комментарии 2 в закладки

Кто из россиян играл в Японии до Мусэрского

erid:

Следующие два сезона блокирующий Дмитрий Мусэрский проведёт в японской лиге. Последний раз российский легионер выступал там десять лет назад, но еще раньше Страна восходящего солнца была очень популярным направлением.

В 1994 году в Японии была создана профессиональная лига из восьми клубов, каждый из которых заручился поддержкой серьёзного спонсора. Команду из Сакаи поддерживал сталелитейный гигант Nippon Steel Sumikin, команду из Токио – энергетический концерн NEC, команду из Осаки – компания Panasonic и так далее. У японцев появились деньги на легионеров и клуб «Тандерз» из Хиросимы, выступавший под брендом Japan Tobacco, подписал основного блокирующего сборной России Олега Шатунова и молодого доигровщика Евгения Митькова. Владельцы «Тандерз» оказались так довольны своим выбором, что следующие десять лет в их клубе обязательно был хотя бы один российский игрок.

ОЛЕГ ШАТУНОВ
Клуб: «Джей Ти Тандерз» (Хиросима) Сезоны: 1994 - 1999

Фото: vc-dynamo.ru


В дебютном сезоне Шатунов стал лучшим блокирующим чемпионата, удивляя японцев чтением игры, высотой атак и большим количеством одиночных блоков. Японский клуб продлил контракт с игроком и не пожалел – следующие два сезона Олег попадал в символическую сборную чемпионата, а также по два раза получал призы лучшему блокирующему и самому эффективному нападающему лиги. Рекорд россиянина (65% реализации) до сих пор не побит. Шатунов помог «Тандерз» взять «бронзу» (1996) и «серебро» (1997). В сезоне 1998/99 Шатунов стал играющим тренером команды и ему предлагали остаться в Японии в новом статусе, но он предпочел еще попрыгать: два сезона в Италии и один – в Турции.

Цитата: «В Японии к нашей семье была приставлена переводчица, которая даже в отпуск с нами поехала на Гавайи. Мы потом подружились, она даже приезжала к нам в гости в Россию позднее. Но поначалу конфликтные ситуации из-за такой гиперопеки возникали. Она просто очень ответственно относилась к своим обязанностям, а ее контракт с клубом действовал и на период наших каникул. На самом деле в Японии относились так ко всем легионерам». (vc-dynamo.ru, 2016)


ЕВГЕНИЙ МИТЬКОВ
Клуб: «Джей Ти Тандерз» (Хиросима) Сезоны: 1994 - 1996

В 1993 году сибиряк Митьков в 22-летнем возрасте дебютировал в сборной, а уже в 1994-м сыграл на чемпионате мира и получил контракт с зарубежным клубом. Он внёс вклад в первую в истории лиги бронзовую медаль «Тандерз», однако надолго в Азии не задержался.

Цитата: «Японию до сих пор вспоминаю, как о сказке. Тогда там только открыли профессиональную лигу, мы туда отправились вместе с Олегом Шатуновым. Условия были идеальные. Уехал оттуда из-за земляка. Конкурент в сборной Павел Шишкин был приглашен в нашу команду, а в Японии ввели лимит на легионеров – не больше одного в клубе. И мне сказали: «До свиданья!» («Советский спорт», 2002)


ПАВЕЛ ШИШКИН
Клуб: «Джей Ти Тандерз» (Хиросима) Сезоны: 1996 - 1999

Павел Шишкин приехал в Японию в качестве игрока стартовой шестёрки олимпийской сборной России и с опытом игры за рубежом. Сезон 1995/96 он провёл в Бразилии и сбежал оттуда из-за чудовищных нагрузок. Таких, что у доигровщика начались проблемы с кровообращением – кровь не поступала в руку. Проблему смогла решить только женщина-экстрасенс. В «Тандерз» Шишкин приехал здоровым и зажёг, внеся существенный вклад в «серебро» своей команды и попав в символическую сборную турнира. Следующие два сезона «Тандерз» получились менее удачными. В 1998 году в японской лиге лимит на легионеров сократили до одного и Шишкину приходилось играть по очереди с Шатуновым.

Цитата: «Не секрет, что в Японии все помешаны на гольфе: в маленьких городах множество драйвинг рейнджей, заполненных людьми, и Хиросима, где я тогда работал, не стала исключением. Когда были выходные, практически вся команда уезжала играть в гольф. Через какое-то время и я осознал, что пора приобщиться к этому виду спорта». (golfmir.ru, 2016)


АЛЕКСАНДР КЛИМКИН
Клуб: «Сумимото» (Фукуока) Сезон: 1996/97

Выиграв два чемпионата России в составе ЦСКА, Александр Климкин отправился на заработки. Сначала он провёл сезон в итальянской серии А1, где выступал за «Падову» под руководством Юрия Сапеги, а затем перебрался в Японию. Причем в Стране восходящего солнца Климкин играл во второй лиге. Он помог «Сумимото» вернуться в элиту и на этом его карьера в Азии завершилась.

Цитата: «В Японии абсолютно другой менталитет. Внешне люди приветливые, улыбчивые, но совершенно другие. Ты чувствуешь, будто остался совсем один. Я там чуть не повесился! Хорошо, Олег Шатунов и Павел Шишкин в то же время там играли. В часе езды от меня. Каждый выходной к ним рвался, чтобы головой отвлечься. Конечно, со временем и в Японии осваиваешься. Я там постепенно сдружился с игроками. В гости стал ходить. Когда, например, в гостиницы заселялись, японским ребятам давали номера, где спят на полу, как у них принято. А легионерам комнаты европейского типа. С кроватями». («Спорт день за днём», 2018)


ВАЛЕРИЙ ГОРЮШЕВ
Клуб: «Ниппон Стил» (Сакаи) Сезоны: 1997 - 1999

Евгений Красильников и Валерий Горюшев / фото: kharkov-loko.com


7 мая 1994 года доигровщик Валерий Горюшев дебютировал в составе сборной России в матче Мировой лиги в Осаке. Возможно, именно тогда японские скауты обратили на него внимание. Три года спустя он пополнил состав действующего чемпиона Японии. И в своем первом сезоне помог команде из Сакаи защитить титул. В финале, состоявшем из одного матча команда Горюшева со счетом 3:0 обыграла токийский NEC. А вот следующий сезон «Ниппон Стил» провалил, заняв 6-е место.

Затем Горюшев долго и успешно играл в Италии, а завершил карьеру после сезона 2005/06 в «Нове». В апреле 2014 года в 41-летнем возрасте Горюшев умер от рака лёгких.


ИГОРЬ ШУЛЕПОВ
Клуб: «Джей Ти Тандерз» (Хиросима) Сезон: 1999/2000

В 1999 году Игорь Шулепов стал чемпионом России в составе «Изумруда» и отправился покорять Японию. Ему было чуть проще, чем предшественникам. Как минимум в плане коммуникации – «Тандерз» как раз возглавил Геннадий Паршин, а его помощником стал олимпийский чемпион-1968 Олег Антропов. Этот тренерский тандем проработал в клубе из Хиросимы девять сезонов. Шулепов же ограничился одним, в котором команда заняла 5-е место.

Цитата: «Сначала приехал в Японию один: языка не знаю, ничего непонятно, думаю: «Ну, нафиг, уеду обратно». Через неделю попривык, хотя сначала эффект был ошеломительный – всё не как у нас. А уже после сезона меня около полугода не покидала мысль, что стоит вернуться в Японию, нам с женой Ольгой и маленькой дочкой было там комфортно. Контракт? Не скажу, что это были баснословные деньги, но для первого контракта за границей меня всё устроило. Естественно, и клуб, и федерация получили прибыль».

Игорь Шулепов: «Однажды в Белгороде обчистили раздевалку... А затем всё вернули»


ИЛЬЯ САВЕЛЬЕВ
Клуб: «Джей Ти Тандерз» (Хиросима) Сезоны: 2000 – 2005


Получилось, что летом 2000 года итальянская «Парма» и японский «Тандерз» поменялись игроками: Шулепов переехал на Апеннины, а Савельев перебрался в азиатский чемпионат, где провёл пять отличных сезонов. Он решал концовки, был лидером команды, четырежды попадал в топ-6 лучших игроков турнира и трижды играл в финале, каждый раз проигрывая «Сантори». Савельеву не повезло, что в это же время в Японии зажигал бразилец Гилсон Бернардо – он пять раз подряд становился чемпионом, MVP и лучшим бомбардиром японской лиги.

Цитата: «Вспоминаю Японию, когда после моих удачных атак и эйсов партнеры по команде нарезали вокруг меня своеобразные спринтерские круги почета. Так вот, у них силенок на всю игру и не хватало. Мне приходилось за них отрабатывать, по 50 очков набирать». («Советский спорт», 2007)


ДМИТРИЙ ФОМИН
Клуб: «Торэй Эрроуз» (Мисима) Сезоны: 2002/03

Дмитрий Фомин приехал в Азию в статусе суперзвезды, до этого выиграв кучу титулов с итальянским «Тревизо». А вот разжиться наградами в Японии не удалось – его команда выиграла лишь 12 из 21 матча, заняв 5-е место. После этого диагональный вернулся на родину, выиграл для Казани первый в истории трофей (Кубок России-2004) и стал лучшим игроком чемпионата России-2005.

Цитата: «Японцы, сами по себе, народ стеснительный. Страна немного напоминает Советский Союз. Когда к нам приезжали иностранцы, мы стеснялись сказать что-то неправильно. С партнерами я общался через переводчика, и никаких проблем не возникало. На площадке ведь все равно общаться легче. Не имеет значения американец ты, немец или еще кто-то - игра всех объединяет».


ПАВЕЛ АБРАМОВ
Клуб: «Торэй Эрроуз» (Мисима) Сезоны: 2003 - 2005


Павла Абрамова звали в Италию, но японский клуб предложил московскому «Динамо» более убедительные финансовые условия. Азиаты боролись за Абрамова не зря – если первый сезон ушел на адаптацию, то во втором российский доигровщик показывал выдающуюся игру, приведя «Торэй» к чемпионскому титулу. Более того, Павел был признан MVP чемпионата, лучшим подающим и принимающим, а также вошел в символическую сборную сезона. В 27 матчах он набрал 475 очков. После триумфального сезона Павел перешёл в одинцовскую «Искру».

Цитата: «Мы были в таком порядке, что выходили на площадку и понимали, что никто не сможет нас обыграть. Уровень уверенности и подготовки был таким, что крушили всех подряд, хотя там были другие команды с сильными легионерами. Наверное, сейчас в России себя так чувствует казанский «Зенит». В целом, Япония – другая вселенная. Там самые дружелюбные люди на планете. Это потрясающая страна, которая воодушевляет и меняет. Я приехал из Японии другим человеком. В голове была такая предельная ясность, которой дальше уже никогда не было».

«В волейболе деньги давались легче». Как Павел Абрамов стал успешным фермером


МАКСИМ ПАНТЕЛЕЙМОНЕНКО
Клуб: «Джей Ти Тандерз» (Хиросима) Сезоны: 2007/08

Максим Пантелеймоненко (№ 15)


В Японии легионер всегда главная атакующая сила. Максим Пантелеймоненко даже несмотря на амплуа доигровщика не был исключением и атаковал в среднем по 30 раз за матч, став 9-м бомбардиром регулярного чемпионата, в котором «Тандерз» занял 6-е место. На следующий год клуб из Хиросимы подписал венесуэльца Эрнандо Гомеса, а Пантелеймоненко отправился в Нижневартовск, где начал успешный российский этап карьеры.

Цитата: «Япония удивляла с первого до последнего дня. Кухней, традициями. После прощального ужина меня неожиданно подняли на руки и так донесли до такси. Это было очень неожиданно и сначала я пытался сопротивляться. А на следующий день вся команда пришла провожать меня на вокзал. Представляете? Так было заведено в команде».

Максим Пантелеймоненко: «В Краснодаре меня держали по принципу: ни себе ни людям»

Алмаз Хаиров
Оценка текста
+
1
-