erid:
Баскетболист УНИКСа Мелвин Эджим с канадским и нигерийским гражданством рассказывает «БИЗНЕС Online», как команда оказалась на первом месте в Единой лиге ВТБ, похожа ли Хилари Клинтон на Дайнерис из «Игры престолов» и почему на улицах Казани он готовится получить удар от прохожих.
«ГЕРОЙ ПОГИБАЕТ, А ТЫ ТАКОЙ: «ЭТО ВООБЩЕ ЧТО?»
– Мелвин, сейчас УНИКС на первом месте в Единой лиге ВТБ. Как так вышло?
– Мы ответственно отнеслись к делу. Проиграли только один матч, а во многих трудных концовках удача была на нашей стороне. Сейчас мы показываем хороший уровень игры и должны удержать его до конца сезона.
– Самая необычная вещь, с которой вы столкнулись в Казани...
– Почему-то люди сшибают меня на улице. Честное слово. Один раз я шёл по тротуару рядом с «Баскет-холлом», а девушка толкнула меня в спину и прошла вперёд. Что это такое? Ты меня что ли не видишь? Аналогичная ситуация была с одним парнем – он меня просто бортанул. Теперь я уже готов к столкновениям. Если человек захочет пройти через меня, приму его плёчом.
– Прямо как в хоккее...
– Что-то вроде того.
– Вы смотрите НХЛ?
–Только матчи Кубка Стэнли. Болею за «Торонто Мэйпл Лифс».
– Видите шайбу на льду?
– Большую часть матча.
– Кто такой Майк Бэбкок?
– Эм... Слишком сложно. Я не настолько разбираюсь в хоккее. Я болею за «Торонто Мэйпл Лифс» только из-за того, что сам из Торонто. Тренеров и хоккеистов помню плохо. Знаю только основные правила – например, проброс.
– Что вы делали во время последнего перелёта?
– Поспал, а потом посмотрел сериал, чтобы немного отстраниться от матча.
– Какой?
– «Это мы». Там про отношения в семье.
– Но ваш любимый сериал – «Игра престолов»?
– Конечно! Когда я посмотрел первую серию, уже вышел третий сезон. Многие советовали мне этот сериал, но я всё никак не решался и в итоге сильно отстал. Вскоре я понял, что это потрясный сериал. Три сезона я посмотрел всего за две недели.
– Почему этот сериал популярен?
– Во-первых, отличный сценарий. Во-вторых, элемент мистики. В-третьих, смерти. Это первый сериал на моём опыте, где основные персонажи не такие уж основные. Любой персонаж может погибнуть в любой момент. Это вызывает эмоции. Ты смотришь сериал, испытываешь симпатию к герою, внезапно он погибает, а ты такой: «Это что вообще такое?»
– Дайнерис часто сравнивают с Хилари Клинтон. Похожи?
– У Дайнерис определённо есть харизма, которая помогает очаровывать влиятельных людей. Можно ли сказать это про Клинтон – даже не знаю.
– Почему все главные персонажи в сериале – женщины?
– Не думаю, что это так.
– Тогда все сильные персонажи...
– Там не все женщины сильные. И не все стали сильными по ходу сюжета. Да, в последних сезонах количество женщин выросло. Мне кажется, это делается для того, чтобы показать людям, какую большую роль играют женщины в нашем обществе. Женщина может руководить, бороться за права вне зависимости от того, какая эпоха на дворе.
– В последнее время в Голливуде много разговоров, что женщинам чаще стоит доверять главные роли...
– В этих разговорах нет ничего странного. Женщины чувствуют себя притеснёнными, когда дело касается гонораров, ролей, многого другого, и они имеют право высказываться об этом. Так что вся шумиха – это попытка женщин сравняться в условиях. Мы ведь знаем, что во многих сферах жизни есть дисбаланс между женщинами и мужчинами. Люди пытаются исправить это в мире кинематографа.
– В кино появился ещё один боевик с женщиной в главной роли – «Лара Крофт»...
– Серьёзно? Надо будет посмотреть. Но проблема в том, что здесь в кинотеатрах не показывают фильмов на английском или с английскими субтитрами.
– Самое интересное, что Алисию Викандер критикуют за то, что её размер груди не соответствует канонам Лары Крофт.
– Это какая-то глупая критика. Какая разница, большая ли грудь или маленькая? Лара Крофт вообще не про это.
– Галь Гадот в «Чудо-женщине» столкнулась с аналогичной критикой. Означает ли, что мир начинает как-то пересматривать образ женщины?
– Я считаю, что всё это полная глупость. К женщинам надо относиться с уважением вне зависимости от их статуса.
– Как к женщинам относятся на вашей родине? Они должны сидеть дома и хранить очаг? Или могут строить карьеру?
– Я не так знаком с традициями Нигерии, но многое слышал от родителей. Думаю, что женщины должны обладать всеми правами. Если она хочет строить карьеру и проводить меньше времени дома, это её выбор. Если она хочет посвятить себя домашним делам, это тоже её выбор. И то, и другое очень важно для нашего общества. Говорить «Ты должна делать это и вот это» – путь в никуда.
«РАНО ИЛИ ПОЗДНО ЦВЕТ КОЖИ ПОТЕРЯЕТ ЗНАЧЕНИЕ»
– Ваш другой любимый сериал – «Карточный домик», верно?
– Да. Жаль, что они не будут снимать новый сезон из-за скандала с Кевином Спейси.
– Вообще-то будут – но уже без него. Будете смотреть?
– Ого! Обязательно посмотрю, хотя это будет сильно отличаться от того, что было раньше. Кевин Спейси – замечательный актёр. Но, попав в такую ситуацию (его обвинили в приставаниях к членам съёмочной группы, – ред.), он показал себя с другой стороны.
– Какое у вас мнение о последних скандалах с домогательствами?
– Понятно, что сексуальные домогательства в любом месте – это неприемлемо. Но когда смотришь на все скандалы со стороны, не можешь понять, в чём их смысл. Об этом трудно рассуждать. Поступил ли Спейси неправильно? Абсолютно. Человеку его уровня такое делать непозволительно, это точно.
– Создатели «Карточного домика» жаловались, что теперь у них нет идей из-за Трампа...
– Схожие моменты определённо есть. То, как персонаж Спейси шокировал Белый дом своими порядками и делал то, что до этого никому не приходило в голову, действительно похоже на политику Трампа.
– Вам как канадцу кто был предпочитетельнее – Трамп или Клинтон?
– Разумеется, Клинтон. Она лучше подготовлена к такой работе, в этом нет никаких сомнений. Трамп рвался к этому посту, но он был не готов к такому уровню ответственности. Он наглядный пример того, что деньги и влияние могут сделать в США. Если речь идёт о человеке, у которого нулевой опыт в политике, деньги и влияние не должны ничего решать.
– Почему Трамп всё-таки выиграл?
– Потому что его слова понравились многим, и он получил большую поддержку. Сейчас у его сторонников достаточно причин, чтобы поменять своё мнение.
– Считаете ли вы, что сейчас Америку лучше всего отражают фильмы «Марвел»?
– Эм. Я не знаю, как персонажи комиксов отражают Америку, но они точно показывают людям, особенно детям, нужный пример. «Железный человек», «Бэтмен» и все остальные создавались в окрестностях Нью-Йорка. Они – американские персонажи, к которым люди хотят стремиться.
– Герои «Марвел» сначала сомневаются в себе, а потом начинают набирать силу. Со временем эта сила становится безграничной и способна уничтожить весь мир. Похоже на Америку после 11 сентября...
– Это одно из мнений. Я не буду ни соглашаться, ни отрицать.
– Почему раньше показывали Шварцнегера и ван Дама, а теперь – супергероев?
– «Марвел» и «ДиСи» пересмотрели свои взгляды на персонажей и нашли подходящий формат. Фильмы про супергероев сильно отличаются от «Терминатора», «Кровавого спорта» и другого кино того времени. Выросло новое поколение, появились новые потребности, и произошёл сдвиг от боевиков к супергеройским фильмам.
– Недавно вышла «Чёрная пантера». Чем этот фильм «Марвел» отличается от других?
– Здесь темнокожий режиссёр, не полностью, но преимущественно темнокожий актёрский состав. Поэтому афроамериканцы чувствуют связь с персонажами. И там много показывают про наши африканские корни. В конце концов, это просто хороший фильм с интересным сюжетом. Люди придали ему больше значения, чем остальным мэйнстримовым фильмам «Марвел».
– Но ведь есть успешные темнокожие актёры Уилл Смит и Дензел Вашингтон, и у них тоже были высокобюджетные фильмы.
– Само собой, но «Чёрная пантера» привлекла больше внимания. Люди идут на него охотнее, чем на фильмы Смита и Вашингтона, которые были неплохи, но не входили в такую мощную франшизу.
– Темнокожим действительно так важно видеть на экране людей своего цвета кожи?
– В детстве я практически не смотрел телевизор. И когда начал, эта тема не вызывала у меня волнений. Я вырос в Торонто, а в этом городе много людей с самых разных точек планеты. Но сейчас я понимаю, что на экране не хватает темнокожих. Это касается не только нас. Индийцам, азиатам и многим другим тоже важно видеть людей своего цвета кожи. Ведь в таком случае ты чувствуешь связь с людьми из телевизора, всё сказанное ими лучше резонирует в тебе.
– Один из персонажей «Чёрной пантеры» родился в Америке и посвятил всю жизнь тому, чтобы найти свои африканские корни. Такое встречается в реальной жизни?
– Любой человек хочет знать, откуда он родом. Лично мне повезло с этим. Но у многих, особенно афроамериканцев в США, такой привилегии нет. Факторов много. Рабство, например. Люди просто не могут установить своё происхождение. А когда устанавливают, находят мир в своей душе, которого так не хватало.
– Одни герои «Чёрной пантеры» стараются сохранить своё государство, другие – темнокожую расу в целом. Что важнее?
– Думаю, что раса. Если мыслить глобально, неважно, какой ты национальности. Разумеется, в детстве мне было очень приятно видеться с другими африканцами. А когда я знакомился с нигерийцами, было вдвойне приятнее. Но сейчас становится понятно, что лучше держаться вместе, а не говорить «Я из Нигерии», «Я из Ганы», «Я из Сенегала». Это не так важно. Ты можешь родиться в любой точке планеты. Мои родители родились в Нигерии, а я в Канаде. Если отталкиваться от националистических интересов, я должен думать только о Канаде. Но я не могу забывать о родине родителей. Думаю, то же самое в России. Родился ли ты в Татарстане или другом месте, ты всё равно россиянин. Так ведь?
– Не совсем.
– Разве? А должно быть так. Рано или поздно цвет кожи потеряет какое-либо значение. Наверно, это произойдёт, когда человечество установит контакт с инопланетной цивилизацией.
«ДУМАЮТ, ЧТО В НИГЕРИИ ВСЕ ВОРЫ И МОШЕННИКИ»
– В чём вы на этой фотографии?
– В нигерийских национальных костюмах. Это наша свадьба. У головных уборов есть особое название, но я его не помню.
– Что у вас в руках?
– Слоновий бивень.
– Настоящий?
– Вероятно, да. Цепь, бивень, костюм помогают отдать дань традициям.
– На севере Нигерии христиане, на юге – мусульмане. Это сказывается на свадебных церемониях?
– Да, свадьба меняется, если муж и жена разных религий. Но многое зависит не от религии, а от того, откуда ты родом. У нас даже в двух соседских районах могут использовать разные костюмы. Так было у моих родителей. Они из христианской части Нигерии, но с разных районов, так что на свадьбу пришлось надеть разные костюмы.
– Самый ошибочный стереотип о Нигерии?
– Все думают, что мы воры и мошенники.
– Но при этом большая часть населения живёт за чертой бедности...
– С этим трудно поспорить. Но в то же время Нигерия одна из самых экономически развитых стран Африки, и обидно, когда говорят, что мы все необразованны и живём в деревнях.
– Когда нигерийцы решают иммигрировать, часто ли они выбирают Канаду?
– Иногда выбирают США, Англию, Германию. В Канаде тоже много нигерийцев.
– Почему в Канаде комфортно иностранцам?
– Люди разных рас, национальностей и религий могут прибыть сюда и сохранить свою идентичность и традиции. К тому же там замечательная система образования. В моём классе учились индийцы, ямайцы, испанцы, просто все. Можно было выйти на улицу и пройтись по итальянскому, китайскому, африканскому кварталу.
– Кто популярнее в Торонто – хоккейные «Мэйпл Лифс» или баскетбольные «Рэпторз»?
– «Мэйпл Лифс». Но баскетбол тоже набирает популярность.
– Из-за того, что «Рэпторз» поддерживает рэпер Дрэйк?
– В том числе из-за этого. Нельзя забывать, что сама команда показывает неплохие результаты в последние годы.
– Вам нравится Дрэйк поющий или читающий?
– И то, и другое. Люди думают, что в хип-хопе ты должен звучать по-хардкорному, строить из себя гангстера. Но хорошую музыку можно выпускать и другим способом.
– Снуп Дог говорил, что сейчас все рэперы звучат одинаково. Согласны?
– Сейчас уже нет. Новая школа задала другие стандарты, сейчас все хотят быть похожими на рок-звёзд. Но в индустрии всё равно будут копировать друг друга. Чаще всего люди боятся выделяться от толпы, и нужен характер, чтобы начать что-то новое. Дрэйк, например, был первым, кто и пел, и читал. Но всегда легче взять что-то успешное и готовое.
– В баскетболе так же копируют успешные тренды?
– Думаю, что да. Команды стараются заимствовать друг у друга самое лучшее. У нашей команды есть комбинация, которую, думаю, используют все в Европе. Но она успешна, против неё сложно защищаться, так что почему бы не использовать? У всех одна цель – побеждать. И когда появляется вещь, которая, по всеобщему мнению, помогает побеждать, её стараются перенимать.
– Для вас это самый напряжённый сезон в карьере? ВТБ, Кубок Европы, сборная...
– Нет. Самый тяжёлый был два года назад. Я играл в Италии, Летней лиге, сборной, тренировочном лагере, снова в сборной, снова в лагере. А дальше началась D-лига с тремя матчами в неделю. Тот период – самый трудный в жизни. Может быть, в этом году сложнее в плане перелётов. Иногда бывают по две - три пересадки.
– В баскетболе вообще нужны игры сборных посреди сезона?
– ФИБА рассуждает так: этот формат работает в футболе, волейболе и других видах, так что его можно попробовать в баскетболе. В то же время для клубов это настоящая катастрофа. Для игроков это польза: одни получают шанс сыграть в сборной, другие – отдохнуть. С другой стороны, есть риск травм. Трудно рассуждать, нужны ли матчи или нет. В любом случае, этот формат не поменяется в ближайшее время.
– Когда вы последний раз разговаривали со Стивом Нэшем?
– Несколько недель назад. На самом деле, с ним не так сложно связаться. Он очень общительный человек, генеральный менеджер нашей сборной, поэтому постоянно разговаривает с нами. В одно время у меня не получалось с броском, и я обратился к нему за советом. Он сказал вернуться к основам, поменять технику, держать грудь и голову прямо. Я учёл его замечания, и мой процент попадания увеличился. К нему всегда можно обратиться и за жизненным, и за баскетбольным советом. (Поправляет серёжку).
– Вы носите серьги?
– В Канаде многие мужчины носят серьги. В России не так?
– Не так.
– А мне они нравятся.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Мелвин ЭДЖИМ
Дата рождения: 4 марта 1991 года
Место рождения: Торонто (Канада)
Игровая карьера: «Виртус» (Рим) – 2014/15; «Бэйхоукс» (Лэйкленд) – 2015/16; «Венеция» – 2016/17; УНИКС – 2017 - н.в.
Главные достижения в сборной: бронзовый призёр Кубка Америки (2015), серебряный призёр Панамериканских игр (2015).