erid:
Show must go on.
Недавно отказавшийся от своих слов Григорий Родченков вновь выходит на сцену. Бывший глава московской антидопинговой лаборатории подаёт ответный иск против российских биатлонисток Ольги Зайцевой, Яны Романовой и Ольги Вилухиной, а также бизнесмена Михаила Прохорова, возглавлявшего союз биатлонистов России.
«КРЕМЛЬ, ВЫ ОХОТИЛИСЬ ЗА НАМИ, НО ТЕПЕРЬ МЫ ЗА ВАМИ»
Родченков собрал пресс-конференцию, на которой объявил, что расскажет о новых подробностях закулисья российского спорта и обличит крупного российского бизнесмена. «Жертвой» стал Прохоров - экс-президент СБР.
«С сегодняшнего дня мы те, за кем охотился Кремль, сами становимся охотниками, – говорится в заявлении адвоката информатора ВАДА Джима Уолдена, – Россия и ее марионеточные партнёры настойчиво и систематически нарушают права доктора Родченкова. Больше мы не намерены терпеть клевету Кремля. Мы имеем достаточные основания, чтобы доказать необоснованность всех адресованных Родченкову мистером Прохоровым обвинениям. Кроме того, у нас есть все основания полагать, что команда Прохорова предпринимала попытки найти Григория Родченкова, и он в опасности».
Недавно Родченков провалился на слушаниях по делу Александра Легкова. Напомним, во время перекрестного допроса Родченков вместе с канадским адвокатом Ричардом Маклареном не смогли убедить суд в истинности своих слов. И сейчас он вновь обращается в суд. Зачем?
ВСЁ ДЕЛО В ДЕНЬГАХ
Начнем с того, что иск Родченкова – ответный. В конце февраля 2018 года гражданский суд Нью-Йорка принял коллективный иск от имени Зайцевой, Романовой и Вилухиной, а также 38 других отстраненных спортсменов против Родченкова по той же статье – клевета.
Родченков сумел доказать применение допинга биатлонистками на Олимпиаде в Сочи, суд постановил лишить россиянок «серебра» Игр и пожизненно дисквалифицировал их. Положительное решение суда могло не только отменить дисквалификацию, вернуть медали, но и обогатило бы каждую из спортсменов на 10 млн долларов. Эта сумма была заявлена в качестве компенсации морального ущерба.
Причём тут Прохоров? Прохоров, один из самых влиятельных бизнесменов России, пообещал ещё в ноябре прошлого года помочь спортсменкам:
«Если Яна Романова и Ольга Вилухина решат бороться и защищать свою честь в суде, я готов оказать им любую юридическую и финансовую поддержку. Я найму лучших специалистов, адвокатов, у меня большой опыт», – говорил Прохоров «Спорт-экспрессу».
Надо ли говорить, что особенно после разгромного процесса Легкова и решения CAS аннулировать дисквалификации сразу 28 российских спортсменов и объявлении о пересмотре свыше 50 других дел шансы Родченкова выиграть суд против биатлонисток были невысоки. Это отмечали и юристы. Дело обсуждалось на уровне президентов государств, а значит нужен был симметричный ответ. И он был найден.
Во встречном иске Родченков просит суд признать претензии биатлонисток «фактически и юридически необоснованными по ряду причин». В частности, адвокаты указывают, что показания Родченкова имели большую общественную значимость, а их достоверность неоднократно была подтверждена другими компонентными источниками.
Если иск будет удовлетворен судом, то уже Родченков сможет требовать компенсацию и оплату судебных издержек, а дело Романовой/Вилухиной/Зайцевой автоматически будет аннулировано. На сленге юристов такой ход называется «бумеранг», когда оппонент посылает против истца, по сути, его же обвинения, а суд решает чья сторона предоставила более весомые аргументы.
В новом деле Родченков продолжает действовать по отработанной схеме – максимальной политизации и использования образа жертвы большой политики:
«Суд обязан показать нерушимость законов штата Нью-Йорк и невозможность использования американского законодательства в качестве средства запугивания и возмездия. А значит, должен развеять глупые и пустые обвинения российской стороны», – написано в заявлении адвоката Родченкова.
«АМОРАЛЬНЫЙ ПРЕСТУПНИК»
История с допингом сделала никому не известного фармспециалиста главным медилицом российского спорта. Имя Родченков в последнее время появляется в СМИ даже чаще чем Овечкина. И такое ощущение, что самому Григорию такая популярность по душе. Вот и после суда он не стал отмалчиваться.
«Благодарю мою команду юристов, которые борются за меня. Я здоров и чувствую себя защищенным. Я продолжу сотрудничать с представителями антидопинговых служб. Несмотря на регулярную дезинформационную кампанию со стороны России, все данные, что я предоставил МОК и ВАДА, были правдивыми, и я не отказываюсь ни от одного своего слова. Я продолжу борьбу за чистых атлетов и реформы, даже несмотря на то, что международные агентства постоянно пытаются найти способ замять дело России», – приводит слова Родченкова в твиттере журналист ARD Хайо Зеппельт - автор цикла документалок о допинге в России.
Прохоров также прокомментировал ситуацию, но гораздо лаконичнее: «Мы категорически отрицаем все обвинения, и уверены, что наша правота будет доказана в суде»
У Прохорова личная вендетта с Родченковым, ведь он возглавлял СБР как раз во время Олимпиады в Сочи. А предвыборной программой олигарха была борьба с употреблением запрещенных веществ. Прохоров пришёл в союз биатлонистов после эпохи Александра Тихонова, связанной с множеством допинг-скандалов и дисквалификаций россиян.
Альбина Ахатова, Екатерина Юрьева, Дмитрий Ярошенко и другие знаменитые спортсмены были пойманы на применении эпотрипина – гормона, стимулирующего циркуляцию крови. В ответ на это Прохоров создал специальную антидопинговую комиссию, уволил всех связанных со скандалом врачей и тренеров, увеличил до рекордных 300 количество ежегодных внутренних проб в сборных командах. Затем Прохоров не раз отмечал, что ему обидно слышать обвинения в применении допинга биатлонистами, потому что он лично участвовал в антидопинговой борьбе. Прошлой зимой Прохоров предлагал забыть эту фамилию, добавив, что он «аморальный преступник, торгующий Родиной».
КАКОЕ РЕШЕНИЕ ПРИМЕТ СУД?
Предсказать тяжело. Важный момент – сторона Родченкова утверждает, что ему нужна охрана и защита, а его заявление можно расценивать как политическое. Значит, дело будут рассматривать не в гражданском суде, а в арбитраже.
В американской юриспруденции есть понятие SLAPP – Strategic lawsuit against public participation (Стратегический иск против участия общественности). Это норма судопроизводства, призванная отклонять иски против защиты чести и достоинства в политических процессах до тех пор, пока не будет доказана ложность сказанного. Подобные действия приравниваются к нарушению свободы слова и считаются актом политического и номенклатурного запугивания. И в данном контексте дело Родченкова попадает под действие этого нормативного акта.
Логика этой нормы заключается в том, что типичный истец-политик не преследует цели выиграть иск, даже не появляется во время судебного процесса. Цели истца – разорение подсудимого долгими судебными тяжбами, запугивание, затягивание времени, давление. В итоге ответная сторона публично отказывается от своих слов.
Сложность исполнения закона заключается в разработке подхода, который справедливо оценивает желание защитить свою честь либо намерение с помощью суда надавить на оппонента. Положения о борьбе со SLAPP часто критикуют те, кто считает, что не должно быть препятствий для собственной защиты, независимо от скрытых мотивов. Тем не менее, конгресс США настаивает на сохранении этих норм.
Так как Родченков является осведомителем ВАДА по делу о государственной системе допинга в России, а истцами по иску против него являются в том числе государственные структуры, он попадает под действие этого закона.
Кроме того, в заявлении говорится о нарушении срока давности дел по клевете в иске российских спортсменов – по законам штата Нью-Йорк он составляет один год. По мнению адвоката Родченкова, претензии истцов являются клеветническими и ссылаются только лишь на публичные споры, к тому же косвенно. Ущерб репутации не был нанесен, так как высказанные в их адрес обвинения были подтверждены в СAS и МОК.
Подобные процессы обычно являются публичным соревнованием адвокатов и Родченков сделал неплохой выбор. Уолден, представляющий его права, работал с большим количеством подобных дел. В частности, защищал другого информатора ВАДА, российскую легкоатлетку Юлию Степанову, американских конгрессменов и актёров Голливуда. От того, сможет ли Прохоров найти достойного Уолдену оппонента, и будет зависеть исход дела.