erid:
В Казани прошла конференция, на которой федерация хоккея России презентовала национальную программу подготовки хоккеистов «Красная Машина». В тему форума вынесли философию и базовые принципы, но говорили не совсем об этом. «БИЗНЕС Online» разбирается в основных тезисах и жизнеспособности программы.
В практическом плане конференция представляла хороший обмен опытом между тренерами. Консультанты в разработке программы Михаил Чеканов и Ленар Вильданов рассказали об очень интересных кейсах, как сейчас принято говорить. То, как они строили свой тренировочный процесс, какие эксперименты ставили и маленькие лайфхаки. Игорь Захаркин прочитал довольно обыденный доклад, упомянув актуальные проблемы детского хоккея, с которыми столкнулся в Альметьевске. Но зато потом увлекательно рассказывал на круглом столе о советской системе подготовки, о западном опыте. На круглом столе вопросы свелись к просьбам к ФХР и разговорам о всех проблемах муниципальных школ. Но отбросим эти частные случаи, поговорим о философии, которая была заявлена в теме форума.
ПРИВЕТ ИЗ СССР
Национальная программа подготовки называется «Красная Машина». На первый взгляд, просто дань славным традициям. Как отмечают разработчики, она вобрала в себя всё лучшее из советского опыта, так что кое-какие коннотации с «машиной» можно проследить в целую философию.
Из выступления главного тренера олимпийской сборной Олега Браташа.
Программа предлагает методики для тренеров. Поэтапное развитие с учетом возраста и физиологии игрока. Единые требования к стандартам подготовки игроков в масштабах страны. Взяли современный опыт ведущих отечественных хоккейных специалистов, лучшее из программ развития ведущих мировых хоккейных держав: Канады, США, Швеции, Финляндии. И даже фраза, что программа не будет работать сама, а должна лишь помочь детским тренерам. Это всё хорошо.
Но. Постоянно на форуме звучали фразы: «самые боеспособные школы», «материальная база», «традиции» и упоминание всеми «будущих чемпионов». Язык откуда-то из тех времён.
Вообще, по докладам как-то всё смешалось: философия, цели, задачи и методы, инструменты. По итогу получается, что «программа создана для эффективного производства хоккеистов». Принципы заявлены грамотные, но они наложены на ту же старую философию побеждать всех и везде.
По словам Браташа, много стало «игроков с корявым катанием и деревянными руками, для которых выполнение элементарных технических приёмов, как подкидка или игра неудобной стороной крюка, является неразрешимой проблемой». На последних молодёжных чемпионатах мира техническое отставание от лучших сборных было очень заметно. Поэтому наиболее важное в воспитании хоккеиста в юном возрасте – это техническая подготовка, потом её не наверстать.
А вот принцип единства системы воспитания личности и спортсмена – «здесь всё в принципе на картинке понятно». Спикеры отметили, что главное – родители, и работа с ними очень важна. Но опять-таки «в идеале родитель должен требовать от ребёнка того же, что требует тренер», то есть банально не вмешиваться в процесс – «наиболее эффективно растить будущих хоккеистов».
ХОККЕЙ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ
И вот выступает генеральный менеджер юношеских сборных Финляндии Киммо Ойкаринен.
Он рассказывает, что у всех те же проблемы – это родители. Но самое главное, он говорит: сейчас 2018 год, и мир меняется. Главный вопрос родителям: является ли хоккей их собственным хобби или это хобби ребёнка? Простой вопрос мотивации.
При этом Финляндия не может позволить себе терять игроков, там людей стараются удержать в спорте за счёт массовости. Начинают почти как у нас – с детского сада, ищут там детей, заинтересованных хоккеем. Программа, разработанная финским хоккейным союзом – аналогом нашей ФХР – пять лет назад, называется «Школа львов». В ней участвуют все клубы страны, а кроме детей, в программу входят и родители.
Главная фишка: каждый должен выбрать, чем он хочет заниматься – играть в хоккей для себя, в качестве хобби, или заниматься на профессиональном уровне. Все знают, что тренировки – это тяжёлая работа на результат, и если ребёнок не тянет или не хочет, он может заниматься просто для себя, но в той же клубной системе. Это сделано, чтобы максимально удержать ребят в спорте.
Патрик Лайне в 9 лет выбрал хобби, а в 12 перешёл на топ-уровень. Интересным фактом стало то, что лучшие игроки в Финляндии приходят из маленьких регионов. И они нашли ответ. Там, в маленьких провинциальных клубах, нет давления со стороны тренеров и родителей, нет постоянной погони «за мечтой», дети занимаются совершенно свободно и в своё удовольствие. Есть время на то, чтобы просто развивать себя, заниматься чем-то помимо хоккея. Они играют в него, именно играют ради веселья.
Да, есть проблема, что после 10 лет, когда некоторые уже профессионально сориентированы, они хотят попасть в топ-клубы. Та же проблема переходов, что и у нас, но не та же. В России это больше финансовая проблема школы и тренера, так как переходы до 12 лет бесплатные, и талантливые ребята просто разъезжаются.
В Финляндии это проблема скорее качественного роста игрока. Там работает закон – большой клуб не может забрать игрока у маленького до того, как тому исполнится 15 лет. Но дело не в деньгах, они стремятся как можно дольше удерживать игрока в родном клубе, потому что он там будет получать много игрового времени и не будет испытывать давления. Он сможет развиваться.
«Не нужно стараться выигрывать все игры, надо помогать игрокам становиться лучше», – вот философия такого хоккея, озвученная Ойкариненом.
Он привёл в пример Себастьяна Ахо. Тот сказал, что лучшим тренером в его карьере был его первый школьный тренер, потому что он «тронул его сердце». Кто лучший тренер: тот, что выиграл чемпионат мира, или тот, который помог мальчишке остаться в хоккее, влюбив его в эту игру?
Что же они делают в практическом плане. В возрасте от 8 до 10 лет тренировки всего пару раз в неделю. Половина времени – катание с шайбой, половина – разные игры: футбол, колечки – во всё что угодно. Дети приходят на каток, чтобы играть. Игры – это всегда весело.
В 10 лет максимум три тренировки в неделю: две на льду, одна на земле. На льду катание и владение шайбой, в остальное время игры, игры, игры. И это игры не во всю длину, а на полплощадки, в будущем планируется играть на четверти в формате три на три.
Один из главных принципов: тренер должен работать не с командой – с каждым игроком.
Ребёнок должен тренироваться на ближайшем катке возле дома, как можно дольше оставаться в родном клубе. Родители не должны проводить с детьми половину времени в машине, чтобы добираться до тренировок. Никаких отборов и отсеиваний в детском хоккее – это просто хобби. Обмен опытом между тренерами, и цель на сезон – не выигрывать турниры, а развивать игроков.
У детей и родителей должна быть нормальная жизнь.
После доклада финна модератор форума Денис Казанский произносит: «Мы были частью одной империи, но сейчас живём как будто в разных мирах»
ИДЕЯ БЕЗ ВОПЛОЩЕНИЯ
После этого выступал Вильданов, и контраст был сильный. Начиная с фраз «мне предложено провести доклад» и «я в настоящее время являюсь действующим тренером там-то».
Вильданов рассказывал, как он проводил набор детей и строил тренировки. По практической работе тренера – это классные и полезные вещи. Но снова эта задача – побеждать, отбор и тестирование, бегунок на медосмотр, подводящие упражнения, протокол контрольных нормативов в возрасте 5 - 6 лет.
Понятно откуда это – это требования системы. Непонятно другое: какая такая новая философия пропагандируется национальной программой?
После слово взял Захаркин, и тут уже понеслось: «повышение эффективности индивидуальной подготовки хоккеистов», «привить любовь к хоккею», «набор требований», «обладать, обладать, уметь», «быть дисциплинированным», снова «обладать волевыми качествами» и так далее. При этом советская система была, по словам Захаркина, мечтой, о которой только могут грезить в Америке и Финляндии. Вся выстроенная структура, система со спецклассами, много льда. Видимо, это всё раньше было.
Теперь про практику спецклассов хорошо говорит примерно никто. Работники хоккейных школ открыто заявляют, что это полный бред – с этими хоккейными классами «мы плодим дебилов». Это одно. Второе – почему они вообще появились, если у нас много льда? Видимо, недостаточно, раз дети вынуждены таскаться на тренировки к 6 часам утра или уходить со льда в 10 вечера. Сколько из них продержатся в этом интересном виде спорте? Это то, о чём говорил Ойкаринен – мы теряем хоккеистов в молодом возрасте, многие устают от хоккея уже в период начальной подготовки.
Причём в самой «Красной Машине» написано, что «философия программы основана на идее о том, что необходимо позволить детям оставаться детьми. Они и их семьи должны получать радость от занятий хоккеем без ощущения, что ребёнок обязан стать следующей суперзвездой. Поэтому важно выработать принципы, помогающие детям любить играть и гармонично развиваться в хоккее».
Принципы пока, видимо, не выработаны.
ДЕНЕГ НЕТ, НО ВЫ ДЕРЖИТЕСЬ
Как будут внедрять программу – пока не знают сами авторы. Многие тренеры тут же высказали опасения, что пока они будут проводить с группой по два-три занятия в неделю, конкуренты будут тренироваться по старой схеме каждый день. Таким образом, они получат преимущество и будут побеждать на турнирах.
Вторая проблема – это финансирование муниципальных школ. На круглом столе подняли тему нехватки тренеров – их и сейчас не хватает по существующим нормативам, а новые будут ещё жёстче.
– Это смешная ситуация, – говорит Ойкаринен.
– Это российские реалии, – отвечает Казанский.
Финн поясняет, что у него сын играет в команде, где всего один профессиональный тренер на зарплате, но с группой из 40 хоккеистов на льду постоянно 8 человек. Это родители игроков, которым тренер даёт задания. Действительно, у них другие реалии.
И Захаркин тут же освежает беседу российской любовью к регулированию: «Те родители, что будут выходить на лёд должны получить какой-то необходимый минимум по педагогике, в тренерском ремесле… Возможно, лицензию». Так можно и до аттестации велосипедистов дойти.
В связи с нормативами логично возникает вопрос, могла бы ФХР подготовить обращение о нормах оплаты для тренеров? Потому что сейчас, «сколько у тебя народа, столько тебе и платят». Проблема существует во всех городах в муниципальных школах – минимальная зарплата на максимальное количество детей. Городской бюджет не помогает, поездки за свой счёт, экипировка за свой счёт и так далее.
Никто из спикеров ответить не смог. Подытожил Казанский: «Это очень сложный вопрос, на который трудно ответить, потому что «денег нет, но вы держитесь». Это что-то из этой серии».
ФИНТ ДАЦЮКА
ФХР презентовала национальную программу подготовки хоккеистов, но эти методические материалы вряд ли можно назвать полноценной программой. Это, скорее, «собирательный образ», как сказал один из специалистов. В ней пока всё вперемешку, сенситивные периоды не бьются с привычными программами школ. Она не пошаговая, а весь богатый набор упражнений просто навален в кучу.
Яркий пример – финт Дацюка. Это приём из таблицы технических и тактических навыков, который нужно осваивать в 10-летнем возрасте. Однако нигде более, дальше названия, не объясняется, что разработчики имели в виду под финтом Дацюка.
Да, программа ФХР сырая, но это первый и важный шаг.
«Не говорю сейчас о содержании. Просто я считаю, она должна быть. Это ориентир для тренеров», – сказал Захаркин.
Методики пока сырые, но в них представлен алгоритм, более-менее периодизация подготовки. Здорово, что написали программу, просто здорово, что она уже есть. Она наверняка будет детализироваться, изменяться. Любой тренер будет находить что-то своё, но всегда надо отталкиваться от какого-то базиса. И программа расставит для них маячки.
«Чем она хороша – она не противоречит ничему. Расставляет границы, а дальше творите», – заключил Захаркин.
Она не противоречит, но мало что даёт в плане новой философии. В принципе, сами методические материалы будут ограниченно полезны, а внедрение самой программы – когда она будет уже выверена и структурирована – столкнётся с трудностями. Но даже если всё сложится удачно, сложно ожидать у нас скандинавского эффекта. Чтобы их программы заработали, там для всех школ и клубов были введены единые правила игры, да и сама социальная реальность в тех странах несколько иная.
Просто перенести их философию индивидуально-личностного подхода на российскую почву вряд ли удастся. А до тех пор, пока она будет просто номинально заявлена, никакого толчка к изменению она не даст.
Машина – это технический объект, состоящий из взаимосвязанных функциональных частей, то есть деталей. Машина – это противоположность человеку. Победы сборной в финской системе – не цель, а следствие. Цель у них – развитие игрока, как в общем смысле развитие человеческого капитала в их социально-экономической системе.
У нас цель – побеждать, а подготовка игроков выступает средством.