erid:
Почему уфимскому клубу становится всё сложнее оставаться топ-клубом, о бюджете и скаутском отделе, а также собственных воспитанниках – в материале Максима Никерина.
Руководство «Салавата Юлаева» не балует болельщиков частыми выходами в свет. Чем живёт клуб, чаще всего остаётся загадкой, но бывают и исключения. Перед началом сезона в Уфе провели пресс-конференцию с участие генерального директора Тагира Ибрагимова, спортивного директора Романа Беляева и главного тренера Николая Цулыгина. Формат пресс-конференции стар, как мир, но на важные вопросы о существовании клуба пресса (читай – болельщики) ответы получить смогла, хоть она и пролетела стремительно, от начала до конца уложившись в 25 минут.
БЮДЖЕТ «САЛАВАТА» НЕ МЕНЯЕТСЯ ЧЕТЫРЕ ГОДА
Одна из ключевых тем – финансирование клуба. Разговоров об этом боссы «Салавата Юлаева» стараются избегать, хотя с этим есть проблема. Точнее, в самом факте финансирования как раз проблем нет, что бы не писали периодически в социальных сетях или СМИ – оно стабильное и не подлежит сомнениям. Но вот количество выделяемых средств вызывает вопросы.
То есть, почти 2,5 млрд рублей, который ежегодно получает «Салават Юлаев» от спонсоров не идут ни в какое сравнение с теми же 2,5 млрд, которые клуб получал ещё в то время, когда спонсором был благотворительный фонд «Урал». Бюджет клуба не повышался уже года четыре и это беда, учитывая падение рубля, которое влечёт за собой значительное повышение цен на всё – перелёты, отели, форму и всё остальное. Помимо прочего, растут и обременения в виде затрат на дочерние команды («Торос», Толпар», «Агидель»), содержание СДЮСШОР.
К слову, бюджет «Ак Барса» за это же время вырос почти до 4 млрд, у «Магнитки» – до 3,5 млрд. Понижать планку результатов уфимцам нельзя, этого не поймут ни болельщики, ни партнёры, привыкшие считать «Салават Юлаев» топ-клубом. Однако держать её даже на том уровне, что есть сейчас, с каждым годом становится сложнее. Но в клубе чаще всего об этом не говорят, точнее не говорили до четверга.
«Человеку вообще всегда всего мало, – поясняет Ибрагимов. – Мне бы сейчас сказали: «Ещё дадим денег», я бы сказал: «С удовольствием». Всё зависит от поставленных задач. Если мы себя позиционируем как топ-клуб, то хотелось бы большего. Но того финансирования, которое есть, достаточно. Есть множество клубов, которые финансируются не так. Но ещё раз повторюсь, хотелось бы большего».
Кроме того, второй год подряд на форме клуба не будет титульного спонсора. В прошлом сезоне рекламное место на джерси продали молочной компании «Край Курая», в этом году оно ушло таинственному бренду Республики Башкортостан Terra Bashkiria и строительной компании «Жилстройинвест».
«Титульного спонсора в том виде, в котором вы понимаете, нет. Финансирование и бюджет у нас стабильны, они сохранились. Кое-что зарабатываем сами. К сожалению, пока не так много», – добавил Ибрагимов.
ЧТО ТАКОЕ СКАУТСКИЙ ОТДЕЛ «САЛАВАТА ЮЛАЕВА»
Стала понятна и схема работы скаутского отдела «Салавата Юлаева», о котором много говорилось после увольнения из клуба бывшего генерального менеджера Леонида Вайсфельда.
«Когда мы, как вы выразились, увольняли Вайсфельда, мы такую задачу не ставили. Это со временем пришло, потому что скаутская служба нужна, – говорит генеральный директор клуба. – Хоккей движется такими темпами, что одного человека, даже будь он семи пядей во лбу, а Леонид Владленович таким и является, уже не хватает. Нужно расширять эту структуру, чтобы количество могло перейти в качество».
В итоге службу создали и возглавил её спортивный директор «Салавата Юлаева» Роман Беляев, под чьим руководством находятся несколько скаутов. Два про-скаута, которые территориально находятся не в Уфе, но ездят по стране и бывают за границей с целью изучения рынка молодых игроков, и специалист по юниорам, задача которого – работа с игроками для местной СДЮСШОР.
«Итоги работы мы можем увидеть и после сезона, и через месяц, и через два или три года, – добавляет Беляев. – У нас сейчас в сборной страны 1999 года рождения четыре представителя, трое из которых пришли в клуб в это межсезонье. Наши игроки есть в сборных 2001 и 2002 годов - это показатель работы скаутов, которые предлагают юных хоккеистов».
Имена скаутов, кстати, в клубе держат в секрете. Однако, «БИЗНЕС Online» ранее писал о про-скауте клуба Константине Крылове, который был первым российским скаутом в НХЛ и до сих пор совмещает работу в «Анахайме».
УФЕ НУЖНЫ СВОИ ВОСПИТАННИКИ
Игроков сборных разных возрастов сегодня в системе «Салавата» столько, сколько не было никогда. Упомянутые четыре хоккеиста 1999 года рождения, которые в этом сезоне могут стать лимитчиками в КХЛ, – это вратарь Даниил Тарасов, защитники Марк Рубинчик и Александр Ляхов, а также нападающий Павел Шэн. Кроме них, в эту команду мог попасть ещё один форвард – Александр Оськин, но он восстанавливается после травмы. Игроки 2001 года рождения, вызываемые в национальную команду по своему возрасту – защитник Семён Чистяков и нападающий Родион Амиров. Сборники 2002 года – защитник Шакир Мухамадуллин и нападающий Александр Пашин. На них в клубе возлагают особые надежды, несмотря на периодически всплывающие разговоры о том, что должны играть не местные, а лучшие.
«Принцип оптимальности должен наличествовать. Нельзя очертя голову кричать, что мы из Уфы и мы лучше всех, – комментирует Ибрагимов ситуацию с собственными воспитанниками. – Конечно, тренер будет выбирать то, что ему выгоднее на сегодняшний день и то, что даёт результат. С точки зрения перспективы, безусловно, нужно развивать своих. Это аксиома, она непреложна. Надо выстраивать такую систему, чтобы местные становились лучшими. Это идеальный вариант».
Некий план по увеличению числа своих воспитанников, по словам спикеров, у клуба есть. Но привести цифры, как это в своё время делало руководство «Башнефти», пообещав довести их количество до 80% от всего состава за пять лет, нынешние боссы не стали.
«В детско-юношеском хоккее очень много проблем, которых в один день не решить, – говорит генеральный директор «Салавата Юлаева». – У нас всегда существовала проблема родителей – эта ненужная конкуренция, начиная с шесть-восьми лет и до 12-ти, когда папы и мамы уже определили будущее амплуа ребёнка, в какой тройке он должен играть. Но надо дать возможность специалистам, чтобы они работали спокойно, качественно и на будущее. Сегодня несколько возрастов просто радуют нас, я сейчас не буду их называть. По годам если смотреть, у нас очень хорошие люди подходят. Кто-то говорил, что «Салават» и хоккей в Башкирии умер. Но это чушь».