erid:
Полезные советы от Марка Лебедева.
Сборная Австралии на чемпионате мира играет в одной группе с Россией и уже гарантировала себе выход во второй этап с четвертого места в шестерке С. Причём автралийцы, в отличие от россиян, сумели взять одно очко в матче с США, уступив на тай-брейке.
Австралию с 2016 года тренирует Марк Лебедев. Его отец – мигрант послевоенной волны и один из основателей волейбола в Австралии, который был секретарём и президентом местной федерации волейбола. Сам Марк попал в сборную Австралии ещё в 1997-м и до 2002-го работал помощником тренера. На клубном уровне он выигрывал чемпионат Германии-2012 и «бронзу» Лиги чемпионов-2015 с «Берлином», а с «Ястшембски» брал «бронзу» чемпионата Польши-2017.
Лебедев – один из самых открытых тренеров в волейболе. Он постоянно выступает на семинарах с лекциями, всячески продвигая любимую игру. Марк перевёл на английский язык книгу знаменитого советского и российского тренера Вячеслава Платонова «Моя профессия – игра». Также Лебедев ведёт блог At Home on the Court («На площадке как дома»), где есть очень интересный блок – 50 советов тренерам. Мы перевели несколько фрагментов.
БОРИСЬ С УСТАЛОСТЬЮ
Когда игроки устают, они начинают обдумывать, насколько сильно. Чем больше у них времени на раздумья, тем больше разговоров про усталость.
Упражнения, которые направлены на обучение, требуют много духовной энергии. А уставшие игроки тратят все оставшиеся силы на мысли о том, как же они устали. Это не значит, что у игроков не хватает мотивации или они не хотят работать и прогрессировать. Просто тебе нужно подстроить тренировочный процесс под духовное и физическое состояние игроков.
Если у игроков не остаётся времени на раздумья, они не могут погрузиться в свои проблемы. Так что перерывы между упражнениями должны быть минимальными. Допустим, можно использовать упражнения, где за короткое время много подходов.
Также держать игроков в тонусе помогает соперничество. Меня не перестаёт удивлять, чем взрослые готовы пожертвовать – в прямом и переносном смысле – ради глупой игры, в которой есть соперничество. Если команда устала, введи в игру ещё один мяч, придумай другую игру, и парни обязательно найдут в себе дополнительные силы.
РАДУЙСЯ ПОБЕДЕ
Хью Маккатчен говорил: «Тренеры постоянно недовольны». Я с этим полностью согласен. Мы всегда должны находиться в поиске слабых мест, и это не получится, если довольствоваться тем, что уже есть.
С другой стороны, волейбол приносит нам столько разочарований, что нужно уметь радоваться большим победам, отличным выступлениям, хорошим тренировкам, и делать это ради себя. Когда ваша команда преуспевает, наслаждайтесь этим, получайте удовольствие. И позаботьтесь, чтобы игроки тоже чувствовали позитивные эмоции.
Волейбол – это игра, и нельзя забывать, что игра может приносить радость. Ведь повод расстроиться найдётся всегда и при любых обстоятельствах.
НЕ ЗАЦИКЛИВАЙСЯ НА ТЕОРИИ
Много пособий, книг, биографий рассказывают, что если тренер ведёт себя определённым образом, то он получает определённые результаты. Жаль, но это не так. В работе тренера нет никаких рецептов успеха и нет предсказуемых итогов. Что работало в одной команде, в одной ситуации может не сработать в другой.
Тренерство – это практика. Тренер обязан собирать всю доступную информацию и принимать лучшее решение из возможных. Пробуя, ошибаясь и не повторяя свои ошибки, он может принять больше верных решений, чем неверных.
Но запомните – даже самые опытные и успешные тренеры совершают ошибки, которые от них никто не ожидал.
ПЛАНИРУЙ ВРЕМЯ
Неважно, сколько очков ты набрал, важно когда ты это сделал.
Неважно, сколько ошибок ты совершил, важно когда ты их допустил.
Неважно, насколько силён и быстр твой удар, важно когда ты его нанёс.
Неважно, какая у тебя скорость, важно когда ты примчишься туда, куда хочешь.
Неважно, сколько замечаний ты сделал, важно, выбрал ли для этого нужный момент.
Неважно, какой вес ты можешь поднять, важно в какое время ты это сделал.
Планирование – это всё.
МОТИВИРУЙ ИГРОКОВ
Игроки ходят на тренировки по многим причинам.
Потому что этого хотят родители.
Потому что вместе с ними друзья.
Потому что этого требует контракт.
Потому что чувствуют личную ответственность.
Потому что просто этого хотят.
Последний вариант подходит лучше всего. Если у игроков есть желание идти на тренировку, они будут больше вовлечены в процесс, они больше узнают и лучше сыграют. Вне зависимости от уровня. Если тренер хочет выжать из игроков максимум, он должен создать такие условия, при которых игроки сами захотят приходить на тренировки.
Это касается многих сфер. Обстановка должна быть весёлой, но серьёзной. Должна быть дисциплина, но никаких правил ради правил. Должна быть чёткая структура, но простор для экспериментов. Должен быть командный дух, но акцент на индивидуальности. И у всего должен быть свой смысл, чтобы игроки выполняли упражнения без вопросов.
Сделай так, чтобы игроки сами шли на тренировки, и твоя работа будет выполнена на 98%.
НЕ ТРЕБУЙ ИДЕАЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ СРАЗУ
Когда ты начинаешь заниматься с тяжёлым весом, бывает период стремительного прогресса. К сожалению, он говорит не об усилении мышц, а о том, что ты научился правильно двигаться. Это называют эффектом запоминания. Только после него можно наблюдать реальный прогресс, который вызван адаптацией мышц к новым нагрузкам.
Это касается и других областей тренерской работы. Например, после нового упражнения команде нужно время, чтобы приспособиться к нему. В один момент игроки начинают выполнять его с заметным улучшением. Но это не развитие навыков – это эффект запоминания.
Важно заметить, что перед этим эффектом упражнение выполняют просто ужасно. То же самое касается разминки и тренировочных игр.
Не стоит ожидать безупречного выполнения упражнения, если ты даёшь его впервые. Расслабься и дай игрокам время, чтобы узнать, как его выполнять.
НЕ ГОТОВЬСЯ СЛИШКОМ ДОЛГО
Есть древняя аксиома, что ты должен тратить в два раза больше времени на подготовку к тренировке, чем на саму тренировку. Так что к двухчасовому занятию нужно готовиться четыре часа. К несчастью, большинство таких аксиом (и цитат от известных тренеров) направлены на то, чтобы заставить тренеров почувствовать себя неполноценными.
Тратить на подготовку в два раза больше времени – непрактично. У большинства тренеров просто нет столько времени. Тем не менее, важно составлять план каждой тренировки. Не менее важно оглядываться назад и рассуждать, какие цели поставлены на тренировку, где нужно доработать, какие упражнения разобрать, как действовать в разных ситуациях, которые могут возникнуть на занятии.
Проходя через все эти этапы, тренер сможет подготовить наилучшую тренировку из возможных и подготовить себя самого к тому, чтобы сделать команду лучше.
НЕ ТОРОПИСЬ С ВЫВОДАМИ
Я не согласен с мнением, что тренер должен оперативно реагировать на все вопросы в команде, прежде чем рана загноится.
Кажется, что это полезный совет, но на самом деле он может доставить ещё больше проблем. В команде возникает много ситуаций, когда что-то идёт не так, но не всегда стоит принимать меры. Игрок может сорваться на одноклубника или тренера по многим причинам. Стресс, усталость, проблемы в семье, просто неудачный день. Если в таких случаях игрок пинает мяч, кричит на одноклубника, спорит с тренером, это не конфликт. Он показывает, что устал, не справился с давлением, переволновался из-за проблем дома, провёл неудачный день.
Тренер, который всегда реагирует на такие моменты, может создать дополнительные проблемы. Всегда лучше подождать день-два, посмотреть, что будет дальше. В большинстве случаев окажется, что никакого конфликта и не было. Просто люди есть люди.
ИЩИ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ, НО НЕ ЗАБЫВАЙ О СИЛЬНЫХ
Тренеры – из-за своей природы – всегда зациклены на слабых местах команды. Само собой, команду можно усилить за счёт работы над этими слабыми местами. По крайней мере, так принято считать. Но я в этом не уверен.
Тренеры, разумеется, должны знать слабости команды и должны учитывать их при принятии любых решений. Но если ты постоянно акцентируешь на этом внимание через разговоры и тренировки, то получаешь двоякий результат.
Во-первых, тебе будет не хватать времени, чтобы проработать свои сильные стороны. Работая над слабыми, можно избежать поражений. Но без сильных нельзя добиться победы.
Во-вторых, это самое важное, так ты сильно воздействуешь на уверенность игроков. Если команда постоянно слышит о своих слабых местах, то не ожидает от себя побед. После первой неудачи они подумают «ну вот опять», и с этого начнётся падение вниз.
Учитывать слабости важно, но никогда не забывай о достоинствах. И всегда удерживай уверенность игроков на высоком уровне.
НЕ ИЩИ «ЖЕРТВ»
По какой-то причине в спорте принято, что кричать на игроков тренеру допустимо, приемлемо и в некоторых случаях необходимо. В некоторых случаях это действительно так. Например, если тренер чувствует, что команде не достаёт эмоций, он может повысить голос, чтобы исправить это. Чаще бывают напряжённые ситуации, когда тренера переполняют эмоции и он даёт волю своей злости.
Вне зависимости от причин, ты всегда должен направлять эмоции в нужном направлении. Слишком часто тренеры выбирают себе «жертву» – игрока, на которого орут при любой ситуации. Обычно это молодой игрок, который пока не в состоянии постоять за себя. Тренеры кричат на него, когда на самом деле их бесит их лучший игрок, но они не могут повысить голос на него.
Есть много причин, по которым не стоит кричать на своего лучшего игрока, даже если он того заслуживает. Но если ты выплёскиваешь злость на другого человека, тебе нет оправданий.
НЕ ПОВЫШАЙ ГОЛОС
Никому не нравится, когда на него кричат. Все пытаются избежать действий, которые приводят к крику. В этом плане игроки не отличаются от остальных. Им тоже не нравится, когда на них повышает голос тренер, так что они будут делать всё, чтобы не допустить этого.
Это полезная информация. Если игрок или команда постоянно делают что-то неверно, провоцируя тренера на крик, это знак. Значит, они не понимают инструкций или просто не в состоянии выполнить их на должном уровне. Следовательно, тренеру следует не повышать голос, а объяснить ещё раз.
А если ты всегда кричишь на тренировке, просто поменяй свои методы. Проблема, вероятнее всего, скрыта в этом.
БУДЬ УВЕРЕННЫМ В СЕБЕ
Когда связующий на мгновение засомневался, он ждёт пока мяч опустится чуть ниже и удерживает его чуть дольше. На десятую секунды.
Когда доигровщик на мгновение засомневался, он делает полшага назад, чтобы дать себе больше времени. На десятую секунды.
Когда блокирующий на мгновение засомневался, он ждёт чуть дольше, пока мяч не покинул руки связующего. На десятую секунды.
Уверенные в себе игроки доверяют себе и своим глазам, решениям, движениям. Им не нужно ждать.
Разница между уверенным игроком и неуверенным – всего лишь десятая секунды.
ПРИЗНАВАЙ ОШИБКИ
«Это моя ошибка» – три самых сложных слова для любого тренера. Но, возможно, самые важные. Их так трудно проговорить по двум причинам. Во-первых, это практически всегда неправда. Вина в любых случаях лежит на нескольких людях. Во-вторых, где-то на уровне инстинктов тебе хочется защититься и переложить ответственность на других.
Я не говорю, что тебе нужно выступить перед журналистами, руководством, болельщиками, родителями и признать свою ошибку. Хочешь сохранить работу – не стоит частить с этим. Но ты можешь проговорить эти три слова для себя самого перед зеркалом. И тогда ты почувствуешь облегчение. Или даже бросишь себе вызов.
Принимая ответственность за всё случившееся с командой, ты находишь в себе силы изменить ситуацию. Если ты понял, что дело в тренировках, ты меняешь их формат. Если дело в уровне игроков, ты больше с ними работаешь. Если дело в тактике, ты ищешь новые и более эффективные схемы.
Признание ошибки – это двигатель прогресса, то, что стимулирует личный и командный рост. Посмотреть на себя в зеркало не так легко, но оно того стоит.
СМЕЙСЯ
Тренеры сталкиваются с разными типами давления в своей работе.
Руководство, болельщики, журналисты, родители, результаты – всё это воздействует на нас. И по ряду причин мы хотим общаться с игроками с серьёзным выражением лица. Принимаем мы его или нет, давление сказывается на нашем настроении и в некоторых случаях заставляет забыть о радостях жизни. Одна из таких радостей – смех.
Каждый день тренер сталкивается со многими забавными вещами. Смейся. Если что-то забавное произошло с тобой, смейся громче всех. Так ты станешь лучше не как тренер, а как человек. Ты получишь больше удовольствия от жизни, и рядом с тобой будет приятнее находиться.
ОБРАЩАЙСЯ ПО ИМЕНИ
Вам когда-нибудь казалось, что кто-то в оживлённом месте произносит ваше имя? Ты не можешь разобрать, о чём разговор, но всегда улавливаешь звуки своего имени. Люди очень восприимчивы к ним.
Несмотря на это, мы предпочитаем ставить имя в конец любого обращения. «Как дела, Марк?», «Не подскажешь время, Джимбоб?», «Будете эти фрикадельки, сэр?».
В оживлённом месте, которое я описал ранее, я не буду говорить «Как дела?», чтобы привлечь чьё-то внимание. Так человек не поймёт, что к нему обращаются. Конечно же, лучше использовать имя. «Марк! Как дела?»
Посторонний шум не имеет значения. Проведите эксперимент: займите двух людей, например, игрой на телефоне. Вы убедитесь в том же самом. Они прислушаются к вам не когда вы начнёте говорить, а когда произнесёте их имена.
Это полезная информация для тренера. Если хочешь, чтобы игрок выслушал тебя в шумной обстановке, сперва скажи его имя.
СТАВЬ ВСЁ ПОД СОМНЕНИЕ
Ставь под сомнение всё, что ты знаешь про волейбол. Не имеет значения, сколько людей говорят об этом, кто говорит об этом, как долго они это делают, каких успехов они добились, что ты думаешь о них или они думают о себе. Ставь всё под сомнение.
Ставь под сомнение всё, что ты знаешь о работе тренера. Не имеет значения, сколько людей говорят об этом, кто говорит об этом, как долго они это делают, каких успехов они добились, что ты думаешь о них или они думают о себе. Ставь всё под сомнение.
Всегда есть лучший вариант, и ты никогда не найдёшь его, пока не поставишь всё под сомнение.
СЛЕДИ ЗА ТЕМ, ЧТО ГОВОРИШЬ
Тренеры приходят в бешенство от игроков, которые, как кажется им, не слушают. Сколько бы тренер не давал указаний игроку, он им не следует.
Игроки и вправду часто не выполняют указания так, как их просят. Но не думайте, что они не слушают и, более того, ничего не помнят.
Иногда тренер удивляется, что игроки до сих пор помнят его выступления годичной давности, которые он сам уже давно забыл. Даже те высказывания тренера, у которых не было формального характера, могут остаться в памяти игроков до последнего – и с тем значением, о котором он не догадывался.
Тренер общается с игроками часто, а игрок с тренером – редко. Всегда помните об этом. Каждый раз, когда общаешься с игроком или командой, нужно следить за своими словами. Всё сказанное тобой слушают и запоминают.
ИСПОЛЬЗУЙ МЕНЬШЕ СЛОВ
Тренерам нравится объяснять. В этой работе / призвании / профессии находят себя как раз те, кто умеет объяснять.
Для того, чтобы объяснять, нужны слова. Чем напряжённее спор и сложнее тема разговора, тем больше слов ты используешь.
Тебе может показаться, что это нормально. В крайнем случае, не так уж плохо. Важно, что у тебя получилось. Кого волнует, сколько для этого понадобилось слов? Но чем больше слов, тем больше вероятность потерять суть. Чем больше слов, тем больше ты говоришь о том, что не имеет значения и только отвлекает. Чем больше слов, тем больше шансов потерять внимание.
Если кратко, на свете нет таких вещей, которые нужно объяснять с большим количеством слов. Тренер должен говорить настолько просто, насколько это только возможно. В своём блоге я стараюсь не превышать объёма в 500 слов. 300 – уже лучше. 200 – лучше всего. Моё время ограничено.
Запомните: больше слов – больше неразберихи.
ОТНОСИСЬ К КАЖДОМУ ИГРОКУ ПО-ОСОБОМУ
Принято считать, что тренер должен относиться ко всем игрокам одинаково. Логично. Ведь в команде все равны.
Более продвинутые думают, что к игрокам нужно относиться не одинаково, а справедливо. Это тоже логично. Так ты учитываешь разные характеры в команде и сохраняешь систему ценностей.
Но есть и другое мнение. Ко всем игрокам нужно относиться по-разному, особенно к уникальным игрокам. «Уникальными» они могут быть в разных сферах, личной, спортивной, тактической, но ключевым должен быть их вклад в выступление команды.
Уникальные игроки – это те, кто отстранились от ортодоксальности, «правильного» и общепринятого стиля жизни. Их индивидуальность даёт им преимущества, которых нет у других. Игроков с выдающимися физическими данными не нужно упрекать в отсутствии техники. Игроков с выдающими навыками не нужно учить правильно расставлять ноги. Игроков, которые умеют просчитывать риски и принимать их последствия, не нужно заставлять меньше ошибаться.
Главное – интересы команды. Уникальные игроки добавляют твоей команде потенциала, и только при особом отношении они помогут тебе реализовать его.