комментарии 11 в закладки

Алексей Остапенко: «С Олимпиады привёз медаль и две травмы»

erid:

Бронзовый призёр Олимпиады-2008, блокирующий «Динамо» Алексей Остапенко в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал о порядочных итальянцах, бесплатном сезоне в «Губернии», чрезмерных нагрузках Юрия Маричева и многом другом.

Алексей Остапенко / Фото: Александр Лукин, lokovolley.ru


«КОЛЧИН СНЯЛ НАПРЯЖЕНИЕ»

– Алексей, вы верите, что «Динамо» может выйти в плей-офф Лиги чемпионов?

– И у меня, и у всей команды одинаковый настрой: пока есть хотя бы мизерные шансы, надо бороться. «Локомотив» – сильный соперник и крайне мотивированный после двух подряд поражений, но мы постараемся выиграть и взять три очка. В этой ситуации надо сделать всё, что от нас зависит. А затем уже надеяться, что «Скра» обыграет «Шомон». Тогда мы можем стать одной из трех команд, которые пройдут дальше с третьих мест.

– Как получалось, что сейчас надо надеяться на соперников?

– Неудачно начали сезон. В чемпионате России дистанция длиннее и мы сумели исправить ситуацию. В Лиге чемпионов цена поражений оказалась гораздо выше. Во Франции вели 2:0, но упустили победу, «Скре» проиграли дома 2:3. Поэтому оказались в таком положении.

– Почему команда так плохо выглядела при Юрии Маричеве?

– В команде была негативная атмосфера. Все были перегружены и психологически, и физически. Мы начинали работать в 8:30 утра и тренировались по шесть часов в день с редкими выходными – все были вымотаны.

– Чисто по-человечески вас можно понять, но разве профессиональные игроки не должны тренироваться так, как считает нужным тренер?

– На мой взгляд, профессионал – это тот человек, который выходит и показывает результат, а не просто тренируется с утра до ночи. Мы так делали и шли на 12-м месте в чемпионате. У нас просто не оставалось сил и энергии на игры, мы на них выходили никакими. Это были чрезмерные нагрузки.

– Что изменилось с приходом Бориса Колчина?

– Прежде всего, он снял напряжение, которое висело в коллективе. Мы усердно тренировались, но в то же время появились моменты, когда мы могли морально отдохнуть. Футбол или хоккей на тренировке, да любая смена деятельности помогают разрядить атмосферу, сделать ее более позитивной. Мне кажется, перемены положительно сказались на нас. Сейчас наша игра стала более командной.

Алексей Остапенко / Фото: Александр Лукин, lokovolley.ru


«ДО СИХ ПОР ПОЛУЧАЮ ДОЛГИ ОТ «ПЬЯЧЕНЦЫ»

– Почему у Кевина ле Ру не получилось в «Динамо»?

– Наверное, всё дело в характере. Он сам по себе немного меланхоличный, после приезда в чужую страну у него была депрессия. Плюс тренировки в России все-таки тяжелые. У них в Европе режим работы более щадящий. Я и сам это ощутил, и Юра Бережко после «Модены» рассказывал. Плюс у Ле Ру были определенные проблемы со спиной. В общем, он нам особо не помогал, поэтому уехал.

– В сезоне 2014/15 вы играли с Ле Ру в итальянской «Пьяченце», и тогда он также покинул команду по ходу сезона. Любопытное совпадение...

– Там были серьезные финансовые проблемы. Главный спонсор «Пьяченцы» объявил себя банкротом и команда осталась практически без денег. Руководство собрало игроков и сказало, что если у кого-то есть другие варианты, без проблем отпустят. Ле Ру в октябре уехал в Корею, Валерио Вермильо после нового года – в Иран.

– Отъезду Вермильо расстроились?

– Да, потому что больше всего общался именно с ним. Он мне очень помогал в первые месяцы – самые сложные для новичка-иностранца.

– Сезон в Италии был хорошим опытом?

– Однозначно. Интересно было посмотреть на итальянский волейбол изнутри. На самом деле там не всё так гладко, как кажется. Не все тренеры грандиозные и не все команды классные, бывает, что и там игроков обманывают. Но что касается арен и болельщиков, там всё в отлично. Всё очень ярко и красочно преподносится.

– Правда, что в свое время вы уехали в Италию на понижение зарплаты?

– Да, так и было. Отчасти это было вынужденное решение. В «Губернии» говорили: «Ты нам нужен, мы тебя оставляем», а в последний момент подставили – взяли другого центра, просто поставив перед фактом. А это уже было время начала сборов, когда все команды укомплектованы. Были варианты по российскому чемпионату, но я решил, что лучше съездить в Италию. Был выбор между «Моденой» и «Пьяченцей». Понимая, что денег из Нижнего Новгорода я в ближайшее время не увижу, выбирал по сумме контракта. В итоге денег не было ни от «Губернии», ни от «Пьяченцы». Кстати, итальянцы оказались куда более порядочными: до сих отдают долги, пусть и маленькими частями. Раз в полгода приходит эсэмэска о пополнении счета.

– Что с долгами «Губернии»?

– Следственный комитет в 2016 году заводил уголовное дело, но, насколько я знаю, за неимением доказательств и улик, его закрыли. Как всегда, спустили всё на тормозах. Деньги поступали на счета клуба и бесследно исчезли. Классическая ситуация. Нам сразу говорили – ничего не ждите, ничего не будет. Получатся, сезон 2013/14 в «Губернии» я отыграл бесплатно.

Остапенко в составе «Пьяченцы» / Фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com


«ПРОПУСТИЛ ЗОЛОТЫЕ ГОДЫ СВОЕЙ КАРЬЕРЫ»

– Вы из-за травмы практически полностью пропустили сезоны 2008/09, 2009/10, 2010/11…

– О, это были очень трудные времена. Думаю, я пропустил золотые годы своей карьеры, потому что тогда считался одним из самых перспективных в мире в своем амплуа. Очень обидно. Но ничего нельзя было поделать – у меня была трещина в большеберцовой кости. Только операция и длительное восстановление, иначе от нагрузок она просто могла сломаться пополам.

– Из-за чего это произошло?

– Стрессовые переломы бывают из-за большой прыжковой нагрузки. Я всегда работал с большим рвением – не пропускал ни основных, ни дополнительных тренировок. На многое закрывал глаза, под танк мог прыгнуть, если скажут. Возможно, где-то стоило отжиматься, нормировать нагрузку.

– Вы поехали на Олимпиаду-2008 уже с травмой?

– С такой травмой меня бы никто не взял. Во время сборов у меня диагностировали лишь воспаление. Снимки ничего страшного не показывали. В какой-то момент я настолько привык к боли, что перестал ее чувствовать. Тренировался, потом обкладывал голень льдом. Терпел, потому что очень хотел сыграть в Пекине. Уже на Олимпиаде на одной из тренировок подвернул голеностоп, порвал связку. Заодно сделали МРТ голени и уже тогда увидели трещину. С Олимпиады привёз не только медаль, но и две травмы. Два с половиной года были потеряны. Нужно было ждать пока всё зарастёт.

– Как психологически справились с этой ситуацией?

– Родители и друзья помогли. Было тяжело, но я не отчаивался, Но у мена тогда не было мысли, что это конец. Мыслей закончить карьеру не было – я хотел вернуться и снова заиграть. Мне повезло с друзьями, они всегда укрепляли мой настрой и помогали, как могли. Серега Гранкин поддерживал, плюс мои друзья из Ярославля – братья Эдик с Гришей. Помню, я продал машину, чтобы доделать в квартире ремонт. Так Юра Бережко при отъезде в Италию просто оставил мне свою машину с документами, чтобы мне было комфортно.

Остапенко (№13) на Олимпиаде-2008 / Фото: fivb.org


«БЛАГОДАРЕН «ДИНАМО», ЧТО ДАЛИ ШАНС»

– Вы выигрывали конкурс на самую сильную подачу на Матче звёзд-2005, а Валерий Алферов в 2007 году говорил, что Остапенко «едва ли не единственный блокирующий в мировом волейболе, обладающий мощной и, что особенно важно, стабильной подачей». Травмы ее ослабили?

– Конечно, подача сейчас не такая сильная, как была раньше. Тогда я был совершенно в другом тонусе. После травм мышечная память, конечно, остаётся, но перебороть себя всё равно сложно – о травмах тоже трудно забыть.

– Сезон 2015/16 вы пропустили уже из-за травмы колена. Второй раз возвращаться было сложнее?

– Однозначно. Прежде всего, психологически. Да и физические данные с возрастом не улучшаются.

– Наверное, за все эти годы вы значительно продвинулись в анатомии?

– Не то слово! Прошел множество институтов и медицинских центров, общался со многими профессорами. Больше не хочу.

– Вы ведь после Италии должны были играть в «Локомотиве»?

– Да, но когда стало известно, что предстоит операция и длительное восстановление, Новосибирск решил не подписывать контракт. Я благодарен руководству «Динамо» за то, что клуб в этот момент принял своего блудного сына обратно, помог мне восстановиться. Они дали мне шанс. Сейчас стараюсь своей игрой приносить «Динамо» максимум пользы.

– Некоторые считают, что вы проводите лучший сезон в карьере. Согласны?

– Сложно сказать. Возможно, всё из-за того, что я пропадал из поля зрения, про меня все забыли и вот я снова появился. На самом деле яркие сезоны у меня были в том же «Динамо». Например, сезон 2007/08, когда мы выиграли чемпионат.  В «Губернии» сезон 2013/14, когда мы едва не выиграли Кубок ЕКВ. В этом сезоне своей игрой доволен и постараюсь помочь команде проявить себя в весенней части сезона.

– Будущее связываете с «Динамо»?

– Если предложат остаться, с большой радостью скажу «да».

«ГРАНКИН МНЕ КАК БРАТ»

– По Сергею Гранкину скучаете?

– Конечно! Сергей мне как брат. Когда я в 13 лет приехал в Ярославль, нас поселили в одну комнату. Затем вместе перешли в главную команду и снова жили вместе в двухкомнатной квартире. Плюс молодежные сборные – везде вместе. Большую часть карьеры мы провели вместе. Но по Сереге скучаю не только как по близкому другу, но и как по талантливому связующему.

– Расскажите о вашем самом весёлом приключении...

– Все истории, как правило происходили после завершения каких-то крупных турниров.

– Когда можно пуститься во все тяжкие?

– Ну, не во все, конечно (смеётся). Но один-два дня, чтобы расслабиться, обычно давали. Но, думаю, все эти истории – не для печати.

Остапенко (слева) и Сергей Гранкин / Фото: vcdynamo.ru


– Сейчас тема сборной уже не актуальна?

– У нас сейчас достаточно молодых и перспективных блокирующих, которых можно загружать. Думаю, меня тянуть в сборную уже нет смысла. Мне полезнее будет посвятить межсезонье восстановлению и подготовке к следующему клубному сезону.

– Как обычно проводите лето?

– Сначала стараюсь выбраться на море дней на десять. Потом уезжаю к родителям в Саратов и езжу по области по родственникам. По большому счету, я их вижу раз в год, поэтому ценю это время. Есть всего месяц-полтора насладиться их обществом. У меня дядя - фермер, катаюсь с ним по полям, ходим на рыбалку.

– Судя по фотографиям, последний отпуск вы проводили в Турции в холостяцкой компании...

– Да, отдыхали с Никитой Алексеевым и Сашей Волковым. Над нами все шутили, что мы втроем оказались в отеле «Адам и Ева» (смеётся).

– Вы в свое время были два года женаты на пловчихе Станиславе Комаровой. Сейчас подходите к этому вопросу более серьёзно?

– Да, тогда был молодой, горячий, эмоции били через край. Сейчас сто раз подумаю, прежде чем принять решение жениться. В данный момент в свободном плавании (улыбается).

– Прозвище Слон еще актуально?

– Круг моих старых товарищей по «Динамо» помнит те времена, когда появилось это прозвище. Поэтому Круглов, Брагин, Ермаков или Бережко нет-нет да и вспомнят. Хотя сейчас я уже совершенно другой Леша Остапенко, не тот, что был десять лет назад. Характер изменился, жизнь потрепала (улыбается). Сейчас уже не такой спокойный, как слон.

ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Алексей ОСТАПЕНКО
Амплуа: блокирующий
Дата рождения: 26 мая 1986 года
Место рождения: Саратов
Карьера: «Нефтяник» (Ярославль) – 2002 - 2005; «Луч» (Москва) – 2005/06; «Динамо» (Москва) – 2006 - 2012; «Губерния» (Нижний Новгород) – 2012 - 2014; «Пьяченца» (Италия) – 2014/15. С 2016 года – в «Динамо».
Достижения в сборных: бронзовый призёр Олимпийских игр (2008), серебряный призёр чемпионата Европы (2007), серебряный призёр Кубка мира (2007), серебряный (2007) и бронзовый (2008) призёр Мировой лиги, чемпион Европы (2004) и мира (2005) среди молодежи.
Достижения в клубах: чемпион России (2008), серебряный (2007, 2011, 2012, 2017) и бронзовый (2010) призёр чемпионатов России, бронзовый призёр Лиги чемпионов (2007), победитель Кубка России (2006).

Алмаз Хаиров
Оценка текста
+
1
-