erid:
Вчерашнее увольнение гендиректора «Рубина» Рустама Саяхова – поучительный кейс о том, что бывает, когда человек занимается не своим делом. «БИЗНЕС Online» собрал неполную подборку самых явных ляпов. О том, почему Шаймиеву приходилось лично делиться водой с болельщиками, газон на базе не пережил зимы, а футболисты бесплатно рекламировали «Татнефть» – в материале «БИЗНЕС Online».
«ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ИГРАТЬ СПАРРИНГИ С «НЕФТЕХИМИКОМ»?»
Бывший предправления банка «Аверс» Рустем Саяхов проработал в «Рубине» чуть больше двух лет. С февраля 2016-го по февраль 2017 года, когда клуб возглавлял Ильсур Метшин. Он занимал пост финансового директора, а фактически играл роль «смотрящего» от главного спонсора - ТАИФа. Когда холдинг прибирал клуб в свои руки, а президентом готовился стать Радик Шаймиев, Саяхов занял кресло генерального директора. Понедельник стал последним рабочим днем менеджера в «Рубине», его место занял сподвижник Курбана Бердыева Рустем Сайманов.
В истории «Рубина» были разные директора – хорошие и не очень. Даже создавшего себе одиозную репутацию Андрея Громова в среде работников и футболистов оценивают по-разному. Наряду с явными неудачами у него были и успехи, а также здравые решения, улучшавшие дела в клубе. Саяхову удалось настроить против себя примерно всех, причем и среди людей Метшина, и среди людей Бердыева.
Многочисленные претензии сводятся к довольно простой истине – финансист и счетовод не может управлять спортивным клубом. Та менеджерская культура, которая, быть может, уместна в банке, здесь постоянно приводила к конфузам.
Начать с того, что он был просто не в теме. Вспоминают один из первых вопросов Саяхова в качестве финансового директор: «А почему команда куда-то выезжает на сборы? Почему нельзя зимой тренироваться в манеже и играть спарринги с «Нефтехимиком» или дублем?»
Но дело не только в незнании. Теперь уже бывший гендиректор клуба множеством непродуманных решений сыграл огромную роль в создании негативной атмосферы на базе клуба – об этом много говорили в первые месяцы работы Бердыев и Сайманов. Люди в «Рубине», и без того сотрясаемом чехардой начальников, теряли последнюю лояльность.
Итоги работы Саяхова с финансами по большей части оценить сложно, так как документы скрыты от глаз. А вот хозяйственную деятельность менеджера хорошо характеризуют множество историй, которые рассказали «БИЗНЕС Online» источники, хорошо знакомые с ситуацией в «Рубине».
ЗАРПЛАТЫ В ДЕНЬ МАТЧЕ
Еще при Бердыеве, почти с самого 2002 года, в «Рубине» было заведено, что за пару дней до матчей выдавать жалование игрокам запрещено. А в день игры о деньгах даже не заводились разговоры. Это был понятный порядок вещей и во времена президенства Валерия Сорокина. Футболисты должны думать только о предстоящем матче и ничто не должно отвлекать. Так было, даже когда задержки по выплатам составляли пару месяцев и закрытые долги вроде бы могли улучшить настроение. Саяхову такие традиции были непонятны. В клубе стали частенько выдавать зарплату прямо в день игры. Вдобавок выплаты нередко проводились с ошибками – кому-то не посчитали бонусы, кому-то не оплатили командировочные и так далее. С этими мыслями и обидами футболист и выходил на поле.
КОНФУЗЫ С ФОРМОЙ
На сайте «Рубина» сейчас почти нет фотографий с тренировок молодежной команды. Это не случайно – дубль казанцев тренируется еще в форме прежнего технического спонсора - немецкой фирмы Jako. Новая форма не успела прийти, клуб слишком поздно подписал контракт с новым партнером – New Balance. Потому казанская команда начала сезон в Jako, хотя договор с поставщиком формы уже закончился.
Еще один показательный и, надо полагать, особенно непростительный для менеджера из ТАИФа пример – часть матчей в этом году «Рубин» играл с рекламой «Татнефти» на одежде. Потом ее заклеили баннером НКНХ. В клубе попросту забыли, что контракт с нефтяной компанией (заключенный исключительно ради финансового fair play) закончился еще в 2017 году.
ЗАСУХА НА ТРИБУНАХ
Многим запомнилась скандальная история с нехваткой воды на первом матче нынешнего сезона, когда страждущим болельщикам в 30-градусную жару воду из своей ложи скидывал Радик Шаймиев. В «Рубине» обвинили во всем подрядчика по питанию, умолчав, что в клубе попросту не смогли сформировать адекватный заказ.
Были ли сделаны выводы? Нет, на недавнем матче со «Спартаком» история повторилась. Погода выдалась морозная и на фан-секторе гостей кипяток закончился уже к 15-й минуте встречи. В «Рубине» развели руками: ждали на гостевой трибуны две тысячи человек, а пришло четыре тысячи. Но даже в этом случае кипятка хватило бы на полчаса. К тому же странно, что никто не отследил количество проданных билетов на сектор.
К слову, клуб еще и приписал на этом матче около 4 тыс зрителей. По протоколу, игру посетило 14 тыс человек, а по данным системы доступа, турникеты прокрутили лишь 10 тысяч раз (выписка из системы учета есть в распоряжении газеты).
БОЛЕЛЬЩИКИ ПОДОЖДУТ
Саяхова называют виновником того, что «Рубин» долгое время не мог запустить интернет-магазин, хотя договоренности о покупке уже готового веб-стора были достигнуты ещё во время работы Ивана Мешкова. Саяхов тянул с оплатой счета на покупку. В итоге подпись всё равно пришлось поставить, но магазин был открыт с опозданием почти в 9 месяцев. Потерянную прибыль клуба от этой задержки подсчитать невозможно, деньги вряд ли большие, но всё же...
Провалы маркетинга «Рубина» можно обсуждать долго, с подачи генерального директора интересы работы с болельщиками были отодвинуты на второй планы. Саяхов открыто рассуждал на этот счёт и говорил, что сейчас нет смысла вкладываться в маркетинг, потому что команда всё равно плохо играет и важно сейчас экономить на продвижении, в клубе пока другие приоритеты.
При этом на рекламу матча с тем же «Спартаком», на который пришли бы и так, «Рубин» умудрился потратить почти миллион рублей. Да, клуб заработал на билетах около 6 млн рублей, но в основном благодаря богатым болельщикам «Спартака», которые выкупили много VIP-лож.
БАННЕР «РОСГОССТРАХА»
Показательный фэйл произошел во время матча «Рубин» – «Оренбург» в марте прошлого года. Игра стала первой в РПФЛ для Саяхова в должности генерального директора. Казалось бы, можно отнестись ответственно. Однако ни одного установочного совещания, которые обычно были в «Рубине», не проводилось, зоны ответственности были распределены условно.
За 15 минут до стартового свистка выяснилось, что из «Казань Арены» на Центральный стадион, куда перенесли матч, забыли привезти баннер титульного спонсора чемпионата России – компании «Росгосстрах». Огромное полотнище по регламенту должны выносить в центральный круг футбольного поля перед каждым матчем. Есть мнение, что новоиспеченный директор попросту этого не знал, а сотрудника, который отвечал за подобные вопросы, уволили из клуба за пару недель до игры.
Клубу светил штраф в 500 тыс рублей, но каким-то непостижимым образом скандал удалось замять. Но репутация испорчена. Прошел год, а делегаты РФПЛ до сих пор перед каждым матчем просят заранее показать им баннер спонсора, словам «рубиновских» маркетологов уже никто не доверяет.
ЗАРАБОТАТЬ НА ВОСПИТАННИКАХ
Ещё одна уникальная маркетинговая инициатива гендиректора «Рубина», призванная увеличить доходы от продажи билетов, – отказаться от бесплатных проходок для сотрудников клуба и учеников клубной академии. Кому-то такое решение может показаться вполне рыночным. Мол, почему сотрудники клуба должны бесплатно получать билеты, пусть покупают. К тому же, наверное, так можно рассуждать, если стадион на 45 тыс зрителей забивался бы битком на каждый матч и у касс всегда стояла бы очередь. В нынешних же реалиях это было воспринято как издевательство. Если ты хочешь создать в клубе атмосферу единой большой семьи, так не поступают. Для обслуживающего персонала приглашение на матч было честью, которой их лишили, принизив этим и их труд.
Билеты стали продавать и воспитанникам клубной академии. Новшество ввели на матч с «Зенитом» в прошлом сезоне, где самый дешевый билет, опять же с подачи Саяхова, стоил 500 рублей. Игра, мол, статусная и нужно хорошо заработать. Для детишек благородно сделали скидку в 50%. В итоге билеты за свой счет покупали тренеры, многим было неловко сообщать родителям о новшестве. Когда информация об этом дошла до президента клуба Метшина распоряжение Саяхова отменили, деньги тренерам возместили. Но осадочек остался.
ЭКОНОМНАЯ ЛОГИСТИКА
Системными при Саяхове стали проблемы с логистикой. Менеджер часто затягивал процесс брони и покупки билетов. В итоге клубу частенько приходилось хорошенько переплачивать из-за поздней покупки.
Например, на зимний сбор в Турцию «Рубин» отправился с приключениями. Менеджеры сделали бронь на вечерний вылет, но затем билеты пропали из-за неоплаты. Были куплены другие уже на утренний рейс. Но не возвращаться же в Казань со всем багажом и инвентарем, игроки и персонал были вынуждены ночевать в отеле аэропорта.
Некоторые игроки психанули и не стали тратить день из-за оплошности руководства, купив билеты за свой счет на пассажирский рейс. Кто-то покупал билеты в бизнес-класс, так как других не было. Опять стремление сэкономить обернулось дополнительными тратами – пришлось селить кучу сотрудников и игроков в отель и оплачивать номера. Вылетать же команде пришлось из Домодедово, то есть, «Рубин» оплатил ещё и трансфер кучи вещей из одного аэропорта Москвы в другой.
Пострадала от политики руководства и команда дубля «Рубина», которая должна была вылететь в Хабаровск на игру чемпионата страны. Из-за длительных согласований «Рубин» не смог вовремя купить билеты – когда Саяхова подписал все необходимые бумаги, в продаже оставалось меньше 20 билетов, то есть на футбольную команду с тренерами и администраторами мест не хватало. Никаких других рейсов не было, выезд был сорван.
За неявку на матч молодежке грозило техническое поражение и штраф в 500 тысяч рублей. Но спортивному директору «Рубина» Сайманову каким-то чудом удалось договориться с лигой о переносе матча с 12 августа на 5 октября. Клуб в итоге потратил еще больше: в августе дублеры могли вернуться из Хабаровска вместе с основным чартером, но полетели пассажирским рейсом и туда, и обратно.
«ОГОРОД» НА «КАЗАНЬ АРЕНЕ»
Упреки из-за состояния поля на «Казань Арене» в основном прилетают в адрес менеджеров стадиона, а не клуба. Но вообще, как правило, клуб переживает из-за состояния поля куда сильнее, чем арены. Ведь не Радику Миннахметову играть в футбол на этом поле.
Спрашивается, сколько раз перед вторым кругом гендиректор «Рубина» приезжал на арену, чтобы контролировать ход работ? Нетрудно догадаться. Ни разу. Впервые Саяхов появился на стадионе за три дня до матча.
Такое отношение в итоге и привело к тому, что со «Спартаком» «Рубин» играл на «огороде», став посмешищем на всю страну. Да, нельзя винить кого-то одного, с «Казань Арены» нельзя снимать вину, но, когда главный представитель руководства клуба, чья команда должна тут играть, никак не сотрудничает со стадионом, глупо ждать чудес. Ни Бердыеву же приезжать со сборов и заниматься обычными оргвопросами.
СОЖЖЕННОЕ ПОЛЕ НА БАЗЕ
Март вообще не лучший месяц для «Рубина». Команда была вынуждена до начала апреля проводить тренировки на искусственном поле стадиона, примыкающего к клубной базе. Натуральный газон был буквально сожжен – это вновь оборотная сторона болезненного стремления к экономии. Дело в том, что газон на зиму нужно укрывать специальным одеялом. При этом покров должен отдавать излишки тепла и сохранять баланс температур.
Полотно, как правило, выдерживает несколько лет и стоит около 600 тыс рублей. В «Рубине» очень долго искали варианты попроще и с подачи Саяхова купили покрывало дешевле примерно на 200 тыс рублей. В итоге поле сгорело от перегрева из-за некачественного полотна. Этим летом придётся раскошелится на его восстановление. Кроме того, возможно, «Рубин» мог сократить сборы в Сочи (клуб потратил на них несколько миллионов рублей), если бы на базе было нормальное натуральное поле.
ПОТЕРЯ МИЙО ЦАКТАША
Были проколы, которые стоили клубу и больших денег. В январе хорватский полузащитник Мийо Цакташ покинул «Рубин»: разорвал контракт в одностороннем порядке и бесплатно перешёл в «Хайдук», ещё потребовав от казанцев выплаты неустойки. При этом он не был в числе тех футболистов, с которым «Рубин» хотел расставаться. Бердыев взял игрока на сборы – это говорит о том, что его видели в команде.
Как так вышло? Цакташ расторг контракт из-за задержек по зарплате. Мийо получал в «Рубине» 50 тыс евро в месяц. Когда долги достигли четырех месяцев, футболист подал заявление с требованием погасить их в 14-дневный срок. Гендиректор клуба видел это заявление, но реагировать не стал. В результате Цакташ спокойно ушёл из команды через две недели. Просто собрал вещи и уехал со сборов. Рассказывают, что Бердыев не сразу понял, что случилось.
Спрашивается, зачем было задерживать выплаты игроку с одной из самых маленьких зарплат среди легионеров клуба и доводить до таких рисков? «Рубин» в итоге потерял ценный актив, да еще и остался должен игроку. Стоимость футболиста на трансферном рынке оценивалась на тот момент в 1 - 2 млн евро.
***
Мы привели только десять примеров, но их могло быть гораздо больше. В качестве последнего штриха вспоминается эпизод в ноябре прошлого года, когда «Рубин» принимал на «Казань Арене» питерский «Зенит». «Рубин» сыграл с питерцами вничью. И вот после матча Саяхов задерживается у выхода с одной целью – сфотографироваться с главным тренером соперника Роберто Манчини. Все это происходит демонстративно, рядом с микст-зоной, где журналисты ждали игроков для интервью...
Да, Саяхов не выходил на поле и не пропускал мячи от соперников, потому нельзя говорить, что в неудачах клуба последних полутора лет виноват только он один. Однако во многом его заслугой была нездоровая атмосфера на базе и отчасти внутри команды. Футболисты и тренеры вместо концентрации на футболе, были вынужден сталкиваться с бытовыми проблемами и склоками из-за некомпетентных решений, в общем-то случайного для футбола менеджера.
При этом теории о сознательном тонком вредительстве не получили подтверждения. Что при Хави Грасии, что при Бердыеве, подходы остались теми же. Важный вопрос в контексте последних перестановок – не повторит ли путь Саяхова его бывший зам еще в «Аверсе», нынешний финансовый директор «Рубина» Алексей Бойко?
Что же до самого Рустама Хамитовича, то о его будущем можно не беспокоиться – выполнив ответственную миссию, он наверняка займет ответственный пост где-нибудь в структурах ТАИФа.