erid:
Данил Тармасинов – о единственном человеке перед микрофоном, кому не нужно надевать маску серьёзного мэтра.
Ни у одного комментатора нет такого массива народной любви, которая есть у Владимира Стогниенко. Ему повезло не работать веками на играх сборной, чтобы не схватить проклятье нефартового. Он не лажал в прямых эфирах. Не влезал в террариум «НТВ-Плюс» за укусами местных змей и дрессировщиков. Не превратил имя в бренд, чтобы стать поп-продуктом. И за каждый из этих пунктов к Стогниенко подходят мужчины, чтобы пожать руку и сказать, как они уважают его работу.
Причина вроде бы ясна – доступность и широта аудитории, которая с подъёмом спортивного вещания ВГТРК лишь разрослась. В последние десять лет Владимир стал проводником в футбол и превратился для людей 1998 года рождения в того, кем были Василий Уткин с Юрием Розановым для мальчиков на полторы декады старше. Ему было проще, потому что деды создавали новую школу и новые каноны – Стогни нашёл свое звучание в уже готовой к нему индустрии.
Одна из проблем русского спортивного репортажа в том, что человек перед микрофоном хочет казаться экспертом. В страхе, что зритель не поверит или публика сочтёт болваном и неумехой, комментаторы появляются на сцене во фраках и на ультрасерьёзных щах. Максимально адекватные из них смеются над своими ошибками, максимально забитые никогда не вылезают из ракушек тактических схем, максимально рациональные выжимают из мемов прибыль.
Стогниенко никогда не скрывал, что ездит на работу на роликах и, похоже, не расшнуровывает их в репортажах. Важно понимать, что это не пофигизм и не непрофессионализм, а именно отношение к профессии и жизни. Он не строит из себя всезнайку и остаётся одним из немногих искренних людей на телевидении – вы сами видите, какая это ценная редкость в век постоянного недоверия и постправды.
Владимир вкручивает в трансляции аллюзии из книжек Успенского, любимых советских фильмов и других артефактов, которые составляют его облако слов. Это такие ловушки из культурных кодов, в которые попадаются зрители и очаровываются навсегда, признавая в парне из комментаторской кабины родного. В таких капканах много местоимений «Я», что ещё сильнее впускает нас в лексическую вселенную комментатора и показывает, насколько она чиста и схожа с нашей. Огромная и непрекращающаяся востребованность Стогниенко – доказательство того, что у него нет никаких проблем со связью со зрителем.
Ведь болельщику важно, чтобы его внутренний голос, каким на самом деле остаётся футбольный комментатор, был с ним на одной волне. По аналогии с любимой самим Владимиром киносферой его репортажи – это бадди-муви, фильмы про дружбу, в которых найдешь юмор, экшн, драйв, истории и к месту рассказанные интересные факты.
Сложно, допустим, ассоциироватьРозанова или Александра Шмурнова с приятелем в баре, ведь страх напряженного молчания за столиком перевешивает весь масштаб личности. Но почти каждый мечтал бы столкнуться у стойки со Стогниенко, потому что в трансляциях он незримо похлопывает тебя по плечу и раз за разом показывает, что он такой же, как ты.
Тебя – это и молодого перца, который впитывает его эмоции. И обычного кузьмича, для которого важно, что комментатор мыслит простыми категориями. И продвинутого фана, ценящего, когда называют черное черным, а белое белым. И ветерана, которому классика милее футбольного новояза.
В этом отличие Владимира от, например, Василия Уткина: они оба по разным причинам мало комментировали эти два года, но первый вкатился в репортажи легче, чем второй. Стогни для успешной трансляции не нужно надевать маску серьезного мэтра, а Василий не может без этого хотя бы из-за аудитории, которая всё равно на нем её ждёт.
Это наверняка очень сложная задача – пронести свои ценности и убеждения до конца в мире, где постоянно вгоняют в рамки и стоп-листы. Превратить свою жизнь в пример для гигантской телеаудитории, потихоньку впуская зрителя в личное пространство. Мы же в каждой трансляции слышим его оценку, его героев и его злодеев, его предпочтения и предубеждения и, если копать глубже, его отношение к жизни и понимаем, сколько в этом личного.
В этом, пожалуй, новаторство Владимира в профессии и то, что он в нее привнёс – спортивный репортаж, превратившийся в мини-спектакль в 90-е, стал таким персонализированным благодаря Стогниенко. То есть, секрет успеха прост – оставайся тем, кто ты есть, и никогда не забывай об этом. Но только Владимир убедил аудиторию в том, что жизнь простого и обычного человека может быть такой интересной и убедительной.