erid:
Американская фирма – главный победитель турнира.
ПЕРВЫЙ ФИНАЛ NIKE
Сборная Франции, обыграв в полуфинале ЧМ-2018 Бельгию, косвенно установила одно выдающееся для спортивного бизнеса достижение. Впервые в истории финал чемпионата мира пройдет под полным доминированием американской экипировочной фирмы Nike, которая также одевает Хорватию и Англию. Таким образом, чемпионом мира станет кто-то из клиентов Nike. В последний раз американцы спонсировали сильнейшую сборную мира в 2002 году, когда выиграла Бразилия.
Четыре года назад финал прошел под покровительством аdidas – и Германия, и Аргентина были экипированы именно немецкой фирмой. А вот до этого чемпионата довольно трудно вспомнить, когда же в последний раз оба финалиста рекламировали один крупный бренд. В 2006 году чемпионство разыграли аdidas (Франция) и Puma (Италия), четырьмя годами ранее Nike (Бразилия) и аdidas (Германия). В 1998 году две крупнейшие спортивно-экипировочные компании мира также разыграли трофей, только на этот раз на стороне аdidas выступила Франция.
Между прочим, для Nike тотальный выход в финал отличная пощечина своему вечному конкуренту. Adidas вот уже как 20 лет сотрудничает с ФИФА, по информации Guardian, немцы заплатили за лицензионные мячи и экипировку судей ориентировочно от 96 до 176 млн долларов. К тому же у аdidas было крупнейшее представительно на турнире – 12 сборных. На долю Nike пришлось 10 команд. А ведь были времена, когда главным экипировщиком была даже Puma – в 2006 году этот бренд представляли больше всего участников турнира.
Nike полностью контролирует такие крупные рынки, как НБА и НФЛ. В футболе в последнее время главным гегемоном в футболе был аdidas. Однако после того, как соккер начал увеличивать свою популярность в США, представители Nike решили основательно вложиться в этот европейский спорт. Они одевают сборную США по футболу, по их эгидой проводятся крупные юношеские турниры. Правда, основной рынок страны все же остаётся за немцами – в аdidas полностью обмундированы клубы МЛС, а также сборная Мексики по футболу. Поговаривают, что это самая популярная команда в США.
На самом деле, от того, кто выиграет ЧМ сильно зависит стоимость компании. Так, после победы Бразилии в 1998 году стоимость акций Nike в течение трех месяцев на 30% превышала цену аdidas. Инвесторы предпочитали вкладываться в бренд, который запомнится всем, а не тот, который спонсирует ФИФА. Можно сказать, что с 1998 года противостояние Nike и аdidas вышло на новый уровень.
NIKE ДОМИНИРУЕТ И В ПРОДАЖЕ КРОССОВОК
Но для американской фирмы самой главной кассой считается не продажа игровой формы, а сбыт кроссовок. В этой сфере противостояние аdidas и Nike проходит по всей планете, но североамериканский рынок считается главным. Попытки европейцев выйти на него делались регулярно, но постоянно заканчивались если не провалом, то невыполнением определённого плана. В 80-е аdidas активно распространял в американских магазинах свои кроссовки нового на тот момент поколения. Планировалась революция в спортивном бизнесе. В конце концов, всё завершилось разгромом от Nike. У последних в течение четырех лет вышли самые успешные проекты в истории компании: Air Force I, линейка Air Jordan и Air Max. И по сей день все три эти модели остаются ведущими в мире.
Чемпионат мира только лишь подтвердил превосходство американцев. Из 200 самых дорогих футболистов на турнире 66% играют в бутсах от Nike. Лишь 30% предпочитают играть в обуви с тремя полосками. Пока аdidas спонсирует ФИФА, Nike спонсирует Криштиану Роналду и Неймара, это выход, по подсчетам Nielson Sports, к ежедневной аудитории в 350 млн человек. Пока аdidas хоть как-то пытается закрепиться на американском рынке, Nike признают самым дорогим спортивным брендом мира в околоспорте. Adidas решается спонсировать НХЛ, теряя по пути контракты в НБА.
2018 год уже сейчас можно называть годом полного доминирования Nike. Все будут помнить чемпиона мира по футболу со свушем на груди, победителя Супер Боула, который тоже экипировался в Nike. Навсегда войдет в историю победа «Голден Стейт» в финале НБА. Adidas лишь будут вспоминать из-за мяча Telstar, хотя уже через четыре года и его забудут. Да Nike будут помнить даже по крутой форме сборной Нигерии.
«Это не просто местечковое противостояние. Это глобальное соперничество!» – так президент аdidas Каспер Рорстед говорит о конкуренции между двумя ведущими спортивными брендами. И пока немцы уступают в этой борьбе.