых групповых этапов. Главные игры сборная России провела в «Финале шести» и в обоих случаях была медленнее соперников – бразилец Вильям и американец Мика Кристенсон разрывали российский блок, позволяя своим нападающим выигрывать мячи за счет темпа. Понятно, что для этого нужен приём, но даже когда он был, Россия же зачастую предпочитала старый добрый силовой волейбол с высоченными передачами в края.
Урош Ковачевич, Фелипе Фонтелес или Тейлор Сандер не ломятся через тройной блок. Эти парни великолепно контролируют мяч. Отыгрыш от блока, страховка самого себя, контратака – всё это поставлено на поток. В атаке у них также богатый технический арсенал: скидки, накаты, блок-ауты. Тот же Уоллес пару раз швырял мяч в российский блок двумя руками – и выигрывал. Российским нападающим креативности в атаке иногда не хватало.
В обоих решающих матчах россияне были хуже и в защите. Те же американцы всегда считались силовой командой, но теперь они еще делают кучу сэйвов. У России с этим не было проблем разве что у Алексея Вербова. 36-летний либеро подошел к турниру в хорошей форме и тащил много мячей. Статистика это подтверждает – он лучший по защите на турнире. В третьем десятке Дмитрий Волков и Михайлов – после всех американцев и бразильцев.
ТАКТИКА
Россия провалилась на ЧМ в плане результата, но в то же время нужно признать, что откровенно провальных матчей не было. И с США, и с Сербией, и с Бразилией россияне бились на равных, но уступали партии после 20-ти очков. Собственно, в концовках чаще всего и начинается настоящий волейбол. Россияне проигрывали в тех самых нюансах, о которых говорилось выше: где-то не подстраховались, где-то сыграли слишком предсказуемо, где-то просто не повезло. Шляпников несколько раз сетовал на потерю концентрации, хотя сложно понять, как это возможно на таком уровне. В любом случае, тренерскому штабу предстоит проанализировать каждый мяч, каждую расстановку. Вопреки логике, с тремя нападающими на передней линии россияне почему-то играли хуже.
Россию возили по площадке только бразильцы на тай-брейке. Очевидно, что там тренерский штаб ошибся со стратегией. 8 передач от Бутько и Гранкина получил Михайлов, 2 – Егор Клюка, по 1 – Волков и Мусэрский. Такое распределение нагрузки совершенно не соответствовало духу игры, в которой Мусэрский и Волков как раз были лучшими.
Обычно тренеры редко переходят на персоналии и публично не называют виновников поражений, но Шляпников уже после вылета из турнира решил акцентировать внимание на одном из моментов. «Волкова в матче с США не хватало, потому что с Бразилией он выложился. Там были ситуации, когда он должен был добивать мячи. Не получилось. Это была концовка четвёртой партии. Добей Волков там два мяча на маленьком связующем, думаю, счет был бы 3:1 и мы бы сейчас разговаривали о другом. Но получилось так, как получилось», – сказал Шляпников в эфире «Матч ТВ». В тайм-аутах главный тренер действительно просил своих игроков атаковать поверх Вильяма (185 см), но бразильцы не в первый раз играли с низкорослым связующим и грамотно защищались, ожидая от россиян именно такой тактики. Безусловно, поражение от Бразилии со счета 2:0 – главное разочарование турнира, но виноват в нем явно не один Волков.
Второй тактический момент, который вызывает вопросы – низкая загруженность в атаке Мусэрского на протяжении всего турнира. Он был лучшим бомбардиром команды в Лиге наций и через него в некоторых матчах строилась вся игра. На чемпионате мира Дмитрий непозволительно много прыгал вхолостую. Не использовать такой ресурс в атаке просто преступление и российская команда его совершила. В Лиге наций у Дмитрия было 65% эффективности, сейчас – 64%.
Еще одной проблемой российской команды на ЧМ-2018 стала подача. Обычно там где риск, много и эйсов, и ошибок. Но в нашем случае много было только ошибок. Зал, освещение, физическое и психологическое состояние – на подачу влияет множество факторов, но очевидно, что российская команда в этом компоненте также не добрала.
***
Несмотря на все негативные моменты на этом ЧМ, за будущее российской команды не страшно. У нас есть отличное поколение игроков. Дмитрий Волков должен стать вожаком этой стаи. Клюка пропустил часть подготовки к ЧМ из-за травмы. Скорее всего, это помешало ему показать свою лучшую игру, но потенциально он один из лидеров команды. Трио блокирующих Мусэрский – Вольвич – Куркаев наверняка останется неизменным на ближайшие годы. Есть диагональный Виктор Полетаев, которого обязательно нужно посмотреть в качестве первого номера. Михайлов на этом ЧМ сыграл не совсем удачно, но он по-прежнему лучший российский диагональный и еще поможет команде. Обновления напрашиваются в линии связующих. О смене поколений говорится очень давно, но оно всё не происходит. Игру команды пора делать быстрее. Возможно, Ковалёв, Павел Панков или Игорь Кобзарь с этой задачей справятся лучше. Вербов с таким уровнем может доехать и до Олимпиады-2020, но хочется верить, что проявят себя и его коллеги.
Мировой волейбол движется вперёд, развивается и, если не улавливать тренды, можно остаться на обочине. Будем считать, что сборная России на этом ЧМ взяла тайм-аут. Самое главное – что в нём будет сказано.