erid:
«Рубин», «Нефтехимик» и КАМАЗ находятся в тяжелом кризисе. Три клуба Татарстана раньше были частью республиканской футбольной пирамиды, а сегодня существуют каждый сам по себе. Разим Сабиров рассказывает, почему у клубов не будет никаких перспектив, пока они не объединятся.
«РУБИН» НЕ ЗАНИМАЛСЯ РЕЗЕРВОМ
Футбольная пирамида – это система подготовки футболистов, которая подразумевает, что самые лучшие игроки собираются в главном клубе, а в менее статусных играют те, кто ещё не дорос до него, приобретая необходимый опыт и навыки. Как раньше эта система работала в Татарстане?
Воспитанники академии играли за «Рубин-2», переходили в «Нефтехимик», а оттуда снова возвращались в «Рубин». К примеру, такой путь прошли Игорь Портнягин, Виталий Устинов, Соломон Кверквелия и многие другие. Сейчас пирамида так не работает.
Во главе системы должен стоять топ-клуб, но сегодня победы «Рубина» остались где-то далеко в прошлом, а футбол – это история про здесь и сейчас. Тренерская чехарда, проблемы с финансами, смена юрлица, вечные переезды с одного стадиона на другой, падение интереса к команде – всё это привело к тому, что команда стала крепким середняком, который каждый год ставит амбициозные задачи, но решить их не способна.
Из-за проблем с финансированием клуба и санкций УЕФА за нарушение финансового fair play «Рубин» вынужденно сменил вектор и перешёл в режим экономии. Если пару лет назад казанцы могли позволить себе тратить десятки миллионов евро на футболистов, то теперь ищут дешевые или вообще бесплатные варианты.
Казанцы играют на одном из лучших стадионов страны, но никак не могут заполнить его. Только матчи с такими топ-клубами как «Спартак», ЦСКА, «Зенит» способствуют притоку зрителей. Отчасти низкая посещаемость связана с тем, что собственных воспитанников в основном составе почти нет. Единственный по-настоящему свой воспитанник клуба Эльмир Набиуллин прошлой зимой был продан питерскому «Зениту». А нынешние «воспитанники»: уроженец Санкт-Петербурга Егор Сорокин и родившийся в Москве Виталий Устинов. Оба пришли в клуб на молодежном уровне и окрепли именно здесь. В разные годы они поиграли за «Рубин-2» и «Нефтехимик», а теперь Курбан Бердыев часто выпускает их в основе. Но это скорее вынужденная мера, так как сегодня клуб испытывает проблемы с кадрами и не может позволить себе подписать кого-то выше уровнем.
Клуб постоянно преодолевает какие-то локальные проблемы и ищет деньги на их решение, выбивает у спонсоров средства на трансферы и зарплату, но годами не может вложиться в систему, которая может решить много глобальных проблем «Рубина».
В КАМАЗЕ ПОЯВИЛСЯ МАРКЕТИНГ
Второй профессиональный клуб Татарстана – челнинский КАМАЗ – сегодня выступает в ПФЛ. Первая команда в истории региона в конце прошлого века представляла из себя мощный коллектив, который играл наравне с топ-клубами страны и даже успел пошуметь в еврокубках. Но со временем ситуация ухудшилась. В 2009 году КАМАЗ едва не стал фармом самарских «Крыльев Советов». В том же году челнинские болельщики устроили ряд акций против возможного сотрудничества между клубами.
– Тогда разговоры пошли из-за того, что КАМАЗ и «Ростех» были взаимосвязаны, а Юрий Газзаев, в ту пору главный тренер челнинской команды, перешел на работу в Самару, – поделился во время беседы с корреспондентом «БИЗНЕС Online» экс-гендиректор клуба Наиль Ахмедшин. – Но все это осталось на уровне слухов, официального сотрудничества между клубами не было.
Пару лет назад клуб едва не прекратил свое существование из-за финансовых проблем. Тогда от расформирования КАМАЗ спас Рустам Минниханов и местные бизнесмены. С недавнего времени дела у челнинской команды наконец-то начали налаживаться. В клуб пришла новая команда менеджеров, которая работала в «Рубине» при президенте Валерии Сорокине, а президентом стал мэр автограда Наиль Магдеев. Под его имя пришли два сильных спонсора – «АК БАРС» Банк и пивной завод Efes, которые обеспечивают клуб необходимыми финансами.
При новом руководстве КАМАЗ ожил. Открылся новый сайт и клубное ТВ, заработали группы в соцсетях, появился фан-шоп для продажи атрибутики. О нём периодически вспоминают СМИ, а федеральные телеканалы снимают ролики. Маркетинг КАМАЗа – на сегодня лучший среди всех клубов России не из РПЛ. Как итог – народ начал возвращаться на трибуны. Если раньше сине-белые собирали в среднем по 600 - 800 человек, то сегодня цифры возросли более чем в три раза. Теперь каждый матч КАМАЗа – это праздник для города, и местные жители заново учатся ходить на стадион.
Одним из факторов привлечения зрителей на трибуны можно назвать большое количество местных ребят в команде. По словам генерального директора клуба Айнура Минниханова, сегодня в заявке клуба на сезон присутствуют девять местных игроков. В клубе не скрывают, что в будущем готовы продать кого-то в более статусный клуб, тем самым позволив ему развиваться и пополнить клубную казну.
Такая политика понятна. Челны всегда славились тем, что приносили российскому футболу игроков с громкими именами. Владислав Игнатьев, Алексей Козлов, Александр Бухаров, Питер Одемвинге – все они делали свои первые шаги в автограде. Помимо уроженцев города, клуб сыграл немалую роль в становлении других игроков. Определенный этап своей карьеры в КАМАЗе провели Сослан Джанаев, Александр Белозеров, Владимир Рыков, Михаил Комков и другие. Если сравнивать с другими клубами региона, то пока работа КАМАЗа по воспитанию игроков для лиги уровнем выше самая эффективная.
Каждый год «Рубин» теряет своих воспитанников, отпуская их бесплатно. Ильзат Ахметов мог в свое время обрести опыт в клубе рангом ниже и вернуться окрепшим, стать основным игроком и сегодня приносить пользу «Рубину», а не ЦСКА. Многие дублеры покидают систему «Рубина» и уходят в никуда, хотя раньше оставались в системе, играя в том же КАМАЗе или Нефтехимике.
«НЕФТЕХИМИК» ДАВАЛ ИГРОКОВ ДЛЯ ОСНОВЫ «РУБИНА», А СЕГОДНЯ НИКОМУ НЕ НУЖЕН
Третий профессиональный клуб Татарстана, который также выступает в ПФЛ – нижнекамский «Нефтехимик». Необходимость его существования у многих вызывает вопросы. Ежегодно на содержание команды необходимо тратить порядка 100 - 150 млн рублей. Сегодня составе «НХ» есть всего один местный воспитанник – Игорь Кутергин. Все остальные – приглашенные. В свое время именно через Нижнекамск прошли тот же Устинов, Сорокин, Портнягин, Кверквелия, Алишер Джалилов и другие. Там они набивали шишки и уже более опытными возвращались в «Рубин», чтобы побороться за попадание в основной состав.
Сейчас этой системы и связи между клубами уже нет. Основной причиной тому стали трудности с финансированием «Рубина». Казанцы не готовы платить нижнекамцам за «обкатку» футболиста, а бесплатно этим, похоже, никто заниматься не хочет. При этом у клубов один спонсор – группа компаний «ТАИФ».
Старый городской стадион не может похвастаться высокой посещаемостью. В среднем матчи лидера ПФЛ зоны «Урал-Приволжье» собирают около 400-700 человек. Причём в те сезоны, когда «Нефтехимик» играл в ФНЛ, цифры были не намного больше. Чтобы хоть как-то заманить людей на стадион, клуб ввел бесплатное питание во время матчей. Следующий шаг, видимо, платить горожанам за просмотр…
В этом сезоне «Нефтехимик», как и КАМАЗ, планирует в очередной раз вернуться в ФНЛ. У руководства есть отдалённые проекты реконструкции стадиона. Обновление предусматривает строительство фан-зон, где работа с болельщиками сможет расправить крылья. Кроме того, с выходом в первый дивизион планируется начать продавать атрибутику. Сейчас клуб этим не занимается.
В отличие от соседних Челнов, у Нижнекамска есть сильный клуб в главной хоккейной лиге страны – КХЛ. Футбольная команда города заметно уступает по популярности хоккейной. И если случается так, что время матчей совпадает, то на стадионе приходится слушать только удары по мячу и мерзкий свист от дуновения ветра.
Игроки, сосланные в Нижнекамск из «Рубина» приходили с мотивацией проявить себя и доказать, что заслуживают играть в главной команде. Эта мотивация помогала «Нефтехимику» добиваться локальных результатов в первом дивизионе. Сегодня футболистов с такими амбициями в команде просто нет, ведь даже проявив себя далеко не факт, что футболист хотя бы будет замечен «Рубином».
«РУБИН-2» ОКАЗАЛСЯ НА САМОМ ДНЕ
В низах республиканского футбола тоже есть интересные коллективы. Сегодня «Рубин-2» – это середнячок республиканской футбольной лиги и перспектив выхода клуба в ПФЛ нет. Все опять упирается в финансирование.
Матчи чемпионата Татарстана мало кому интересны. Хоть какие-то зрители на трибуне – это уже успех. Как правило, там оказываются родственники и друзья молодых игроков, которые не всегда следят за ходом игры. Кто-то беседует по телефону, кто-то вообще забрел на трибуны случайно, другие – ковыряются в гаджетах.
Состав «Рубина-2» собран из игроков, которые еще не доросли до уровня молодежки «Рубина». В заявке команды – игроки от 17 до 22 лет. Тренируют команду Радик Гадеев и Айдар Яруллин.
По словам одного из родителей игроков, этот турнир не имеет для команды особого значения. Тренеры команды используют его во многом для поддержания игрового тонуса. Помимо второй команды «Рубина», в лиге РТ есть также «Рубин»-2001, КАМАЗ и «Нефтехимик».
«Рубин-2» перестал быть тем клубом, где основная команда могла проверить каких-то перспективных игроков. Свой лучший сезон в карьере Портнягин начинал как раз в «Рубине»: в 2014 году в июле он вместе с «Рубином-2» получал пять безответных голов от «Сызрани-2003» при горстке зрителей, а через месяц забивал победный гол в ворота ЦСКА на полной «Казань Арене» и получил вызов в сборную России, став лучшим бомбардиром «Рубина» по итогам сезона.
«КЛУБЫ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО»
Эксперты «БИЗНЕС Online» разошлись во мнении, нужна ли система футбольной пирамиды в Татарстане.
Наиль Гизатуллин, советник президента «Нефтехимика», экс-директор клуба:
– В своё время пирамида никаких плодов не дала. Я думаю, что для всех клубов будет лучше, если они будут жить отдельно друг от друга. Хотя у Курбана Бердыева в одно время была идея создания такой системы. Тогда они отдали нам 17 игроков в аренду, и «Нефтехимик» занял 7-е место в ФНЛ. Но в то время у «Рубина» были эти самые игроки. А сейчас у них сложности с кадрами. Кроме того, чтобы пирамида работала, необходимо, чтобы и финансирование было на достаточном уровне. Если брать в целом, то мы видим, что в последние годы в республике с этим стало тяжело.
Наиль Ахмедшин, советник генерального директора ФК «КАМАЗ», экс-гендиректор клуба:
– На мой взгляд, нельзя, чтобы три клуба жили порознь. Конечно, пирамида помогала бы в первую очередь «Рубину». Это команда РПЛ, флагман нашего республиканского футбола. И негоже покупать игроков на стороне, когда знаешь, что «Нефтехимик» и КАМАЗ могут подготовить футболистов. За примерами далеко ходить не надо. Наши воспитанники – Игнатьев, Козлов, Бухаров, Одемвинге и другие показали, что наша школа способна выпускать ценные кадры.
Владимир Клонцак, экс-главный тренер «КАМАЗа» и «Нефтехимика»:
– Было бы неплохо, если бы пирамида функционировала. Первая лига идеально подходит для обкатки перспективных футболистов. Есть примеры, когда игроки раскрывались в ФНЛ и показывали качественный футбол и в дальнейшем. Тот же Кверквелия сейчас один из лучших защитников нашего чемпионата.
Я считаю, что Татарстану нужна такая ступенька. Но весь вопрос в том – как это будет выглядеть. Каждый клуб амбициозен. Во второй лиге идёт борьба между Нижнекамском и Челнами за выход в ФНЛ. На мой взгляд, было бы неплохо, если бы «Нефтехимик» возобновил партнерские отношения с «Рубином». У клубов общий спонсор – «Нижнекамскнефтехим», и определенная логика в их сотрудничестве есть.
ГАЛИЦКИЙ ПОКАЗАЛ, КАК ДОЛЖНА РАБОТАТЬ СИСТЕМА
То, о чем много лет ведут разговоры футбольные менеджеры в Татарстане, без лишних слов реализовал владелец футбольного клуба «Краснодар» Сергей Галицкий. Бизнесмен создал команду десять лет назад, когда «Рубин» собирал свой «золотой» состав. Но сегодня «быки» имеют один из самых красивейших стадионов в Европе, который регулярно собирает аншлаги. Команда показывает атакующий, привлекательный для зрителей футбол, появились и свои воспитанники, которые выступают в РПЛ и забивают..
В 2012 году Галицкий в интервью изданию «Спорт сегодня» заявил: «Моя мечта, и я уверен, что она исполнится, – чтобы 11 выпускников моей школы играли за «Краснодар». В том, что это будет, я не сомневаюсь. Это абсолютно возможно. Более того, я считаю, что это самый простой путь». Бизнесмен вложил порядка 90 миллионов долларов в академию, которую многие сейчас называют лучшей в стране. Для того, чтобы её выпускники подходили готовыми к первой команде, они набираются опыта во второй лиге, где выступает «Краснодар-3». Тех, кто выделяется на фоне своих партнеров, переводят в «Краснодар-2», который уже выступает в более статусной лиге – ФНЛ. Молодые пацаны выступают на взрослом уровне против опытных игроков первой лиги и смотрятся в целом неплохо. После 11-ти туров вторая команда горожан идет на третьем месте. По регламенту турнира, фарм-клуб не может получить путевку в РПЛ, но победа во второй лиге стала бы шикарной рекламой для футбольной школы.
К сожалению, у Татарстана нет своего Галицкого и, судя по всему, ждать его появления ещё очень долго. Хотя… Была бы политическая воля. Заинтересовали же «Татнефть», а теперь для «Ак Барса» выход в финал Кубка Гагарина – задача минимум. Почему бы не перенять опыт у тех же хоккеистов? Чтобы футбольная пирамида Татарстана заработала и приносила свои плоды, необходимо, чтобы к руководству федерацией футбола РТ пришёл заинтересованный человек, с хорошими связями и выходом на спонсоров. Для этой роли идеально подошёл бы Бердыев, но у главного тренера «Рубина» пока свои заботы. А другого сильного управленца пока найти не удалось. Президент федерации Александр Гусев в своё время сделал многое для нее, но сейчас у него уже нет того влияния, что было раньше. Директор организации Радик Ахмадуллин увлечен организацией любительских турниров и скандалами внутри них. Связаться с Гусевым и Ахмадуллиным для получения комментариев не удалось. Вот и получается, что на данный момент все клубы Татарстана живут как в известной басне Ивана Крылова «Лебедь, щука и рак». А воз и ныне там.
Ярким примером идеальной системы воспитания футболистов все еще остается Германия. Цепочка тренеров составлена таким образом, что если учитель физкультуры какой-то провинциальной деревушки заметит талантливого игрока, то информация о нем обязательно дойдет до представителей профессионального футбольного клуба. К примеру, через такой путь прошел один из лучших нападающих современности Томас Мюллер.
Сегодня для обкатки перспективных игроков, которые переросли уровень дубля, но могут пригодится основе в будущем, у «Рубина» в структуре просто нет соответствующей и это одна из причин, почему команда больше не достигает высоких результатов. У «Спартака», «Зенита», «Краснодара», «Локомотива» и других есть фарм-клубы, которые являются частью системы и оттуда по ходу сезона регулярно подходят игроки для первой команды. У «Рубина» же фарм-клуб формально есть, но только по сути для футболистов-любителей, которые не имеют никаких перспектив для роста, а связи с «Нефтехимиком» и КАМАЗом оборваны. При этом два закамских клуба тоже многое потеряли из-за отсутствия плотного сотрудничества с «Рубином». Пока все три клуба не придут к компромиссу и не объединятся, ни один из них не сможет выдержать конкуренцию у других команд, где эта система исправно работает и дает результаты.