erid:
Бывший тренер сборной России и главный методист «Академии хоккея «Ак Барс» Игорь Захаркин в феврале возглавил центр развития игроков альметьевского «Нефтяника», в состав которого также вошли чемпион мира Даниил Марков и Кирилл Кореньков. О новом для себя вызове, уровне игроков КХЛ и проблемах российского хоккея специалист рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
«НАША АКАДЕМИЯ УЛОВИЛА ТРЕНД»
– Игорь Владимирович, пару месяцев назад вы рассказывали, что у вас есть несколько предложений от хоккейных клубов. Судя по всему, вы расставили приоритеты в пользу «Академии хоккея «Ак Барс»?
– Да, просто те методические и теоретические вопросы, которые мы обсуждали, имеют логическое продолжение. Продолжение – это центр подготовки хоккеистов, который недавно появился в Альметьевске. Видеть проблемы в подготовленности наших хоккеистов, говорить о них – это одно, но вот попытаться устранить их в результате практической работы на льду и в тренажерном зале, научить ребят индивидуальным и групповым тактическим действиям, пониманию командных тактических схем, – это актуально в современном хоккее. Поэтому в данный момент я с большим удовольствием выполняю эту работу совместно с коллегами.
– Как она продвигается?
– Очень хорошо. Вы знаете, что академия включает в себя три школы – «Ак Барс», «Нефтяник» и «Динамо», сейчас мы как раз в Альметьевске. С моей точки зрения, здесь очень интересная школа, в ней много потенциально талантливых мальчишек, которым тренеры не всегда успевают подсказывать какие-то частности и нюансы технической или тактической подготовки. Этим и занимается в Альметьевске наша тренерская команда: мы просмотрели ребят, проанализировали и создали две группы. Одна группа из ребят 2000 и 2001 годов рождения, вторая – 2002 и 2003-го. Основная идея в том, чтобы подготовить парней к игре на современном уровне и облегчить им переход во взрослый хоккей.
– Переезд в Альметьевск был запланирован уже давно или предложение стало неожиданностью?
– Не стало. Между собой мы это уже давно обговорили. Вершиной нашей академии должна быть практическая работа. На мой взгляд, правильно, что мы решили создать подобную группу специалистов, куда входят тренеры по вратарям, защитникам и нападающим, а также скауты, которые на протяжении всего сезона будут отслеживать потенциально сильных ребят. У командного тренера ведь не всегда есть время подсказывать каждому игроку. На такой случай есть наша группа, я бы назвал её группой развития хоккеистов. Сейчас мы начали с Альметьевска, потом поедем дальше – в Казань. Вообще, я вижу такой подход, совершенствование индивидуальной технической и тактической подготовленности молодых хоккеистов, актуальным для всего нашего хоккея, а не только для Татарстана.
– Объясните почему?
– Потому что мы видим, что снижается качество игроков в командах КХЛ. В их игре много технического брака, проявляется неумение вести игру на высоких скоростях, я даже не говорю о вариативности тактической подготовки. Мы видим, что в командах идёт омоложение, но качество игроков, на мой взгляд, не всегда соответствует уровню профессиональной лиги. Нужно сказать, что подобные центры развития также создаются в Европе, они есть в командах НХЛ – наша академия просто уловила тренд. Я рад, что мы соответствуем международному направлению в развитии хоккея.
– Сколько потребуется времени, чтобы ваша группа начала приносить результат?
– Здесь нет однозначного ответа, потому что каждый хоккеист обладает индивидуальными способностями. Мы много общаемся с ребятами – кто-то схватывает моментально и начинает это практиковать, другим нужно чуть больше времени. На мой взгляд, если у ребят будет правильная, спортивная мотивация, то они достаточно быстро проявят себя. Ещё нужно понимать, что во время такой работы все мы – и специалисты, и тренеры, и руководство школы должны быть в одной упряжке. У нас должна быть единая философия понимания хоккея и общие требования к методике подготовки ребят.
«ОЧЕНЬ ПРОСТО СИДЕТЬ НА ДИВАНЕ И ОБСУЖДАТЬ ПРОБЛЕМЫ»
– Какие у вас впечатления о школе и команде в Альметьевске?
– Очень хорошие. Школа тут блестящая, в отличие от многих ДЮСШ тут готовят хоккеистов-игровиков. Ребята выходят с хорошей техникой катания и пониманием игры. Это главное, потому что все остальные проблемы, например, техника бросков, аритмия в движения на площадке, отдельные технические и тактические нюансы требуют постоянной тренировки. И еще очень важно, что в Альметьевске тренеры заинтересованы в своей работе, обучают вдумчиво, методично. Мы много общаемся с тренерами, проводим собрания, методические занятия, делимся с ними опытом, ведь дискуссия тоже очень важна. Зачастую тренеры всё время погружены в свой тренировочный процесс и не успевают посмотреть на работу со стороны.
– В вашей группе появился Даниил Марков. Как удалось пригласить его?
– У меня в группе есть тренер вратарей Кирилл Кореньков – отличный специалист и методист, у которого в Санкт-Петербурге есть своя школа вратарей. Он очень профессионально отработал со мной в Польше и Уфе. Маркова я знал как блестящего игрока. Считаю, его опыт и высокий статус в хоккее – это то, что необходимо ребятам. Он с большим желанием делится с мальчишками своим богатым хоккейным опытом, приносит огромную пользу во время наших практических занятий, отвечает за тренировки защитников, видит те нюансы, на которые другие тренеры просто не обращают внимания. Рад, что Даниил принял приглашение и приехал. К сожалению, не смог приехать Николай Борщевский, но в целом у нас боеспособный коллектив, который может решать поставленные задачи.
– Марков быстро откликнулся на ваше предложение?
– Понимаете, у нас ведь как: люди, которые уже не играют в хоккей, часто выступают в средствах массовой информации в качестве экспертов. Говорят о проблемах в российском хоккее, но только разговорами не помочь. Я очень рад, что Даниил вместо теоретических рассуждений приехал в Альметьевск и теперь помогает мальчишкам стать настоящими хоккеистами, много общается с ними в раздевалке, и работая на льду. Думаю, он станет отличным тренером.
– А у вас-то откуда мотивация заниматься этим?
– Мне просто это нравится, это моя жизнь. Очень легко сидеть на диване, обсуждать наши проблемы, осуждать работу коллег. Только это никак не помогает развитию хоккея, тренерам, хоккеистам. Ну, прислушиваются они краем уха, но глубины в этом нет никакой. Я это называю «разговоры по поводу», а вот практическая, ежедневная работа – это уже по существу помогает развитию хоккея. Если я вижу недостатки в нашем хоккее, мне хочется не просто говорить об них, но и как-то помочь. Я понимаю, что это совсем крошечный участок работы, но в Татарстане сейчас создается модель развития хоккея, которая, возможно, будет востребована во всей России.
– Результаты работы центра не появятся в ближайшие несколько месяцев, на это нужно много лет...
– А цели дать быстрый результат и нет. Очень важно, чтобы при помощи академии была правильно выстроена структура хоккея в республике. Много ведь вопросов, связанных с пропагандой и популяризацией хоккея. Мы заявляем, что хоккей – спорт номер один в стране, но лозунгами говорить просто. Нужно делать так, чтобы хоккей действительно был частью культуры, над этим мы сейчас и трудимся в Татарстане.
«ВХЛ – НЕ ТА ЛИГА, НА КОТОРОЙ ДОЛЖНЫ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ МОЛОДЫЕ ИГРОКИ»
– Практическая работа, в том числе и центра по развитию игроков, ляжет в методички академии?
– Безусловно. Уже в мае у нас пройдёт масштабная хоккейная конференция – мы попробуем рассказать о проблемах подготовки хоккеистов разных возрастов, объяснить, как мы пытались устранить эти недостатки, используя работу в Альметьевске.
– Когда будут готовы методички старших возрастов?
– Мы сейчас написали методички для детишек пяти-шести лет, в течение этого года мы планируем выпустить материал для ребят постарше.
– Вообще принято считать, что в ВХЛ играют по принципу «бей-беги», игроки в этой лиге в основном второсортные, не пробившиеся в КХЛ. Насколько вы с этим согласны?
– На мой взгляд, ВХЛ – это ступенька, по которой можно попасть в КХЛ. Там должны играть молодые ребята, которые хотят подняться по этой лестнице, готовы впитывать в себя информацию и применять её на практике, тренироваться и готовить себя к профессиональному хоккею. Должна быть внутренняя мотивация: нужно жить хоккеем. ВХЛ – не та лига, на которой должны останавливаться молодые ребята. Считаю неверным утверждение, что это лига неудачников. Здесь нужно стремиться подняться к высотам хоккея. А если вы говорите про тактику, то в Альметьевске стараются играть в динамичный, интересный хоккей. Но, к сожалению, многие другие клубы действительно упрощают свой хоккей и играют однообразно. Все однотипно, и меня это огорчает.
– Почему так происходит, на ваш взгляд?
– Проблема в недостаточной обученности игроков в техническом и тактическом компонентах. Вопрос и к тренерам, которые перед собой должны ставить более сложные задачи, а не упрощать хоккей, нужно развиваться самим и развивать хоккеистов. Конечно, легко сослаться на то, что игроки плохо подготовлены. Но нужно и себя спросить: «А что сделал я для того, чтобы эти игроки развивались?».