комментарии 7 в закладки

Единственный в мире конкурент Тутберидзе. История Брайана Орсера

erid:

Канадский тренер Брайан Орсер впервые рассказал о начале сотрудничества с Евгенией Медведевой. С ним фигуристка хочет выиграть Олимпиаду, но при этом тренер не собирается брать «золото» всех чемпионатов мира на пути к Пекину.

Фото: Atsushi Tomura, gettyimages.com


Брайан Орсер и сам хорошо знает, как Олимпиада может изменить отношения тренера и спортсмена. В своё время он сам хотел порвать со своим тренером, проиграв Олимпиаду-84. По идее, просьбы спортсменов о переходе не должны его удивлять. Но интерес Медведевой его действительно поразил.

«Я был полностью ошеломлен, когда увидел сообщения», – вспоминает тренер в интервью icenetwork.com. Впервые Орсер и Медведева связались ещё 2 апреля. Медведева попросила Орсера о встрече в Корее. Брайан всё сразу понял и позвонил директору спортшколы Торонто Трейси Уилсону со словами: «Ты мне не поверишь!»

Орсер встретился с Медведевой и её мамой на ледовом шоу, которое и режиссировал. Они пообедали в сеульском отеле, много говорили о спорте, о жизни. Но к делу перейти боялись. Пока Медведева решительно не заявила:

«Всё. Хватит. Я хочу меняться».

Она не стала пояснять почему, винить тренера, страну, конкуренток. Просто заявила, что устала от всего и хочет чего-то нового.

Как уверяет Орсер, свел тренера с Медведевой Юдзуру Ханю – самый известный фигурист планеты и главный талант Орсера. С другой звездой Орсера – испанцем Хавьером Фернандесом – Медведева также встречалась.

Ханю и Фернандес / фото: wikipedia.org


Фернандес и Ханью – лидеры мирового фигурного катания. Примерно, как Медведева и Загитова. И они тоже занимаются в группе у одного тренера. С одной лишь разницей – в олимпийский год Орсер развёл звёзд по двум разным каткам.

«Иначе было нельзя. Идёт тренировка Ханю – я смотрю на Хавьера. Тренируется Хавьер – смотрю на Ханю. Я так и думал, что на этой Олимпиаде будет противостояние между Фернандесом и Ханю. И так как я тренирую обоих, не мог встать ни на чью сторону. Это как в детстве спрашивая у родителей: кого вы любите больше? Родители отвечали: вы все особенные, всех любим одинаково. У меня то же самое. Я люблю всех своих спортсменов одинаково. У каждого свой характер и особенности. Я почти не отличаюсь от отца».

Если Тутберидзе работает только со спортсменами России и Грузии, то у Орсера в группе сборная мира. В Пхёнчхане его в шутку прозвали «самым занятым человеком Олимпиады». Брайан за счтанные минуты успевал переодеваться, наблюдая за своими воспитанниками. На прокатах Фернандеса он в форме сборной Испании, на прокатах Ханю – в форме сборной Японии.

«Я стараюсь быть восприимчивым и осознавать чувства и потребности каждого. Я вижу, как нарастает давление по мере приближения Олимпиады. Я рад, что провёл две недели с Хавьером, так как мы великолепно поработали. То же самое я делал на канадском этапе и повторю это в Японии с Юзу. Он получит всё внимание. Нам нужно будет организовать совместное обсуждение всей командой: тренеры, хореографы, фигуристы, чтобы определить, как нам двигаться дальше, как мы можем их поддерживать и давать лучшие советы. На нашем катке должна быть благоприятная, позитивная атмосфера, где фигуристы могут чувствовать поддержку и безопасность. Я бы не хотел, чтобы у нас всё было по схеме: один тренер и его фигуристы, потом другой тренер и его фигуристы. Мы стараемся создать гармонию в среде, в которой живем. Я всё принимаю близко к сердцу»

Орсер добился реального взаимопонимания в группе. После Олимпады в Пхёнчхане Юзуру и Ханю обнимались друг с другом и плакали. Особенно рад был Ханю за Фернандеса, даже больше, чем за свое второе олимпийское «золото». Фернандес в Сочи остановился в сотых баллов от наград и вот наконец взобрался на пьедестал.

Орсер много времени уделяет психологии. Общается лично с каждым спортсменом группы, а их сейчас около двадцати. «Я хочу создать одну большую семью. Спортивную семью фигуристов Брайана Орсера».

К Орсеру приходят не только по тренерским вопросам. Для своих воспитанников он брат, отец, жизненный наставник. По любому поводу может дать свой совет.

Публикация от @brianorser

«Я плохой тренер для фигуриста, которому нужны мгновенные результаты. При работе со мной нужно примерно полтора года, чтобы добиться первых результатов. Требуется минимум полтора года, чтобы заложить базовые основы катания и увидеть изменения».

Ещё до Олимпиады в Корее Орсер планировал расширять группу: «Хочу взять одного или двоих новых учеников, когда закончится Пхёнчхан. И эти ученики, также, как и мои нынешние в свое время, должны будут принять то, что прогресс требует времени».

Для Орсера занятие фигурным катанием словно игра на пианино. Учить теорию и тренировать пальцы весь день очень скучно. Но вы должны заложить фундамент. Если вы заложили хороший фундамент, вы можете извлекать намного более богатый и красочный звук, то же самое с фигурным катанием.

«Они должны любить фигурное катание. Я хочу увидеть, как они летают на льду. Я хочу увидеть их прекрасную технику, когда они тренируются вместе с другими фигуристами. Прежде всего, они должны искренне любить фигурное катание»

За свою профессиональную карьеру Орсер получил две серебряные олимпийские медали, шесть медалей разного достоинства на чемпионатах мира, завоевал шесть первых мест на  чемпионатах Канады, четыре призовых места на Skate Canada International и два места на NHK Trophy. За юниорскую карьеру фигурист заработал семь медалей, четыре из которых были золотыми. В 2009 году его включили в Зал славы мирового фигурного катания.

Орсер выиграл свой первый чемпионат Канады в 1977 году. В следующем сезоне он принял участие в чемпионате мира среди юниоров, где стал четвёртым, проиграв постоянному конкуренту будущих лет – Брайану Бойтано. Их соперничество станет «битвой Брайанов» – особой вехой в фигурном катании.

С 1980 года Орсер начал выступать по взрослым, выиграл Кубок Вены, а также стал четвёртым на национальном чемпионате. То был последний раз, когда Орсер оказывался вне подиума призёров на чемпионате страны. Спортсмен стал известен как «господин тройной аксель» за его неоднократное исполнение. Он стал первым фигуристом, которому на Олимпийских играх-1984 покорился тройной аксель – один из сложнейших прыжков в фигурном катании. И тем обиднее, что даже с такой программой он не выиграл «золото».

Вторая попытка – дома, в Калгари. И снова поражение.

«Я думал, что мир против меня. Ненавидел фигурное катание. Но если бы я выиграл Олимпиаду, то никогда бы не стал таким хорошим тренером. Не было бы мотивации. Я хочу, чтобы мои ученики добились большего, чем я сам. А «золото» Олимпиады – это потолок, предел мечтаний»

После окончания любительской карьеры в сезоне Орсер много лет катался на шоу Stars on Ice. Последнее его выступление состоялось в 2006 году.

«Мне надоели шоу, это был не спорт. Хотел попробовать что-то новое, предложили тренировать, и я согласился».

С 2006 года Орсер – тренер южнокорейской фигуристки, чемпионки зимних Олимпийских игр 2010 года и чемпионки мира 2009 года Ким Юн А. С конца 2008 года он тренирует двукратного чемпиона мира среди юниоров Адама Риппона. Ханю и Фернандеса Орсер тренирует около восьми лет.

Публикация от @yunakim

Ким – не только первая, но и самая известная девушка, занимавшаяся у Орсера. И до сих пор любимая воспитанница. «Талантливая, умная, но главное, невероятно трудолюбивая», – говорит Орсер. Ким пришла к нему ещё в юниорском возрасте, и у неё не получалось ничего. Спустя пару лет она выигрывает Олимпиаду с мировым рекордом, продержавшимся больше шести лет. И до сих пор многие считают тот прокат лучшим в истории фигурного катания.

После Олимпиады Ким не бросила спорт. Наоборот, стала заниматься ещё усерднее и выиграла свою вторую медаль Игр.

Перед Сочи Орсер взял ещё одну талантливую девушку – казахстанскую спортсменку Элизабет Турсынбаеву. Она тоже занималась у Тутберидзе и страдала от дефицита внимания тренера.

«Российские тренеры вообще не похожи на канадских. У них другие цели, работа идёт по-другому. В России конкуренция большая, поэтому и тренеры жестче», – сравнивает Элизабет условия для тренировок.

Турсынбаева – среднего уровня фигуристка, но с перспективами. Одна из немногих в мире, кто ставит в программу тройной аксель (в России его прыгает только Елизавета Туктамышева), а на тренировках и вовсе делает прыжок уровня ультра-си из фигурного катания мужчин – четверной сальхов и даже каскад четверной сальхов - тройной тулуп.

Посмотрим, решится ли Элизабет вставлять эти элементы в программу, но тренеры подтверждают, прыжки на тренировках не просто «проба пера», а желание перебить программы молодых фигуристок.

При этом Орсер старается убедить своих спортсменов: гонка «прыжковых вооружений» – не лучший способ побеждать.

«По моему мнению, не стоит зацикливаться на четверных прыжках и забывать суть фигурного катания ради четверных. Если у фигуриста не выходит получать баллы за качество катания, переходы, хореографию, скорость и силу, мы можем полагаться только на четверные. Если всё закончится так, будет очень и очень грустно.

Я видел слишком много фигуристов, которые получали травму из-за переизбытка тренировок четверных прыжков. Важнее всего то, могут ли они приземлять четверные, соединяя их с другими элементами. Четверные важны сами по себе, но ещё более важно то, что может ли фигурист приземлить четверной тулуп после тройного акселя. Вот это уже будет настоящим искусством и чем-то, что вы видите очень редко».

Публикация от @brianorser

Орсера много критикуют. Хотя бы потому, что он – гей. Долгое время он это скрывал, но в 1998-м совершил каминг-аут: «Если бы о моей ориентации знали, я бы не мог участвовать в шоу. Возможно, я хранил эту тайну слишком долго. Все мои спортсмены знают о моем образе жизни. Рад, что больше мне не нужно ничего скрывать», – цитирует тренера The Advocate.

Сейчас Брайан самый известный и успешный тренер мира. Если к кому и переходить от Тутберидзе, то только к нему.

Их заочное противостояние давно привлекает всех любителей фигурного катания. Если по девушкам нет конкурентов у Тутберидзе, то у парней – у Орсера. А теперь они поработают и на поле конкурентов. У Тутберидзе появился талантливый юноша – Алексей Ерохов. Орсер перехватил по факту лучшую в мире фигуристку. Хорошо, одну из.

Масла в огонь их отношений Орсер подлил ещё в марте, когда прокомментировал успехи Александры Трусовой – нового вундеркинда из группы Тутберидзе. Он назвал её четверные бессмысленными и сказал, что скоро все забудут о Трусовой как спортсменке. Тутберидзе посчитала это личным вызовом.

Орсеру не нравится, когда на высшем уровне соревнуются дети. По мнению канадца, они не способны преподнести себя как их взрослые соперницы: «Кто бы ни выигрывал золотую медаль Олимпийских игр в женском одиночном катании – суть этого вида, его соль всегда будут составлять такие спортсменки, как Осмонд (22 года,ред.), Дэйлман (20 лет) и Костнер (31 год). Для меня имеет огромное значение, чтобы в финале Олимпиад и чемпионатов мира в сильнейшей группе выступали такие спортсменки».

Идея тренировать Медведеву сначала показалась Орсеру интересной, но несерьёзной. Он не работал с лучшими россиянами, да и вообще с лучшими из лучших. Все его воспитанники приходили к нему практически с нуля. Но своей настойчивостью, упорством и желанием Женя взяла свое.

«Она напомнила мне Ким. Ю На также никогда не сдавалась. Да, будет нелегко, очень. Я не знаю Медведеву так хорошо, как Тутберидзе. Но я готов к общению».

Медведева сказала Орсеру, что хочет выиграть Олимпиаду. Тот ответил: «Всегда держи это в голове, но это не значит, что мы должны выиграть все чемпионаты на пути к этому». Это важное послание для всех, кто хочет знать цели Медведевой.

Орсер сказал, что первым делом Евгении нужны такие программы, которые позволят ей оставаться здоровой: «Медведева хочет заново себя открыть. Несмотря на то, что у неё уже много титулов, я чувствую, что это только верхушка айсберга. Мы еще многого можем с ней достичь».

Орсер сразу обозначил, что путь к «золоту» Пекина будет долгим и розами усыпан точно не будет: «Давайте помнить о том, что не обязательно выигрывать каждый чемпионат мира по пути к мечте. Нужно помнить, что главная цель – Олимпиада – и идти к ней»

Кроме Орсера с Медведевой будет работать и второй тренер – Трейси Уилсон и хореограф Дэвид Уилсон, которые работали над олимпийскими прокатами Ханю и Фернандеса.

Большой плюс для Медведевой – закрытый статус школы  Орсера. Тут её не будут донимать СМИ и фанаты, все условия для тренировок. Поэтому всё в её руках.

На первый взгляд это авантюра. Без каких-либо гарантий успеха. Но с большими перспективами.

Рустам Имамов
Оценка текста
+
0
-