erid:
Сравнения с великим отцом доконали юного хоккеиста.
Когда Тай Гретцки только встал на лёд, его отец Уэйн окончательно получил признание величайшего хоккеиста за всю историю. В 32 года он выдал невероятный сезон в «Лос-Анджелесе», набрав 130 очков в 81 матче. «Короли» с ним так и не сумели выиграть Кубок Стэнли, но величия Гретцки это не отменяло – Уэйн закончил игровую карьеру в 1999-м, и начиная с этого момента все ждали появления в НХЛ его наследника.
Старший сын Уэйна (у Тая есть младшие братья Тревор и Тристан, а также старшая сестра Паулина и младшая Эмма) в 16 лет играл за школу Шэттак-Сен Мари. В 29 матчах он забросил четыре шайбы и шесть результативных передач. Стоит ли говорить, что его отец в этом возрасте играл немного лучше? Уэйн играл в юниорской лиге Квебека, и в своём первом полном сезоне в ней 64 матчах набрал 182 (70+112) очка. Тай играл в лиге намного ниже уровнем и даже там не выделялся.
«Соперники постоянно говорили мне на льду: «Я думал, что ты играешь лучше», – признавался тогда Тай. Фамилия обязывает – говорят в таких случаях. Но парень просто хотел играть в хоккей, а такой психологический груз мешал ему сосредоточиться на своей игре. Подростку казалось, что он не оправдывает доверия своего отца. У Тая при этом были довольно реалистичные цели. «Он не говорит, что станет вторым Сидни Кросби», – признавался Уэйн, когда сыну было 16. Он отправил его в школу в штате Миннесота, где учились как раз Сидни Кросби и Зак Паризе, а отец последнего был в этой школе тренером. Великий (прозвище Уэйна Гретцки) хотел, чтобы его сын тренировался у лучших специалистов и вдали от пристального внимания, которое окружало бы его рядом с отцом.
В небольшом посёлке Форт Фрэнсес проживает около восьми тысяч человек, и каждый десятый житель поселения пришёл на хоккейный матч юношеских команд, когда в город приехала команда Тая Гретцки. Они держали карточки и фотографии его отца и хотели, чтобы его сын расписывался на них. «Это было странно», – говорил Тай. И подобное происходило с ним во многих городах. Люди говорили ему, как восхищаются его великим отцом и как хотят, чтобы он пошёл по его стопам.
Странно, что при этом все забывали, что старший сын Гретцки не учился ни в одной хоккейной школе с того момента, как его отец закончил карьеру в «Рейнджерс». Он был единственным ребёнком, который жил с отцом в Аризоне в 2005-м (остальные были с матерью в Калифорнии) и только тогда начал играть за школьную команду. Кто-то сказал, что Тай играет очень здорово, и понеслось. Он действительно набрал 37 очков в 16 матчах за колледж Брофи, но это были соревнования не самого высокого уровня.
Его школьные тренеры отмечали, что Таю не хватает подготовки, а над его катанием нужно ещё много работать, хотя в технике владения шайбой и манере катания он и был похож на своего отца. Все говорили, что при должном старании ещё один Гретцки может пробиться в НХЛ, но отец не давил на него: «Однажды я сказа ему: «Не переживай из-за этого давления на тебя. Ты не Уэйн Гретцки, ты – Тай Гретцки». На что он ответил мне, что вообще-то в мире не так много парней, которых зовут Уэйн Гретцки».
Постоянные сравнения с отцом и излишнее для обычного юного хоккеиста внимание отбили у Тая всё желание заниматься хоккеем: ему не хотелось ходить на тренировки и ездить на игры. В 17 лет он решил, что не будет пытаться попасть в НХЛ. Ему всегда нравился гольф, и в итоге он стал профессиональным гольфистом. Нет, Тай не стал новым Тайгером Вудсом, но выиграл несколько неплохих турниров и дал отцу повод гордиться им: «Он занимается тем, что любит. Я счастлив». Но про хоккей старший сын Гретцки не забыл. Он создал хоккейную школу Гретцки, которая проводит тренировочные лагеря для юных хоккеистов в Нью-Йорке, Эдмонтоне и других городах Северной Америки. Тай привозит туда многих игроков НХЛ – Тайлера Джонсона, Патрика Маруна, Тайсона Бэрри. Ну и, конечно, самого великого.
Тай невероятно похож на своего отца внешне. И когда он закончил с хоккеем, то жил вместе с ним в Финиксе, пока Уэйн тренировал «Койотс». Ездил с ним на игры. И Уэйн не скрывал, что со старшим сыном у них особая связь. Но Тай не захотел быть жалкой тенью своего отца, выбрав свой путь. И похоже, что сделал всё правильно.