erid:
Интервью с корреспондентом лучшего спортивного издания мира, по мнению МОК.
В прошлом году Inside The Games был признан МОК лучшим спортивным СМИ мира. Журналисты портала провели расследование о коррупции при строительстве олимпийских объектов в Пхёнхчане, активно освещали допинговые разбирательства по Олимпиаде Сочи и бомбили инсайдами по предвыборной гонке кандидатов на проведение Игр-2024 и 2028. Главный палач российского спорта Хайо Зеппельт часто размещает материалы Inside The Games у себя в соцсетях, и ходят слухи, что он редактор этого издания.
Один из главных журналистов портала Ник Батлер провёл в Казани полторы недели. Для него это третий визит в Россию, и в интервью «БИЗНЕС Online» он признался, что прибыл не только ради репортажей с матчей чемпионата мира.
France v Australia today at Kazan Arena, amazing to see first VAR goal incident at a World Cup... courtesy of @FISUnetwork https://t.co/qkOvFcJvYh pic.twitter.com/ByR7Of5gLV
— Nick Butler (@NickJMButler) June 16, 2018
– По-вашему, Россия – спортивная держава?
– Безусловно. Здесь всегда был и будет популярен спорт, особенно спорт высших достижений. На каждой Олимпиаде ваша страна борется за победу в медальном зачете, даже в Пхёнчхане боролась, когда команда была не в полном составе. В топе мировых звезд – множество российских спортсменов. Шарапова, Овечкин, Исинбаева – эти имена знает весь мир. Отдельно отмечу хоккей. Сразу видно, что это главный вид спорта в России, спорт Путина. Я был в Сочи, когда вы проиграли финнам, это выглядело как национальная трагедия. Наверное, даже Пхёнхчан её не исправил, всё-таки не было игроков НХЛ в Корее. Да не только хоккей, почти ко всем видам спорта в России особое, пристальное внимание со стороны политиков и общества. Тут особая атмосфера на стадионах, люди любят спорт, мне нравится смотреть спорт в России, российский спорт. Сейчас, правда есть проблемы с допингом, но вы пытаетесь их решить.
– Вы много пишете про проблемы с допингом. Как находите инсайды на эту тему? Публично же о допинге никто не хочет говорить...
– Удивительно, но на самом деле говорят и охотно. Главное найти нужных людей и разговорить их. Но всем инсайдам, особенно по допингу, верить нельзя, нужно всегда проверять всё лично.
– Когда говорят о допинге, делают акцент на российском спорте. Хотя допинг используют не только у нас. Это политика?
– Соглашусь, весь большой спорт сейчас сидит на допинге. Можно вспомнить и Норвегию с их обманными рецептами по медицинским допускам препаратов. Ужасная ситуация с допингом в Америке. Там спорт сугубо профессиональный и закрытый от общества. Все эти большие лиги – НХЛ, НБА, НФЛ – в них творится сущий допинговый ад. Возможно, потому, что они живут сами по себе. Тесты спортсменов там не регулярные, списки запрещенных препаратов неполные. А если кто-то и завалит допинг-тест, то всем плевать. Стараются это замалчивать, ведь это плохо для рекламодателя и бизнеса. Максимум, отстранят на сезон и на следующий год можешь снова играть. В Европе тоже полно проблем, в Германии, у нас в Великобритании. Об этом мы тоже много писали, рассказывали, находили истории. Действительно, допинговая проблема в России сейчас политизирована. Но проблема по факту есть, отрицать её глупо. В последние годы в России было слишком много допинг-скандалов.
– Есть позитивные подвижки в плане борьбы с допингом в России? Запад их замечает?
– На мой взгляд да, всё становится намного лучше. Поэтому вам и на Олимпиаду разрешили в итоге поехать. Стало больше проверок, проб много взято, ведётся работа над восстановлением московской антидопинговой лаборатории, это очень важный этап восстановления России в спортивных организациях. Но самое главное – изменить сознание общества и отношение к допингу. Нужно понять, что допинг – это плохо не потому что Запад так говорит, а потому что это действительно так.
– Сейчас вы в России. Ведёте новое расследование по допингу в нашей стране?
– Да, конечно, я воспользовался этим шансом, раз уж приехал в Россию. У меня уже был ряд встреч и интервью, скоро они могут появиться на нашем сайте. Жаль не смог поехать в Саранск, но там будет мой коллега. Хотим сами посмотреть, как же выглядит фабрика легкоатлетов Чегина. Думаю, в Мордовии журналистам будут интересны больше легкоатлеты, чем даже футбол. Отмечу, про все мы пишем объективно и стараемся не обращать внимания на политику. Перепроверяем факты, проводим собственные расследования.
– Самый известный журналист, пишущий о теме допинга в России – немец Хайо Зеппельт. В его твиттере много упоминаний Inside The Games, в том числе ваших статей. Ходят разные слухи, что он создатель, владелец портала, главный редактор. Это правда?
– Нет, Хайо Зеппельт у нас не работает. Но мы все его хорошо знаем, и он нас. Можно сказать, что он друг нашего СМИ. Помогаем друг другу, общаемся. Не во всём я с ним согласен, но в целом это большая фигура в журналистике.
– Если вы дружите, можете сказать почему он все-таки отказался приезжать в Россию? Его же аккредитовали...
– Он испугался за себя, за свою безопасность. Приехав в Россию, он бы и дальше продолжил вести свои расследования, иначе это просто не имеет смысла. Правительство России против этого, он это знал, видел и не стал рисковать. Решил, что может случиться что-то плохое.
– Вы же приехали. Не боитесь за себя?
– Нет, что вы. Меня пока ещё так не знают, видимо. Чувствую себя в России очень спокойно, безопасно. Не было никаких проблем ни на границе, ни с полицией.
– Ваше СМИ – одно из самых цитируемых в мире спорта. И считается одним из самых независимых...
– Мы можем чувствовать себя спокойными, независимыми, потому что у нас много рекламодателей и партнеров. На ряд соревнований, которые мы освещаем, нас приглашают, оплачивают попутные расходы. Но мы стараемся поддерживать независимую позицию, политику редакции.
– Наверняка были попытки подкупить вас, предложения отступить от освещения некоторых тем. Сложно отказаться от таких предложений?
– Когда напрямую требуют писать заказные статьи, естественно, отказываемся. Но у нас есть партнерские соглашения с рядом организаций, про которые мы стараемся писать больше. Естественно, в позитивном ключе. Врать не буду, иногда действительно приходится и замалчивать некоторые моменты, чтобы не прервать сотрудничество, не подставлять СМИ, Я как журналист ничего не могу с этим сделать, приходится принимать правила игры.
«АНГЛИЧАНАМ ОБИДНО, ЧТО ЧМ ПРОХОДИТ НЕ У НИХ»
– Что вы скажете о Казани? Это же ваш первый визит в город?
– Я по-настоящему удивлен и поражен вашим городом! Да, действительно, так получилось, что это лишь мой первый визит в Казань, но я очень много слышал об этом городе от коллег. Здесь проходила Универсиада, чемпионат мира по водным видам спорта, Кубок конфедераций, другие мировые события и всегда организация была отличной. Меня во время турниров в Казани всегда отправляли в другие командировки. В 2015-м я поехал на Панамериканские игры и даже завидовал там ребятам, кто был в Казани, так им все тут понравилось!
До этого я был в России два раза. В Сочи хорошо, тепло, красиво, но нет «изюминки». Челябинск, согласитесь думаю, промышленный город, из всего интересного – бары и рестораны. Особо там не гулял, погрузился в работу. Всегда хотелось побывать в исторических городах – Москве, Санкт-Петербурге. Но вот я в Казани. Это и не Европа, и не Азия. Чувствуется микс разных культур, особенно в дни чемпионата мира. Сейчас у вас можно встретить человека любой расы и национальности, и это круто. Уже в аэропорту почувствовал, что прилетел на большой праздник.
– Как оцените организацию матчей?
– Я не аккредитован на турнир и ходил по билетам. Покупать их не пришлось, спасибо принимающей стороне, мне их подарили. Так даже интереснее: можно прочувствовать атмосферу соревнования, что важно при написании репортажа, узнать от первого лица, через что проходит болельщик перед тем, как занять кресло на стадионе. Про Россию было много плохих разговоров, но мне лично всё здесь понравилось.
Мне не с чем напрямую сравнить, это мой первый чемпионат мира, но я заметил одну классную вещь. Вокруг очень много охраны, но ты не чувствуешь себя подавленным, бесправным. Всего того, что принято говорить о российской полиции, и близко нет. Есть полное чувство безопасности.
Что касается атмосферы, то она уникальна, особенно на матчах латиноамериканских команд. И Австралии! Эти «зеленые» меня порядком удивили. Для них главные виды спорта – регби и плавание, я много раз бывал в Австралии. Оказалось, что и футбол они любят и душевно поддерживают свою сборную. Непросто, думаю, было решиться на такое путешествие, а фанатов прилетело из Австралии действительно много. Отдельно отмечу фанфест, тут уютно, интересно, множество болельщиков из разных стран. Отличный шанс прочувствовать ритм чемпионата для тех, кто на стадион не попал.
– Англичане писали очень много негатива про наш чемпионат. Это всё политика?
– Может прозвучать смешно, но многим до сих пор обидно, что турнир проходит не в Англии. Мы же проиграли вам право на проведение турнире, потом были попытки обжаловать это решение, история с коррупцией, но чемпионат России оставили. Многим, в том числе в высших эшелонах британской политики, это не нравится. Естественно, тема находит отражение в СМИ. Добавьте общий негативный информационный фон о России на Западе и историю с английскими фанатами в Марселе.
Можно заметить, что европейских фанатов, несмотря на территориальную близость России, немного. После драк на Евро-2016 многие всерьёз подумали о своей безопасности. Английским фанатам в СМИ напрямую говорили, что не стоит ехать в Россию, могут быть большие проблемы. В итоге – ничего плохого, к счастью, не случилось. Сейчас негатива почти нет, журналисты прилетели и увидели настоящую Россию. Открытую, безопасную, с безвизомым режимом. Вы отлично поработали! Идея с паспортами болельщика отдельный плюс, раньше европейскому туристу было крайне не просто попасть в Россию, и это тоже многих останавливало.
Off to Moscow today to cover #FIFA Congress with @Duncan_ITG. Follow https://t.co/YD1ISBSyGo over next week for full coverage pic.twitter.com/Q182G9HaA2
— Nick Butler (@NickJMButler) June 10, 2018
«КАЗАНЬ ОПРЕДЕЛЕННО КРУЧЕ РИО»
– Как вы оцените шансы Казани на проведение Олимпиады? В кулуарах говорят, что есть мечта о 2032 годе. Универсиада, ЧМ по водным видам, ЧМ по футболу – всё это маленькие шаги к большой цели.
– Сложно сказать. В ближайшей перспективе Олимпиады в Казани точно не будет. Столицы следующих Игр уже выбраны – это Париж и Лос-Анджелес. Хозяйка Олимпиады 2032 определится предварительно только в 2025 году. Это очень нескоро, за это время многое должно поменяться. И вот тут у Казани будет шанс. Скажу прямо, дело не в вашем городе, республике, дело в стране. Отдавать Олимпиаду России и её нынешней власти никто не захочет на Западе. Но к 2025 году, если внутренняя и внешняя политика России поменяется, а с ними и отношение международного сообщества к России, у Казани будет неплохой шанс. С точки зрения подготовки, город действительно хорош, вам нужно приложить не так много сил, чтобы организовать хорошую Олимпиаду. По моим данным, на 2032 год претендуют также Индия и Австралия. Это хорошие заявки, но не самые сильные.
– С точки зрения инфраструктуры, чего нам не хватает?
– Я не эксперт, точно не знаю, что есть в Казани, чего нет, но сразу заметил, что нет велодрома. Для летней Олимпиады он необходим. Плюс ещё ряд специфических спортивных объектов. Множество стадионов осталось с Универсиады, но ряд из них нужно будет реконструировать, они не пройдут технические нормативы МОК, в том числе по вместимости трибун. Наверное, нужно будет расширять и аэропорт, хотя он и сейчас отличный. Неплохая деревня Универсиады, причём всего в 20 минутах от аэропорта, удобно логистически. В городе инфраструктура европейского уровня, но Олимпиада всё равно потребует серьёзной подготовки и вложений.
– Есть ли тогда смысл вообще проводить Олимпиаду? Что делать с олимпийскими объектами после Игр?
– Это сложный вопрос, на него нет однозначного ответа. Зависит от того, какая ставится цель. Если цель – сделать Казань всемирно известным брендом, чтобы о Казани говорил весь мир, то Олимпиада – лучший вариант. Игры освещаются всеми странами, к нему невероятное внимание. Даже футбол популярен далеко не везде, и не все страны следят за чемпионатом мира. Но хоть один вид спорта в любой стране популярен, и жители этой страны будут смотреть трансляции Олимпиады и читать о Казани. К тому же, на чемпионате мира внимание рассеивается по разным городам, а Олимпиада фокусирует внимание на одном конкретном городе.
Но есть и минусы. Для общества, жителей города Олимпиада покажется далеко не лучшим вложением денег из бюджета. Именно поэтому многие страны сейчас против проведения Олимпиады у себя – Норвегия, Польша, Швейцария. Люди даже митинги проводят против Олимпиады. Взглянем на Рио и Афины – огромные спортивные объекты, которым просто не нашли применения после Игр. И в чём был тогда смысл их строительства? А ведь с каждой Олимпиадой появляются все новые и новые виды спорта в программе, проводить Олимпиаду становится всё дороже и сложнее. Нужно много специфических видов спорта и стадионов для них. Очень важно поэтому грамотно продумать программу наследия Игр. Мне рассказали про вашу Универсиаду, вы не стали в угоду транспортного удобства делать спортивные кластеры и построили все объекты в одном районе. Сейчас бывшие стадионы и тренировочные объекты Универсиады приносят пользу и используются простыми горожанами. Это отличный пример.
– Вы сказали про проблемы в Рио. Пожалуй, это самая критикуемая Олимпиада в истории. Вы согласны, что Бразилия провалилась с организационной стороны?
– И да, и нет. По телевизору всё было очень красиво. Мне как непосредственному очевидцу там тоже понравилось. Глобальных организационных провалов не было, Игры состоялись, спортсмены в большинстве своем довольны. Разговоры о безопасности немного раздуты, и серьезных проблем в этом моменте я не заметил. Но есть другой большой минус. Я искренне не понимал, зачем Бразилии Олимпиада. Это бедная страна со слабой экономикой. Я прогулялся по фавелам – у людей нет ни образования, ни медицины, ни еды. Они не живут, а выживают. И правительство тратит деньги на стадионы. Зачем? Чтобы поддерживать уровень коррупции и заработать на строительстве? В этом и причина митингов, протестов. Люди в Бразилии добрые, гостеприимные, но, учитывая все проблемы страны, политическую ситуацию – это был пир во время чумы. Государство постаралось, гостей встретили. Но о своём народе не подумали.