erid:
Супружеская пара Поллинов прожила вместе 64 года, вписав себя в историю НХЛ и НБА.
«Вашингтону» в следующем году исполнится 45 лет, так что Кубок Стэнли стал отличным подарком к юбилею. Многие отмечают, что успех столичного клуба кроется, прежде всего, в семейной атмосфере команды. Такова философия клуба – быть честными, играть для зрителя и дарить всем добро. Эту идею вложили основатели клуба – Эйб и Ирен Поллин.
ТРАГЕДИЯ, ИЗМЕНИВШАЯ ЖИЗНЬ МИЛЛИОНЕРА
Эйб Поллин родился в 1923 году в еврейской семье в Филадельфии. Во время Великой депрессии семейству нечего было делать в городе – просто потому, что у населения не было денег оплачивать услуги отца Эйба. Он был первоклассным сантехником – отопление в каждом десятом доме Филадельфии провел именно Моррис Поллин.
В Филадельфии никто не покупал новые дома, никому не нужно было менять трубы, но в Вашингтоне всё было иначе. Поллины сорвались в столицу. Эйб моментально влюбился в город. Устанавливать трубы он научился еще подростком, а в 15 лет мог сам провести отопление в небольшом доме. Бизнес Поллинов разросся до больших масштабов.
Застенчивый Поллин всю свою жизнь избегал девушек, предпочитал учиться и мечтать о новых домах, которые он хотел построить. Поворотным моментом в жизни Эйба стало знакомство с Ирен Керчек. Они поженились 27 мая 1945 года и прожили вместе 64 года, до самой смерти Эйба. К несчастью, что у всех их детей были проблемы с сердцем. Второй сын из-за этого скончался еще в годовалом возрасте. А в 15 лет умерла дочь Линда Джой, что стало для семьи трагедией. Смерть первенца загнала Эйба в депрессию. Ирен вспоминала, что на протяжении года видела мужа в загородном доме, смотрящего с бутылкой в руках в угрюмое небо Вашингтона. Крупная строительная фирма Поллинов пошла под откос, Ирен делала всё возможное, чтобы не было банкротства.
Она также переживала смерть двух детей, но находила в себе силы не только смотреть с оптимизмом в будущее, но и помогать всем детям города, столкнувшимися с такими проблемами со здоровьем. В какой-то момент Эйб увидел, что его уныние ни к чему не приведет, а в руках у него уже были миллионы долларов на то, чтобы изменить жизнь многим семьям в городе. Поллины пообещали себе, что они будут жить и работать не только ради себя и своих близких, но и ради всего Вашингтона, ради всех обездоленных и бедных семей округа.
АРЕНА МЕЧТЫ
Они нашли свое спасение в спорте. Это сейчас принято покупать клубы ради выгоды, но Поллины решили, что спортивная команда может вновь заражать счастьем жителей города. В 1963 году Эйб вместе со своими друзьями решил купить тонущий в финансовых кризисах баскетбольный клуб в соседнем Балтиморе. Десять лет семейство пыталось уговорить власти Вашингтона позволить им на свои средства построить новую арену и перевести команду в столицу. Это было мечтой Эйба – он еще в юности грезил сам построить спортивный объект таких масштабов, он хотел создать для «Балтимора» арену своей мечты.
Переговоры с мэрией ни к чему ни привели. В свою очередь, власти города Лэндовер, который всего в 15 км от Вашингтона, сами предложили Поллинам землю для новой арены. Этот город на окраине штата Мэриленд как раз находится между Балтимором и Вашингтоном, так что болельщики из обоих полисов не испытывали бы дискомфорта от переезда команды. Строительство началось в 1972 году, а уже через 15 месяцев Эйб и Ирен перерезали красную ленточку. Бизнесмен предложил жене назвать арену – за месяц она подобрала несколько десятков вариантов, но все-таки остановилась на Capital Center.
Арена была уникальной для своего времени – все-таки это не просто бизнес-объект, а объект-мечта Поллинов. Они придумали уникальную крышу, они оборудовали ее всеми новейшими для начала 70-х технологиями: на арене был установлен первый в мире видеокуб, электронные турникеты, отдельные V{P-ложи, самая большая парковка в США. Не забывали и о команде – широченные раздевалки и просторные подтрибунные помещения. Не раз замечалось, что акустика в дворце самая громкая в США – и это всё также было придумано во время проектирования.
Во время строительства арены таких масштабов – почти на 19 тыс зрителей – Поллин осознал, что одним лишь баскетбольным клубом он доведёт этот объект до банкротства. Постоянными концертами невозможно было вывезти стадион на самоокупаемость, вся его идея могла завершиться крахом.
Ирен подсказала мужу выход из ситуации – зачем ждать кризиса из-за одной команды, когда можно создать вторую? Она любила хоккей: в юности ее братья постоянно гоняли шайбу по льду замерзших озёр, так что она настояла на создание хоккейной франшизы. Национальная хоккейная лига как раз расширялась – в 1974 году в нее должны были вступить две новые команды.
Мультимиллионер Поллин лично приехал в офис НХЛ со своей заявкой. Параллельно лига рассматривала еще девять городов, так что шансы на франшизу в Вашингтоне были невелики. Поэтому Ирен чуть ли не каждые два дня приезжала к совету директоров. Иногда с обедами собственного приготовления.
Козырем Поллинов была их активная благотворительная деятельность. К тому моменту Эйб и Ирен выделяли сотни тысяч долларов университетам, общественным организациям и больницам округа Колумбия и Мэрилэнда. Они не жалели средств научным организациям, которые желали изучать сердечные проблемы. Поллины после смерти дочери были предельно скромны: они никогда не попали ни в какие скандалы, все их обещания выполнялись в срок, они оказывали влияние даже на мэрию города – если у какой-то школы были проблемы с финансированиям, Ирен не стеснялась узнавать у политиков, куда же пропали выделенные средства? В НХЛ с каждым днем все больше осознавали, что именно с такими людьми имеет смысл связываться и им можно доверить новую франшизу.
ПЕРВЫЕ СЕЗОНЫ «ВАШИНГТОНА» БЫЛИ ПРОВАЛЬНЫМИ
Лига объявила, что с сезона 1974/75 в ней начнут выступать клубы из Вашингтона и Канзас-Сити. Как и в истории с ареной, Эйб предложил супруге выбрать название для нового клуба. Для единого стиля между ареной и командой, она предложила назвать новую франшизу «Вашингтон Кэпиталз». «Кэпиталз» на «Кэпитал Арене».
В тот же год «Балтимор Буллетс» превратились в «Вашингтон Буллетс». Уже в конце 90-х баскетбольный клуб переименовали в «Вашингтон Уизардз» («волшебники»), сославшись на то, что «пули» (буллетс) слишком грубое и плохое название для клуба. В 1997 году друга Эйба застрелили в Израиле и это стало причиной переименования.
Поллин не так интересовался делами хоккейной команды, как баскетбольной. Состав хоккейного «Вашингтона» полностью подбирал генеральный менеджер Митт Шмидт. Первые сезоны команда формировались из ветеранов ВХА и была беспросветным аутсайдером. «Вашингтон» установил несколько действующих по сей день антирекордов НХЛ: по наименьшему количеству побед (8), наименьшему количеству очков (21), наибольшему количеству пропущенных шайб (446), худшей разнице голов (-265), серии поражений (17). Новая эра в истории клуба началась лишь в 1982 году, когда Поллин устал от постоянных унижений и назначил нового генерального менеджера.
Несмотря на проблемы, Поллин никогда не хотел перевозить хоккейный клуб Вашингтона. Он слишком уважал эту агломерацию. Хотя тот же «Канзас-Сити» перебрался сначала в Денвер, а затем в Нью-Джерси. Лучший успех в истории «Вашингтона» в эпоху Поллина – выход в финал Кубка Стэнли-1998. Баскетбольный же актив в 1978 году стал чемпионом НБА, а с 1975 по 1979 трижды выходил в финал плей-офф.
«ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ МЕНЯ ПОМНИЛИ ЗА ПОМОЩЬ ДЕТЯМ»
Поллин скончался в 2009 году в 85-летнем возрасте. Он страдал прогрессирующим супрануклеарным параличом – довольно редким заболеванием мозга, приводящим к нарушению координации движений. С ним прощался весь город, его именем названы улицы в Вашингтоне и Балтиморе. Его и сейчас ценят и уважают за благотворительность, его именем названы престижные премии и стипендии в США. Когда он построил новую арену для своих клубов, он произнес фразу, которая лучше всего его характеризует: «Через 50 лет люди, проезжающие мимо дворца спорта даже не вспомнят, кто его построил. Для меня это неважно. Хочется, чтобы меня помнили за помощь голодающим детям, за помощь бездомным».
Сейчас клубами из Вашингтона владеет Тэд Леонсис. Поллин очень уважал его, так что без раздумий продал акции команд, когда понял, что больше не может управлять спортивными активами. Ирен же до сих пор смотрит матчи «Кэпиталз» и «Уизардз», кажется, что она больше всех мечтала о том, чтобы Александр Овечкин поднял Кубок Стэнли над головой. 45 лет назад они с мужем начали этот долгий и тернистый путь. Она и сейчас тратит миллионы долларов на благотворительность, но радость от победы в НХЛ нельзя сравнить ни с какими деньгами.