комментарии 0 в закладки

Обнажённая натура. Что общего у Конте и Модильяни

erid:

У Николая Самофалова очередной приступ СПГС.

Крупное поражение «Челси» от «Барселоны» – фактический конец английской карьеры Антонио Конте. Триумфатора АПЛ с трудом терпит начальство весь текущий сезон, а сам главный тренер тоже не питает к менеджменту большой любви. Отсутствие титулов и раннее крушение мечты от победе в Лиге чемпионов – отличный повод, чтобы расстаться в конце весны. Для творческой натуры итальянца настало время упадка, которое, как правило, впоследствии дарует силы для великих произведений искусства.

Трагичная карьера Амадео Модильяни сплошь состоит из таких упаднических пятен – не просто так он стал эталоном страдающего художника. Обладая невероятным талантом и придумав новый язык, он практически всю сознательную жизнь боролся с недугом и безвестностью. За видным художником всегда бегали первые красавицы творческой тусовки начала ХХ века, но как и в карьере, в любви ему недоставало до счастья совсем чуть-чуть.

Источник фото: modernartconsulting.ru


Успех, не дорастающий до своего максимума – история хорошо знакомая Конте. Два итальянца, родившиеся в полярных регионах страны, при всём различии в характере и масштабе личности очень похожи судьбой. Да, Конте лишён больших трагедий, зато сам регулярно разыгрывает феноменальные драмы. И при всех великих талантах вкупе с новаторством оба не смогли выбраться из образа неудачника.

Брутального тирана Конте неудачником назвать тяжело. Но это лишь образ, а вы посмотрите на достижения – ни одного серьёзного титула за пределом национальных чемпионатов. По таланту Антонио регулярно относят в топ-3 тренера современности, но по трофеям он отстаёт даже от середнячков. Через мелкие команды он набивал руку, чтобы осуществить мечту и стать тренером «Юве». Реанимировав великий клуб и превратив его в настоящее откровение, Конте так и не смог достичь максимума. Ровно как Модильяни в первые годы карьеры тщетно бился над непродающимися картинами, а затем решил переключиться на скульптуру.

Конте так же неожиданно сменил сферу деятельности на вроде бы схожую, но с совершенно иной спецификой. Его сборная Италии тоже считалась лучшей за последние десять лет и едва не стала главной сенсацией Евро-2016. Едва – вновь этот барьер, о который бьются великие творцы-неудачники.

О неудачах Модильяни мог поведать многое. Помимо очевидных и масштабных «подарков судьбы», он регулярно спотыкался и о мелкие: терял документы, невовремя напивался, ссорился с родственниками из-за полной ерунды, оставался без крова. Возможно, это в сочетании с подкошенным здоровьем только ухудшило его и без того скверный характер. Получив первую известность, художник периодически публично вытворял чёрт знает что и срывался на поклонников. Так, на просьбу подписать эскиз он однажды отреагировал яростным рыком и замалевал автографом весь рисунок. Извечные алкогольные вечера с творческой тусовкой Монпарнаса порождали лишь большие эмоции. Вероятно, именно поэтому исследователи так и норовят отнести стиль работа Модильяни к экспрессионизму.

«Лежащая обнажённая со спины»


Про экспрессию Конте мог бы рассказать многое – в футболе он лидер этого течения. То на тренировке заставит траву есть, то устроит бадибэг лидеру за неосторожную фразу, то вытрясет всё из помощника во время нервного матча – эмоции, определённо, остаются главным катализатором его творчества. Поначалу они всегда идут на благо, что в работе, что в общении с прессой. Харизматик Конте со своими дикими празднованиями мигом стал кумиром Англии. А смелые творческие решения и природное обаяние сделали его главной фигурой лиги в дебютный сезон – грядущая победа читалась ещё на середине пути.

Но у эмоций всегда есть оборотная сторона. Они обнажают натуру и делают её уязвимой. Первое, на чём это сказывается – деловые отношения. Модильяни со своей репутацией и вульгарными на ту пору портретами в стиле ню долго не мог найти не то что покровителя, а покупателя. Ему откровенно повезло познакомиться с поэтом-меценатом Леопольдом Зборовски через таких же друзей-неудачников. Богатей взял над талантливым художников шефство, пополняя собственную коллекцию и продвигая имя Амадео в творческих кругах. Но едва случилась первая успешная выставка, как Модильяни вновь вернулся к вину и гашишу, транжиря средство и забывая про работу.

Так же эмоции помешали и Конте сохранить взаимопонимание с Романом Абрамовичем и его приближёнными. Потерпев сезон и добившись успеха, он начал качать права, устраивая дикие истерики каждое трансферное окно. Конте хотел контролировать всё, но тренеры, особенно творческие, в «Челси» обычно максимально отдалены от таких вопросов. Итальянец же то и дело нарушал правила и умудрился испортить отношения едва ли не со всеми руководителями, параллельно подгоняя состав под себя – его приемнику достанется инструмент, которым тот банально не сможет управлять.

Эта дурная привычка Конте появилась ещё в «Ювентусе» и, как говорят, стала главной причиной его ухода. Первые пару лет он скромничал и работал с тем, что дают. Равно как Модильяни кушал в одном и том же заведении в кредит, пока не было средств – выбрался только с помощью творчества. Но как только почувствовал успех, специалист распоясался и принялся наставлять свои порядки – ни одному управленцу топ-клуба это не понравится, что влечёт за собой бесконечные конфликты.

Портреты Жанны Эбютерн


Конте на волне английского успеха в итоге крупно не повезло попасть на «Барселону». Лео Месси оказался непобедим, как туберкулёз для медицины начала ХХ века. Модильяни, едва обретя подлинное счастье со своей музой Жанной Эбютерн и наконец-то сделав себе имя в мире живописи успешными выставками, вконец сгубил здоровье. Ещё в детстве измученный тифом организм итальянца был наповал сражён туберкулёзом. До рождения второго ребёнка пары оставался всего месяц. Не выдержав скоропостижной кончины возлюбленного, через три дня после трагедии Жанна выбросилась из окна. Вместе с великими произведениями искусства осиротела и двухлетняя дочь Жанна, названная в честь матери.

Конте крупных трагедий пока избегал, отделываясь лишь неудачами и крушением мечтаний. Летом он наверняка направится в Париж – именно там его земляк сто лет назад сделал карьеру великого художника. Итальянцы во Франции действительно успешно реализуют творческую энергию. Посмотрим, что выйдет у Конте. Главное, чтобы всё не прервалось спортивной трагедией на самом пике. 

Николай Самофалов
Оценка текста
+
0
-