erid:
Рэджеп Эрдоган потерпел политическое поражение – заявка Турции на чемпионат Европы 2024 по футболу уступила немецкой. Германия в жесткой борьбе обошла Турцию, используя давление СМИ и силу УЕФА, который выпустил отчет с акцентом на нарушения прав человека в Турции. Если до появления документа силы была равны, то после его публикации чаша склонилась в пользу немцев. Голосование прошло с раскладом 12:4. В информационной войне досталось и немецким туркам, а футболист Месут Озил даже завершил карьеру в сборной Германии.
НЕМЦАМ ПОМОГЛА ПОЛИТИКА
Сегодня в штаб-квартире УЕФА в швейцарском Ньоне большинством голосов было принято решение о проведении Евро-2024 в Германии, которая обошла в гонке Турцию. В последние полгода борьба за турнир разгорелась настолько серьезно, что испортила и без того сложные отношения Турции и Германии. Интересно, что за пару месяцев до голосования силы соперников оценивались как равные. Однако результат выборов исполкома УЕФА, в который входит 17 человек (президент УЕФА Александер Чеферин в голосовании не участвует), получился сенсационным. Германию выбрали почти единогласно – 12:4. Расклад по голосам, к сожалению, неизвестен.
На результат в значительной степени повлиял отчет УЕФА, опубликованный на прошлой неделе. Европейский футбольный союз разобрал обе заявки. Никаких рекомендаций по голосованию в документе не было, однако акценты были расставлены достаточно ясно – предпочтение со стороны совета директоров УЕФА изначально отошло на немцкую сторону.
УЕФА, прежде всего, не давали покоя нарушения прав человека в Турции. Организация не получила гарантий, что через шесть лет в стране нормализуется политическая ситуация. УЕФА обеспокоена тем, что власти Турции активно прессуют оппозицию, а также принимают курдские организация, как террористические группировки.
По мере приближения голосования активизировались и СМИ обеих стран. Разгорелась настоящая информационная война. Немецкие медиа начали кампанию в мае, когда УЕФА выбрала Стамбул, как место проведения финала Лиги чемпионов 2019/20. Заявку подали два города – Стамбул и Лиссабон. Заявка португальцев была сильнее и политически безопаснее. Но УЕФА выбрала Турцию. Немцам это решение не понравилось, началось первое брюзжание в германских СМИ.
Дальше ситуация стала развиваться ещё быстрее. Большой вопрос, что же было главным событиям немецкого футбола в этом году. Провал бундестим на ЧМ-2018 или же уход из сборной Германии этнического турка Месута Озила. К слову, некоторые фанаты в Турции считают его курдом. Озила буквально затравили в Германии за фотографию с Рэджепом Эрдоганом в разгар президентской кампании в Турции. Хорошие взаимоотношения президента с Месутом укрепляли его статус. Однако из-за этого на игрока набросились главные немецкие медиа, а руководство сборной не только не защитило, но и добавило огня. Из Озила сделали козла отпущения и главного виновника неудач сборной.
Игрок не вытерпел и написал большое письмо, обличающее немецкую футбольную верхушку. Больше всего досталось президенту НФС Райнхарду Гринделю, который вёл переговоры о проведении Евро в Германии. Его Озил обвинил в расизме. Месут чётко дал понять, что пока Гриндель и ему подобные сидят в руководстве НФС, надевать майку сборной он не намерен. Прецедент Озила отлично показал то, на что готовы обе страны ради Евро. Немцы поднимали анти-эрдогановскую кампанию, нарекая его диктатором и всячески прикрываясь либеральными ценностями. Турки же использовали имя Озила как элемент обличающий пропаганду нацистских настроений в Германии. Выступление Месута взорвало настоящую бомбу. Герой нации показал турецким мигрантам, что им могут быть не так уж и рады. Копаем глубже и получаем контекст провала политики интеграции и мультикультурализма. Показ слабых сторон – это косвенное влияние на умы голосующих. В данной политическо-идеологической гонке турки выступили, как минимум не хуже. Озил сам преподнёс им нужные козыри. Но немецкие ценности УЕФА и влияние всё ещё ближе.
ЭКОНОМИКА ТУРНИРА
Однако, на следующем уровне противостояния турки проиграли практически вчистую. Для Турции это был четвертый поход за Евро подряд, турнир планировалось использовать как средство для модернизации инфраструктуры в стране. Ещё не обновлены дороги, аэропорты и гостиницы. Планировалось, что за это заплатят турецкие власти. Возможное проведение Евро – это инвестиции в города, увеличение туристического потока не только в 24-м году, но и в будущем. Проведение континентального первенства в Турции отлично вписывалось в концепцию союза, чья миссия – это развитие футбола в Европе. Турция ещё ни разу не проводила хоть сколько-то крупный международный турнир. К тому же, большая часть Евро прошла бы в Азии, а это позволит европейскому бизнесу войти на ближневосточные рынки.
Но есть одна маленькая проблема – крах турецкой экономики. Летнее трансферное окно в Турции было самым бедным за последние 11 лет. Клубы суммарно потратили лишь 49 млн евро. За последние 10 лет отметка не опускалась ниже 60 млн. Практически все звёзды разъехались. Дело в кризисе турецкой экономики. С начала года лира рухнула на 45%, инфляция составляет кошмарные 20%, а акции подешевели вдвое. Помимо внутренних причин в виде повышенных ставок и скудности ресурсов, есть и внешние. Например, введение Дональдом Трампом огромных пошлин на металлы. Мало кто сейчас хочет вкладываться в экономику Турции. Где гарантии, что дальше не будет хуже? Эрдоган не может гарантировать, что в ближайшие 6 лет Турция не погрязнет в ещё больший кризис. Так откуда тогда деньги на такой большой праздник?
Представьте условную ситуацию, сферического коня в вакууме, при котором бы Россия подавала заявку на проведение ЧМ в 2010 году, а в 2014-ом, после ситуации с Украиной, санкциями, обвалившимся курсом рубля и усложнившимися отношениями с западным миром. Выиграла бы Россия это право? Большие сомнения. Отдали бы Англии и не подумали.
В планах немцев же провести самое дешёвое Евро в истории. Все объекты у них построены, инфраструктура городов планомерно развивается. Преимущества Германии перед Турцией объективны – минимальные риски и география. У них уже всё готово, все десять стадионов в заявке уже эксплуатируются более десяти лет. Помог, конечно же, ЧМ-2006. Это Олимпийский стадион в Берлине, построенный ещё Адольфом Гитлером в 1936 к Олимпиаде, но реконструируемый в 2004-ом. На нём же и проводился финал Лиги чемпионов 2015. Там планируется провести и финал Евро. Возможно, для этого потребуется реконструкция, но не сильно дорогостоящая.
Далее идёт красивейшая «Альянц Арена» в Мюнхене, на которой играет лучший клуб в истории Германии «Бавария» и на которой ещё пройдут матчи Евро-2020. Затем «Сигнал Идуна Парк» в Дортмунде, «Арена Шальке» в Гельнезкирхене, «Арена Мерседес-Бенц» в Штуттгарте, «Фолькспаркштадион» в Гамбурге, «Эсприт Арена» в Дюссельдорфе, «Рейн Энерги» в Кёлне, «Ред Булл Арена» в Лейпциге и «Фольксбанк» во Франкфурте. Ни к одному из них нет нареканий в том, что он устаревший. Ряд же турецких арен сейчас либо реконструируются, либо только существуют в проекте, как, например, 60-тысячная «Анкара Арена».
Ещё и в Германии после сирийских событий общество кажется разделенным, так что проведение Евро может интегрировать иммигрантов. УЕФА от проведения Евро в Германии ни сколько не потеряет в репутации, к тому же очевидно, что неплохо заработает. По сути, оба государства могли уже сейчас принять Евро-2020. Немцы так вообще могут запросто «отобрать» ЧМ-2022 у Катара. До отчета УЕФА недельной давности обе заявки вроде бы шли вровень. Но если принять всё вышеперечисленное – победа Германии кажется очевидной. УЕФА просто пошла по пути наименьшего сопротивления, поступив более рационально с их точки зрения. Потенциальный шанс Турции – это вложение в будущее. Те не менее УЕФА оказалась не готова давать его грубым, по их мнению, туркам.
Поражение стало вторым для Эрдогана, занявшего пост президента Турции в 2014 году, на спортивно-политической почве. Ранее, будучи премьер-министром страны,он лично лоббировал проведение летней Олимпиады-2020 в Стамбуле. До того, как он занял свой пост в правительстве, он был мэром города, и давно мечтал привести туда крупное спортивное соревнование. В финальном раунде голосования в 2013 году Стамбул уступил Токио.
За год до его прихода Турция отказалась от борьбы за Евро-2020. В итоге турнир пройдет сразу в 12 странах Европы: России, Азербайджане, Англии, Германии, Италии, Румынии, Дании, Нидерландах, Испании, Шотландии, Ирландии и Венгрии. В результате, Мюнхен станет первым городом в истории, который примет два Евро подряд.
Впереди у Эрдогана борьба за право проведения зимней олимпиады 2026 года в Эрзуруме. И политический контекст данной борьбы тоже не стоит недооценивать. Как в мировом масштабе, с точки зрения статуса Турции, так и в более локальном, с точки зрения улучшения отношений с Россией. Турция предложила провести олимпийские соревнования по бобслею, скелетону и санному спорту в Сочи.
В сентябре 2019 года МОК на своей 134-й сессии в Милане объявит столицу Олимпийских игр.