комментарии 2 в закладки

Как смотреть фигурное катание, если я в нем ничего не понимаю

erid:

В Пхёнчхане уже стартовали соревнования по фигурному катанию, в которых Россия получит, возможно, единственные золотые медали. Алексей Авдохин со Sports.ru считает, что Олимпиада – лучшее время, чтобы научиться отличать аксель от тулупа.

Евгения Тарасова и Владимир Морозов / Фото: Harry How, gettyimages.com


РАЗВЕ ЭТО СПОРТ?

Начнём с самого важного вопроса, без ответа на который следить за фигурным катанием бессмысленно.

Если на первом месте для вас тонкая пластика тела, воплощение музыки на льду, дизайнерские костюмы, хореография, красота и гармония – просто наслаждайтесь. Находите фигуристов, которые точнее отражают ваше понимание прекрасного и смотрите – с трибуны (это, конечно, более аутентично) или по телевизору. Вы счастливый зритель!

Если для вас важнее противостояние характеров и мышц, преодоление, арифметика программ и элементов, нервы, стресс и битва за медали, вам тоже сюда. В фигурном катании, порой, этого не меньше, чем в футболе или биатлоне.

Ну и, пожалуй, пара азбучных вещей для тех, кто совсем не в теме.

Фигурное катание – не «Ледниковый период» и не «Звезды на льду». Здесь не ставят оценки за любовь, не спасают смс-голосованием и не оперируют понятиями молодец/большой молодец.

Это соревнование с чёткой и прописанной в деталях структурой, требованиями, правилами и запретами. Каждая дисциплина (их четыре – мужчины, женщины, спортивные пары и танцевальные дуэты) состоит из двух программ – короткой и произвольной.

Фигуристов оценивают девять арбитров, над ними есть главный судья, технический контролер и два технических специалиста. Их общая задача – оценить каждую программу в баллах.

Ну и самое очевидное – побеждает набравший наибольшую сумму за две программы.

Ну а теперь к нюансам.

Алина Загитова / Фото: Takashi Aoyama, gettyimages.com


КАК ОТЛИЧИТЬ ОДИН ПРЫЖОК ОТ ДРУГОГО? ИХ ТАК МНОГО!

Не заморачивайтесь – это не пригодится.

Да, прыжки (существует их шесть разновидностей) визитная карточка фигурного катания, но распознать их без специальной подготовки почти нереально. Визуально выделяется только самый сложный – аксель, единственный из прыжков, который фигуристы выполняют, катясь вперед. Заход на остальные происходит в движении назад.

Формально эти прыжки делятся на две группы: реберные (аксель, риттбергер, сальхов) и зубцовые (лутц, тулуп, флип). Названия говорят за себя – в первом случае отталкивание от льда происходит с ребра конька, во втором – при помощи зубцов в передней части конька. А уже внутри групп они отличаются заходами – с левой или правой ноги, с внешнего или внутреннего ребра конька.

Каждый прыжок имеет свою базовую стоимость. Самый дорогой после акселя – лутц (за тройной дают 6 баллов, за четверной 13,6), меньше всего весит тулуп (4,3 и 10,3). Как видите, разница увеличивается с количеством оборотов – 1,7 балла за тройные, 3,3 балла за четверные.

Еще есть каскады – серия из двух или трех прыжков, выполняемых один за другим сразу после приземления. Их базовая стоимость складывается из баллов за каждый прыжок, входящий в каскад.

Всё, что нужно для понимания на первое время: в короткой программе всего три прыжковых элемента (каскад прыжков – о нем ниже – считается за один элемент) и нельзя делать одинаковые прыжки. В произвольной элементов восемь (у женщин семь) и можно повторяться – но не чаще двух раз и не больше двух одинаковых прыжков, причём второй непременно должен исполняться в каскаде.

Об этом за нас позаботились тренеры и постановщики программ – каждый прыжок на своем месте, а если вдруг что-то пошло не по сценарию, фигурист должен в уме просчитывать все возможные варианты.

Евгения Медведева / Фото: Tom Szczerbowski, gettyimages.com


ТОГДА ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О ПРЫЖКАХ?

Главная характеристика прыжка – количество оборотов. Их как раз легко считать даже интуитивно – тройной смотрится иначе, чем четверной, а двойной визуально отличается от тройного.

Если разница в базовой оценке двух разных четверных прыжков не так существенна (хотя порой от нее зависит многое), то разрыв между четверным и тройным прыжками одного типа достигает 7,6 балла (как в случае с лутцем), а между двойным и тройным – 5,2.

Чем больше в программе сложных прыжков, тем выше потенциальная оценка. В современном мужском катании все топ-фигуристы владеют несколькими четверными прыжками. В женском нормой для звезд стало умение прыгать все тройные прыжки кроме акселя.

Но это ещё не все. Если базовая стоимость прыжков неизменна, то для чего тогда за бортиком девять судей? Вот и первый тонкий момент в судействе фигурного катания.

Арбитры оценивают уровень исполнения каждого элемента (это называется Grade of Execution или GOE) оценкой в диапазоне от -3 до +3 баллов. После отсечения одной высшей и низшей оценки вычисляется средний GOE, умножается на коэффициент элемента и плюсуется (или отнимается, если он отрицательный) от базовой стоимости прыжка.

Здесь все просто – понравилось/не понравилось судье качество исполнения. Учитывается многое – заход на прыжок, отталкивание, пролёт, амплитуда, группировка, синхронность (для пар), приземление, выезд.

И последнее, что нужно знать о прыжках. За исполнение во второй половине программы (короткая у мужчин длится 2 минуты 50 секунд, произвольная – 4,5 минуты) его базовая стоимость автоматически увеличивается на десять процентов.

А ПАДЕНИЯ? ФИГУРИСТ НЕ УПАЛ, НО ПОЧЕМУ-ТО ПРОИГРАЛ

Частый случай – фигурист упал несколько раз, но оказался выше откатавшего чисто. Здесь всё по правилам.

На самом деле одно или два падения не так критичны – за них фигуриста наказывают одним баллом штрафа и максимальным снижением GOE. Но базовая стоимость прыжка от падения не меняется. Часто лучше не падать – за третье и четвертое падение в программе снимают уже два балла, за каждое следующее – три.

Немного занимательной арифметики.

Представьте, что фигурист упал на четверном лутце с базовой стоимостью 13,6 балла. Ему снизят GOE с максимальным коэффициентом минус 4 GOE и еще балл отнимут за факт падения. Итог – 8,6 (13,6-5) балла.

А вот другой фигурист, идеально (очень редкий случай) исполнивший тройной лутц стоимостью 6 баллов. Он с учетом максимального GOE за тройной прыжок получит меньше – 8,1 (6+2,1) балла.

На первый взгляд нелогично, но так международная федерация стимулирует фигуристов на сложные прыжки.

НО ОЦЕНИВАЮТСЯ ЖЕ НЕ ТОЛЬКО ПРЫЖКИ?

Конечно. В короткой программе одиночников 7 обязательных элементов, в произвольной – 13 (у девушек 12). Кроме прыжков, это три вращения, дорожка шагов и хореографическая дорожка в произвольной программе.

Здесь система ещё путанее. Технический специалист (это второй по значимости судья в бригаде) присваивает каждому непрыжковому элементу уровень – с первого по четвёртый. От этого будет зависеть его стоимость. Остальные судьи выполняют прежнюю работу – оценивают уровень исполнения GOE.

Для сравнения – вращение максимального четвертого уровня весит около трёх баллов – как двойной аксель или каскад из двух других двойных прыжков. Крутая дорожка шагов стоит немного больше – примерно четыре балла.

Это те самые цифры, которые появляются во время телетрансляции в углу экрана. Все технические элементы суммируются в одну – это итоговая оценка за элементы. Но не спешите выдыхать!

Евгения Медведева / Фото: Jamie Squire, gettyimages.com


АРТИСТИЗМ – ОТ НЕГО ЧТО-ТО ЗАВИСИТ?

О, и еще как!

В древней шестибалльной системе судейства, о которой уже мало кто помнит (её забраковали полтора десятка лет назад), итоговая оценка складывалась из двух половинок – за технику и за артистизм.

Все так и осталось, только вместо артистизма в ходу другой термин – общее впечатление. Оно возникает у судей из пяти компонентов – владение коньком, связующие элементы, красота исполнения, построение программы и передача музыки и образа. Каждый из них оценивается по десятибалльной шкале, выводятся средние значения и суммируются.

Понятия, как вы догадались, довольно абстрактные, которые не измерить линейкой или секундомером. Разумеется, судьи оперируют какими-то инструментами, но без вкусовых оттенков и банальных нравится/не нравится не обойтись.

Здесь часто спрятан и еще один ответ на вопрос, почему падавший фигурист набрал больше выступившего без падений. У топ-фигуристов вторая оценка всегда выше, благодаря этому у них есть фора в пару ошибок перед спортсменами без бэкграунда.

И еще деталь об оценке за общее впечатление – в произвольной программе у нее двойной коэффициент по сравнению с короткой.

И В ПАРАХ ВСЁ ТО ЖЕ САМОЕ?

Принципы те же, но есть и отличия.

Во-первых, новые элементы: выброс (девушка выполняет прыжок с помощью мужчины), подкрутка (мужчина выбрасывает женщину вверх, ловит и ставит на лед), поддержки (мужчина поднимает руками девушку выше плеч) и тодес (мужчина держит девушку за руку, вращаясь вокруг собственной оси).

Во-вторых, прыжковые программы здесь существенно легче. Пары не прыгают сложных тройных, ограничиваясь тулупом и сальховым – как правило из-за партнеров. В силу специфики – им нужно удерживать партнершу на вытянутых руках, они обладают приличной мышечной массой, но теряют в легкости и прыгучести.

В-третьих, отдельно ценится синхронность – крутая пара отличается идеальной точностью в движениях.

Майкл и Рейчел Персонс / Фото: Matthew Stockman, gettyimages.com


ЕСТЬ ЖЕ ЕЩЁ ТАНЦЫ. ПОЧЕМУ ТАМ СОВСЕМ НЕ ПРЫГАЮТ?

Танцы – отдельный мир фигурного катания. Здесь действительно нет прыжков, а главный навык – владение коньком. Танцевальный дуэт вы всегда отличите от спортивной пары – здесь место как высоким и статным партнершам, так и субтильным партнерам.

Дуэты исполняют два танца – короткий и произвольный. Для первого перед каждым сезоном международная федерация выбирает музыку и секцию стандартного танца. В произвольном у танцоров абсолютная свобода выбора – музыки, танца, ритма.

Тут свои обязательные элементы (тоже четырех уровней) – вращения, дорожки шагов, тризлы и поддержки, главное отличие которых от парных в том, что поднимать партнершу выше уровня плеч не обязательно.

Еще одно отличие танцев – разные коэффициенты компонентов в оценке за общее впечатление. Например, интерпретация музыки оценивается с коэффициентом 1 и в коротком, и в произвольном танце, а баллы за связующие элементы в коротком танце умножаются на 0,7, а в произвольном на 1,75.

Но не забивайте голову. Большие ошибки вы заметите сами – падение, потерю равновесия. Всё остальное судьи сделают за вас.

Алексей Авдохин / Sports.ru

Оценка текста
+
0
-