erid:
Кого не уважает вратарь ЦСКА – свою команду, лигу или болельщика? Пытаемся разобраться.
Ларс Юханссон – удивительный персонаж. Каким-то образом ЦСКА летом умудрился найти 30-летнего вратаря невероятного уровня, который согласился сесть на лавку за молодым Ильёй Сорокиным, прекрасно зная расклад на сезон. Какие у него были шансы вытеснить россиянина, которому отвалили 2 млн долларов, лишь бы он остался в ЦСКА? Казалось бы, сиди, получай зарплату, изредка выходи на лёд.
Но Юханссон показал поразительную тягу к победам и запредельный уровень выступлений даже в тех редких играх, что ему доверяли. В итоге именно он вытащил команду в финал, ни разу не пропустив от СКА. Но его хоккейные подвиги видели все, а нас интересует одна странная деталь, которую многие на замечают.
Весь сезон вратарь ЦСКА отыграл в шлеме «Чикаго Блэкхокс», ничем не закрыв ни логотип на боках, ни название команды на воротнике.
ЧТО В ЭТОМ ПЛОХОГО?
Представьте кассира в «Макдоналдсе» в шапочке «Бургер Кинга» или продавца в салоне «Лады», который ездит на Кia, или президента России с флагом Швеции на лацкане пиджака. Да всё проще – представьте, что при переходе из «Чикаго» вратарь оставил себе форму с индейцем на груди вместо джерси с красной звездой. Как-то не вяжется, верно? Мы все замечаем яркие примеры, но плохо реагируем на мелочи, хотя они также важны.
Уважающие себя клубы запрещают игрокам появляться на людях в атрибутике других команд. Сейчас такие правила есть и в СКА, и в «Ак Барсе», и в «Динамо», да почти везде, и не только в хоккее. Кроме московского клуба, которому, очевидно, всё равно. Хотя ЦСКА – клуб с величайшими традициями, самый известный хоккейный бренд России на мировой арене. СКА с этим будет спорить, но иностранцы, когда слышат о КХЛ, до сих пор называют Red Army в первую очередь.
И что же мы видим? На всю страну и мир транслируются матчи плей-офф, в которых вратарь выходит на лёд в шлеме «Чикаго Блэкхокс». Если ЦСКА так заботится о своём стиле, что заказывает форму у Артемия Лебедева, так переживает за российский хоккей, что без вопросов отпускает игроков на контракте в «Спартак» и превышает потолок зарплат в три раза ради возвращения россиян домой, то почему же ему наплевать на внешний вид Юханссона?
ПОЧЕМУ НА ЭТО НЕ РЕАГИРУЕТ ЛИГА?
Она просто не может. Когда два года назад Евгений Медведев вышел на лёд в трусах с логотипом НХЛ и оранжевыми вставками «Филадельфии», лига не сразу, но отреагировала – вынесла «Авангарду» предупреждение, зацепившись за пункт в регламенте по маркетингу и коммуникациям. В нём сказано, что клубы обязаны заранее согласовывать с лигой эскизы формы: «игрового джемпера, игровых шорт и шлемов». Логично, что логотип конкурирующей организации КХЛ бы не пропустила. Как мы понимаем, отдельно про дизайн вратарского шлема в регламенте ничего не написано, но это даже правильно.
Просто иначе элемент высокого искусства примет форму ещё одной страницы в PDF-файле бюрократических переписок КХЛ. Вратари перестанут заказывать рисунки у себя на масках, кому нужна лишняя волокита? Им уже хватает довольно неопрятной наклейки страхового спонсора прямо на лбу, которая часто портит всю композицию.
По-хорошему не лига, а именно ЦСКА должен предъявлять вопросы Юханссону. Кто платит зарплату шведу? Почему «Чикаго» до сих пор стрижёт купоны пиара с вратаря, который им оказался не нужен? Неужели нефтедоллары «Роснефти» должны идти на рекламу индейского наследия штата Иллинойс?
В ЧЁМ ПРИЧИНА?
Объективных причин нет, это простое имиджевое попустительство ЦСКА. В клубах НХЛ вратари не имеют права играть в шлемах с логотипами чужих команд, нет готовой формы – играй в полностью белом шлеме, жди доставку своего заказа. Даже щитки теперь в срочном порядке переклеиваются под нужные цвета, чтобы не портить внешний вид спортсмена после перехода из одной команды в другую. Последний раз публика по-настоящему ужаснулась от облика вратаря, когда Тим Томас перешёл из «Флориды» в «Даллас» и выглядел так, будто собрал себе комплект экипировки у троих разных вратарей. Но в случае Томаса шлем был просто в чужих цветах, без логотипов, хоть и с намёком на пантеру из Флориды. Да и продлилось это недолго – всего два-три матча.
У Юханссона же был целый сезон и олимпийская пауза для того, чтобы заказать себе шлем с символикой ЦСКА. Удовольствие дорогое – роспись шлема стоит от 1000 до 2000 евро. Но разве мы поверим, что игрок армейцев не может себе позволить такую покупку?
Если он такой экономный, то почему делал специальный шлем для «Чикаго»? Юханссон переходил к «черным ястребам» из «Фрёлунды», у которой на форме тоже изображено лицо индейца, только анфас. Это какая-то странная отсылка к 60-м годам, когда клуб с запада Швеции за его интересный стиль игры назвали Диким Западом. Руководство решило увековечить это прозвище, но названия «ковбои» или «пистолеты» им не нравились – остановились на «индейцах». Теперь, конечно, расплачиваются, пытаясь отвертеться от обвинений в расизме со стороны коренных американцев.
Но речь не об этом – в США вратарю пришлось заказывать новый дизайн шлема, и сезон он начинал с логотипами «Чикаго» на голове. Такой скоростью работы отличается лучший мастер по росписи вратарских шлемов наших дней – Дэйв Гуннарсссон. Вы удивитесь, но он тоже швед, и у него «одевается» 80% вратарей НХЛ, включая Юханссона.
Художник не раз работал с ЦСКА – он украшал маски Ростислава Стани, Виктора Фаста, Ильи Сорокина.
Наверняка нашёл бы время и для соотечественника, которому теперь играть важнейшие матчи против «Ак Барса». Но нет, уважаемые любители российского хоккея, в финале Кубка Гагарина вы будете смотреть на цвета «Чикаго». Учитесь, клубы КХЛ, как ловко можно продлить своё присутствие в сезоне, даже если вы пролетели мимо плей-офф ещё неделю назад – достаточно лишь попросить бывшего вратаря не снимать старый шлем.