erid:
«БИЗНЕС Online» рассказывает о том, как простая книжка с большим количеством пустых мест влияет на миллионы болельщиков по всему миру.
СОБРАТЬ ПОЛНУЮ КНИГУ ВЫЙДЕТ В 50 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ
С момента своего создания в 1970 году наборы альбомов Panini World Cup Stricker превратились из обычного хобби в мировое культурное и коммерческое явление. Каждые четыре года миллионы фанатов вступают в поиски этой блестящей, ламинированной книги, наполненной пустыми прямоугольниками и именами сотен любимых футболистов. Для некоторых наполнение коллекции вообще стало смыслом жизни.
Для коллекции «Чемпионат мира-2018 в России» производитель подготовил альбом, в который можно добавить 681 наклейку. Каждая страница посвящена отдельной сборной с лицензированными формами и логотипами. К тому же добавили наклейки со стадионами, историческими образами городов-организаторов турнира, ретро-фотографиями, а также наклейками с элементами российской культуры.
Стикеры традиционно продаются в пакетах с пятью фотографиями. Обычно их распространяют уличные торговцы по всему миру, говорят, что в Россию приехали несколько десятков итальянцев только лишь ради этого. Совсем недавно Panini обзавелось онлайн-магазином, однако фанаты не особо его жалуют – это ведь существенно облегчает поиск недостающих картинок. Для того, чтобы полностью собрать один альбом, нужно будет потратить 643 доллара, практически 50 тысяч рублей. Даже для жителей Запада это немалые деньги, так что еще десятилетия назад сформировалась определенная субкультура, цель которой поиск и обмен нужными наклейками. Если в нашем детстве самой ходовой валютой были фишки, то у европейцев пакетики с фотографиями футболистов.
Сам альбом стоит 200 рублей и вместе с ним вы получите 15 наклеек. А вот каждая следующая пачка будет обходиться в 50-60 рублей, смотря в какой розничной сети покупать. Официальный онлайн-магазин ФИФА предлагает бокс из 250 пачек за 2750 рублей. Таким образом, одна пачка наклеек обойдётся всего в 11 рублей. Отличное решение для родителей, чьи дети увлекутся коллекционированием футбольных наклеек.
ОСОБАЯ СУБКУЛЬТУРА
Сбор наклеек – игра для друзей и целых семей. Чувства от полностью собранного альбома в детстве сродни победе в настоящем чемпионате мира.
«Это было потрясающе, ощущения огромного достижения, особенно первые два собранных мною альбома. У меня не было столько денег, поэтому мне приходилось полагаться на удачу и бартер как можно больше», – сказал один французский фанат, который собрал каждое издание после чемпионата мира во Франции 1998 года. – Я собираю альбомы Panini с 15 лет, и я планирую продолжать это делать, даже если альбом 2026 World Cup будет содержать более тысячи наклеек. А это возможно, ведь будут выступать сразу 48 сборных.
Но для этой культовой толпы альбом представляет больше, чем обычная книга на полке, или какая-нибудь модная вещь, которая выделяет всех среди друзей. Это часть истории, продолжение их страсти. Это их собственный билет на чемпионат мира. А некоторые даже открыли для себя этот вид спорта из-за страсти к итальянским стикерам.
«Это хобби заставило меня полюбить футбол. До лета 1996 года он меня в принципе не интересовал, а когда я начал собирать коллекцию наклеек, то стал вникать, какой футболист лучше, кто за какой клуб играет и так далее. И таким образом стал фанатеть от этого вида спорта», – рассказал сайту stoneforest о своем увлечении один российский коллекционер.
КОГДА ОТКРЫВАЕШЬ ПАКЕТ, НА ТЕБЯ НАПАДАЕТ НОСТАЛЬГИЯ
Культовая природа альбома, да и в целом название Panini могут быть напрямую связаны с коммерческим успехом чемпионата мира по футболу. Но куда большее значение имеют те эмоции, которые испытывают коллекционеры при открытии пакетика с наклейками.
Для некоторых из сегодняшних коллекционеров предыдущие альбомы представляют собой путешествие во времени, в закрома памяти, где они снова смогут вспомнить дни из своего детства. Ностальгия – вот главный товар, который производят и продают итальянцы. Кроме далеких времен коллекционеры вспоминают своих близких, которые открыли для них мир футбола.
«Мой папа – это тот, кто подсказал мне собирать наклейки. Я начал собирать их еще в Мексике, когда я был совсем юн. Сейчас собрать альбом стало традицией для нашей семьи», – сказал газете Chicago Tribune Байрон Рамирес. Он коллекционирует альбомы с 1998 года. «Волнение, когда ты открываешь пакет, не зная о том, кто внутри, ни с чем не сравнится. Мы радовались, когда там были недостающие футболисты, и испытывали настоящее горе, когда там были повторы. Сейчас, собирая альбом, я чувствую те же эмоции, что и двадцать лет назад».
Некоторые передают собранные альбомы своим детям, чтобы будущие поколения продолжали «дела» своих родителей. Некоторые вообще хранят все альбомы как семейную реликвию.
«У меня есть все альбомы с 1986 года. Я переезжал множество раз, жил во многих городах и странах, мне 42 года, но все свои альбомы я всегда беру с собой, – говорит Роберто Эрнандес, который заполнил каждый из своих альбомов, начиная с первого в 1986 году. – Мне было 10 лет, когда у нас в Мексике прошел чемпионат мира. Вся страна фанатела от футбола, я тоже, так что моя мама однажды пришла домой с пустым альбомом и подарила мне его. Сейчас я тоже так делаю, я вижу это как способ передать свою любовь к футболу моему ребенку».
СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС, ПРИНЕСШИЙ РАДОСТЬ МИЛЛИОНАМ
Происхождение этой четырехлетней мании восходит к семейному бизнесу из Северной Италии. Фирма Panini был создана братьями Бенито и Джузеппе Панини в 1961 году в Модене. После войны они решили открыть собственную газетную лавку в городе, а уже через десять лет открыли «Бюро дистрибуции прессы братьев Панини».
Братья Панини не сами придумали эту забаву со сбором наклеек. В середине 50-х годов миланские бизнесмены пытались выпускать собственные фотокарточки для будущих альбомов, но их постиг финансовых крах. У братьев были кое-какие сбережения от продажи своей газеты, так что они решили, что эта идея может выстрелить. Они исправили неудачную концепцию, превратив ее в свой хлеб, в суть сегодняшней многонациональной и многомиллионной корпорации, которая зарегистрировала 750 млн евро дохода в 2014 году. По оценкам экспертом, годовой оборот компании превышает полмиллиарда даже в те годы, когда нет никаких значимых соревнований.
Первая коллекция вышла в 1961 году и была посвящена итальянскому футболу. Многие говорят, что успех был обусловлен во многом тем, что братьям каким-то образом удалось раздобыть все права на формы и логотипы итальянских команд тех времен. Чемпионат мира по футболу 1970 в Мексике послужил вдохновением для самого первого альбома World Cup, подготовленного Панини, а также для стартовой площадки компании, чтобы взять свой бизнес во всем мире.
С тех пор Panini выпускала альбом для каждого чемпионата мира, развиваясь с самим турниром, поскольку он расширился сперва с 16 команд в Мексике-1970, затем до 24-х на ЧМ-1994 и до 32-х на ЧМ-1998. И это еще не все – ведь через восемь количество участвующих стран увеличится в полтора раза. Говорят, что перед прошлым чемпионатом мира бразильцы, протестующие против турнира, демонстративно жгли наклейки и книги от Panini – для многих этот бренд уже, видимо, генетически ассоциируется с главным спортивным событием мира.
Компания также продает наклейки, посвященные чемпионатам Европы, Лиги чемпионов, Кубку Америки и многим европейским чемпионатам. К тому же освещаются не только футбольные события, но и хоккейные, теннисные, баскетбольные. Американский рынок в свое время взорвала коллекция Panini NFL, после чего финансовые показатели итальянцев взлетели до небес.
БРЕНД РАЗВИВАЕТСЯ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ
Для того, чтобы захватить внимание не только мужской аудитории, тридцать лет назад итальянцы рискнули, и заключили соглашение с «девчачьими марками» Disney и Barbie. Мало кто верил, что и маленькие девочки будут собирать наклейки с таким же азартом, как и мальчики, но Panini удалось провернуть эту затею. С тех пор каждый год всемирно известные тайтлы и мультфильмы хотят работать с итальянцами, так как это существенно увеличивает популярность бренда среди детей.
В Россию в 1990 году эти стикеры привез издательский дом «Бурда Моден», но они стали популярными лишь после массовой рекламы по телевидению. Некоторые отмечают, что большая часть фанатов начали собирать наклейки после того, как в перерывах на телеканале «2х2» увидели, что можно хоть как-то прикоснуться к любимым героям. Да, у нас в стране сперва начали собирать наклейки, посвященные мультикам, а уже потом открыли для себя всю многогранность спортивной тематики.
Альбом также адаптировался к меняющимся технологиям и маркетинговым инструментам, как это было в 2006 году, когда Panini запустил первый альбом виртуальных наклеек, перенеся традицию сбора наклеек в онлайн-пространство. Опять же, многие фанаты коллекции не особо одобряют эти идеи, так как через экран мониторов нельзя услышать звук рвущегося пакетика.
«Это, вероятно, самая большая разница между тем, что было в далеком 1970 году и нынешним чемпионатом. Мы очень рады видеть то, как меняется футбол и меняем вместе с ним мы», – сказал вице-президент по маркетинговым операциям Panini America Джейсон Ховарт.
Спустя 48 лет название и логотип Panini стали универсальным символом чемпионата мира. Самое главное – эти наклейки продолжают быть напоминанием о детстве и традицией, которая связывает поколения футбольных болельщиков.
А вы в детстве собирали альбомы наклеек? Пишите свои истории в комментариях.