erid:
Случилось то, что многие прогнозировали еще до старта Олимпиады в Пхёнчхане. Несмотря на выдающиеся отчеты о проданных билетах (по некоторым данным 107%), большинство соревнований проходили при полупустых трибунах. Даже на церемониях открытия и закрытия Игр главный стадион, который через месяц уже снесут, зиял пустотами. Посещаемость Игр в Корее оказалась провальной. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» объясняет, почему так произошло.
ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА НЕ ДЛЯ КОРЕИ
Первое и, наверное, самое главное – это неприятие корейцами зимних видов спорта. По сути, впервые за свою столетнюю историю, зимние Игры прошли в стране, где они не популярны. Южная Корея, по сути, только открывала для себя целые пласты европейской спортивной культуры. Лишь фигурное катание и конькобежный спорт имеют популярность в стране, остальные виды на задворках. Несмотря на большое желание наших хоккейных руководителей выйти на корейский рынок, эта страна по своей вовлеченности в хоккей с шайбой сравнима с американскими штатами Аризона и Флорида, то есть практически никак.
Хоккейные матчи поразили своей пассивностью. Даже на играх МХЛ от трибун исходит больше энергии. Финальный матч между Россией и Германией посетили 5075 зрителей, что составляет 51% от максимальной вместимости ледовой арены в Канныне. Это худшая аудитория финалов за всю историю наблюдений. Не спасли даже многочисленные российские болельщики. Посещаемость мужского хоккейного турнира Олимпиады-2018 в целом – 4611 зритель в среднем за матч. Это также худший показатель за всю историю ведения подобной статистики. Её начали считать во время Олимпиады-1994 в норвежском Лиллехамере. Наибольшая же средняя аудитория хоккейных матчей была в Ванкувере – 16381.
Женский хоккейный турнир в Корее собирал по 3889 зрителей в среднем за матч. Для сравнения: аудитория турнира на Играх в Сочи – 4750 зрителей, хотя в странах Азии, прежде всего в Японии, спортивные успехи местных хоккеисток заметно выше, чем у мужчин, следовательно, выше и популярность. Обычно зритель приходит на хоккей к решающим играм, так было и в Японии, и в Италии, но в Корее ситуация парадоксальна: посещаемость матчей плей-офф была ниже, чем на групповом этапе. Оба полуфинала не смогли собрать и половины от дворца.
Деньги на Олимпиаде. Сколько потратили корейцы? Почему не продаются билеты?
Хотя нас уверяют, что на хоккее многие билеты были проданы. Возможно, на хоккейную аудиторию сказалось и то, что на игры не допускали волонтёров для создания массовки, как было на некоторых сочинских матчах. Плюс очевидно, что из-за недопуска хоккеистов из НХЛ, корейцы моментально лишились большого количества североамериканских туристов, которые, кроме всего прочего, оставляют существенный вклад в олимпийскую экономику. Наша страна столкнется с этим всего лишь через четыре месяца, когда стартует футбольный чемпионат мира: сборная США не квалифицировалась на него, а значит туристов из Америки будет значительно меньше, чем планировалось изначально.
ПОГОДА И ГЕОГРАФИЯ СУЩЕСТВЕННО ПОМЕШАЛА ЗРИТЕЛЯМ
Еще один фактор, о котором все уже знают. Зима зиме рознь: европейские -5 по Цельсию это тоже февраль, как и сибирские -20. Корейские Игры стали самыми холодными за очень долгое время. Из-за холода, например, существенно сократили церемонии открытия, а некоторые старты переносились на день-два.
В этом открывается еще одна особенность корейцев – эта нация привыкла к комфортному отдыху, они всё планируют заранее, и если что-то может помешать им получить удовольствие от времяпрепровождения, то они отменяют свои задумки. Таков их менталитет. При этом они сами по себе очень общительные и гостеприимные люди, туристы в Пхёнчхане не раз заявляли, что условия в городе были первоклассными.
Но, несмотря на новые веяния, корейский традиционализм очень силен. Жители «страны утренней свежести» чётко замечают все плюсы и минусы каждого явления, но вместо того, чтобы подумать, чего больше, плюсов или минусов, крайне эмоционально реагируют и на те и на другие. Пхёнчхан – северный город, а, значит, приграничный с Северной Кореей, а этого уже достаточно для лютого страха. Плюс еще и мороз, который тоже вводит население в панику. Еще одна особенность корейского менталитета – патологическое нежелание путешествовать внутри своей страны. Это существенно сказалось на корпоративном туризме во время Олимпиады: можно построить стадионы за миллиарды долларов, но этим не изменишь вековой уклад и менталитет.
ТУРИСТЫ ИЗ-ЗА РУБЕЖА БОЯЛИСЬ СЕВЕРНУЮ КОРЕЮ?
Самое большое опасение у всех туристов, собравшихся на Олимпиаду вызывало то безумие, которое творится у северного соседа Кореи. Всех нервировало поведение КНДР. Полгода назад Северная Корея провела испытание баллистических ракет, а также водородной бомбы мощностью 160 килотонн. В свою очередь, президент США Дональд Трамп уже пообещал Пхеньяну «огонь и ярость», если политика Ким Чен Ына не изменится. Мир сейчас на пороге громкой истории, которой не было еще со времен размещения советских ракет на Кубе в начале 60-х годов.
Делегации из Франции и Австрии перед началом Олимпиады были обеспокоены ситуацией на 38-й параллели. Французский министр спорта Лора Фессель заявила, что спортсмены не поедут в южнокорейский Пхёнчхан, если ситуация ухудшится, и, следовательно, не будет гарантирована безопасность атлетов. Такие настроения передались на туристов. В довесок, синоптики еще за две недели до открытия заявляли о суровых холодах. В кое-то веки зимняя Олимпиада прошла при -15. В итоге, по предварительным подсчетам, в Корею приехало почти на треть меньше гостей, чем ожидалось.
Большинство туристов обычно приезжают из Европы, США и России. Причем для всех Корея кажется краем земли, это не Сочи, не Ванкувер и уж тем более не Турин. Поэтому центры на «Альпензии» простаивали. Жители соседних стран, Китая и Японии, предпочитают выезжать лишь на соревнования по фигурному катанию, а не на старты на открытой местности. Поэтому фигурное катание – это единственный вид спорта на прошедшей Олимпиаде, который не жаловался на недостаток зрителей.
Эти четыре фактора (погода, непопулярность зимних видов спорта, географическая удаленность и политика) серьезно помешали южнокорейскому празднику. Организаторы старались утроить великолепную встречу для всех желающих, но столкнулись лишь с будущими воспоминаниями о провале Игр. Для корейцев же чувство собственного достоинства значит выше, чем экономические выгоды, а, значит, что вопросов про Олимпиаду внутри страны будет много. Игры, которые должны были заново открыть миру Корею, не справились со своей задачей и лишь увеличили число недовольных корейцев. Корейская Олимпиада останется в памяти как пример того, как не надо делать. Теперь же мало кто захочет принять у себя Игры в будущем.
Как Олимпиада убивает малый бизнес в Южной Корее
Эрдоган хочет затащить зимнюю Олимпиаду в Турцию. Получится?