erid:
Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает о бывшем нападающем «Тампы», «Филадельфии», «Лос-Анджелеса» и «Ак Барса» Венсане Лекавалье, чей номер вчера был выведен «Тампой» из обращения.
«Я БЫЛ ХУДЫМ ПАРНЕМ СО СЛОЖНЫМ ФРАНЦУЗСКИМ ИМЕНЕМ»
Он кладёт руку на плечо младшей дочери Эмилии, она улыбается и гладит его по руке – папа с трудом сдерживает слёзы, застывшие в его глазах. Под своды арены, на которой он играл, поднимают свитер с его фамилией и номером 4 – больше в «Тампе» под ним никто никогда не сыграет. «Мне всегда кажется, что я был задрафтован «Лайтнинг» только вчера. Я был таким высоким, худым парнем со сложным французским именем, которое мало кто мог произнести. В тот день «Тампа» стала моей командой, но куда важнее, что Тампа стала моим домом. Я был молод, как и клуб. Я рос вместе с командой и видел, как город сплачивается вокруг неё», – для Венсана Лекавалье это не пустые слова. Он отыграл в клубе 15 лет (1998 – 2013), а после ухода из «Тампы» скорее мучался, чем играл в хоккей – для него существовал только один клуб.
История «Тампы» не слишком богата – команда была создана в 1992 году. Но у клуба уже есть легенды, номера которых выводят из обращения: в 2004-м команда добилась невероятного успеха, выиграв Кубок Стэнли. В прошлом году был поднят свитер Мартена Сен-Луи и многие были возмущены этим: Мартен не очень хорошо расстался с клубом, а Лекавалье всегда был лоялен к «Тампе», при этом нельзя сказать, что Сен-Луи сделал для клуба больше. Ветераны той легендарной «Тампы», которая выиграла для клуба тот единственный Кубок, часто собираются в городе вместе, чтобы поиграть – приезжают Дмитрий Афанасенков, Руслан Федотенко и другие, но Сен-Луи там нет.
Особенная любовь болельщиков «Тампы» к Лекавалье объясняется не только его великолепной игрой за клуб – Венсан в своё время полностью профинансировал создание детского центра онкологии и заболеваний крови в небольшом городе Санкт-Петербург (нет, он есть не только в России) недалеко от Тампы. Хоккеист пожертвовал три миллиона долларов, но это не было разовой акцией: Лекавалье регулярно приезжал в госпиталь и проводил время с детьми, и в то же время помогал отделению финансово. Венсан сделал так, чтобы семьи больных детей могли оставаться с ним на ночь, а в палатах было всё необходимое. «Он хотел, чтобы дети имели наилучший уход в семейной обстановке», – говорила исполнительный директор фонда Лекавалье.
Хоккеисту брил голову 10-летний мальчик, больной лейкемией, а с дочкой местного журналиста, больной раком, он ходил на благотворительный показ мод. Он сидел у постели умирающей девочки с её родителями. У Лекавалье есть своя семья, жена с тремя детьми, но в этой больнице, в «крыле Винни», у него появилась другая.
В речи перед поднятием джерси Винни было важно поблагодарить всех – поэтому его речь затянулась практически на 20 минут. И руководителей организации, и родителей, и жену с детьми, и тренеров, и партнёров по команде. Лекавалье не упустил случая подколоть «малыша» Сен-Луи: «Знаю, что твой джерси был меньше моего, но теперь нет причины беспокоиться». В этом сезоне у «Тампы» появилась связка, которая может стать такой же легендарной: Стивен Стэмкос и Никита Кучеров разрывают соперников так же, как это делали Лекавалье и Сен-Луи.
«ПРОТИВ НЕГО СЛОЖНЕЕ ЗАЩИЩАТЬСЯ, ЧЕМ ПРОТИВ КРОСБИ»
Когда Лекавалье выбирали под первым номером драфта-1998, «Тампа» была дном – даже несмотря на то, что клуб получил лучшего юниора мира, никто не думал, что «молнии» скоро оттолкнутся от дна. Но именно 27 июня 1998-го «Тампа» начала свой путь от нерадивого новичка к организации, которая претендует на многое. Сезон 1998/99 был максимально провальным: лучшим бомбардиром команды с 43 очками стал силовик Дарси Такер, а это означало, что забивать в команде просто некому, ведь «молнии» забрасывали чуть больше двух шайб за матч. Обмен за обменом, драфт за драфтом – менеджеры «Тампы» делали больше верных решений, чем ошибочных и постепенно создали команду, которая была готова биться за Кубок Стэнли.
Лекавалье отдавал шикарные передачи, забивал важные голы, но он запомнился не этим – в третьем матче серии он подрался с Джеромом Игинлой. Винни проиграл, но бился яростно. Эта драка точно завела команду, которая после той игры проигрывала со счётом 1 - 2 в серии. Лекавалье дрался 29 раз за свою карьеру в НХЛ, но ни одна из них не была такой запоминающейся. В финальной серии Винни был не так заметен в атаке, но он стал тем, кто ложится под шайбы и выходит отбиться в самые важные моменты – например, в седьмом матче финальной серии. И именно Лекавалье выдал пас на победный гол Федотенко, показав перед этим невероятную технику.
Брэд Ричардс, Сен-Луи, сам Лекавалье – эти парни были в оптимальном возрасте, чтобы стать командой-династией, но всё изменил локаут. Лекавалье с Ричардсом съездили в «Ак Барс», где стали главными халтурщиками провалившейся команды. Винни же запомнился прежде всего дикой историей с туалетом в Нижнекамске, где ему пришлось подтираться долларами. Ещё он отравился яичницей, забивал броском со своей зоны и удивлялся халатности клубов: «Когда играл в России, мы постоянно обсуждали самолёты. Они были очень старыми. На таком уровне надо быть полностью уверенными в безопасности перевозчика. Надеюсь, что они этим действительно занимаются». А после такого приключения вернулся и заиграл лучше, чем раньше.
«Против Лекавалье сложнее защищаться, чем против Кросби», – под этим высказыванием Павла Кубины могли бы подписаться многие. На недавнем Матче звёзд, который прошёл в Тампе, Стэмкоса назвали мистером «Тампа-Бэй». Первым такого звания удостоился Лекавалье, и пока именно он – главная звезда в истории клуба. В «Тампе» он становился лучшим снайпером сезона, четырежды попадал на Матч звёзд и выиграл «Кинг Клэнси Трофи» – приз, который вручается за активное участие в общественной жизни и поведение вне льда. Все, кто знают Винни, говорят, что этот индивидуальный приз стал самым ценным для него.
«ОН ОЧЕНЬ ПРИЗЕМЛЁННЫЙ ПАРЕНЬ»
Сейчас Лекавалье работает детским тренером – под его руководством занимаются семилетние мальчишки из команды «Брэндон Буллс». Как-то Винни решил устроить детям сюрприз, притащив на тренировку Кубок Стэнли. «Это одно из преимуществ того, что вашего ребёнка тренирует обладатель Кубка. Это как будто вы выиграли в лотерею тренеров», – смеётся нынешний главный тренер «Тампы» Джон Купер. Ему повезло, ведь его сын играет у Лекавалье. Так же, как и сыновья игроков «Тампы» Дэна Жирарди и Петера Будая, да и сын самого Лекавалье Габриэль. «Первые полгода я даже не подозревала, что он какой-то известный парень. Он очень приземлённый, обычный парень» – говорит про Венсана мать одного из его подопечных.
Похоже, что Винни готов к тому, чтобы образовать династию Лекавалье, ведь его самого в детстве тренировал отец. Айвон не был профессиональным хоккеистом, как и его старший сын Фил, но с младшим всё получилось. «Я думаю, что у всех отцов есть эта мечта в подсознании, даже в тот момент, когда видишь, что у него что-то не получается, что у него недостаточно таланта. Вы просто продолжаете верить», – признавался Лекавалье-старший. «Я научился всему от него. Помню, что когда я был молодым, смеялся, потому что отец давал одни и те же упражнения. Но сейчас я сам так делаю, ведь дети должны понимать», – вспоминает Венсан. Всегда рассудительный и внимательный, пусть и немного более закрытый, чем, например, Сен-Луи – сдержанный Лекавалье идеально подходит для того .чтобы терпеливо обучать детей.
Чтобы понять, насколько хорош был Лекавалье, вам нужно просто посмотреть подборку 10 самых ярких голов, которые он сделал. Именно так – не забил, а сделал. Ведь он мог не забрасывать шайбу в ворота сам, когда выходит один на один, а красиво убрать вратаря и сделать пас накатившему на ворота партнёру.
Забавно, что Лекавалье будет получать деньги от «Тампы» ещё девять лет – в 2013-м году клуб расторг с ним 11-летний контракт, который был заключен лишь за пять лет до этого. Венсан не хотел уходить, но Стив Айзерман был настроен решительно – он начинал строить новую «Тампу», в которой не было места старине Винни. Но Лекавалье продолжали любить – когда он забил на «Амали-Арене» в составе «Филадельфии», все аплодировали стоя.
Да, Винни не стал такой легендой хоккея, как, например, Кросби, но для болельщиков «молний» он намного круче. Он – мистер «Тампа-Бэй».