комментарии 0 в закладки

Как Америка влияет на МОК через телевидение

erid:

Около 10 млрд долларов – столько МОК получил за последние годы от американских телесетей.

Дональд Трамп / Фото: Rob Kim, gettyimages.com


NBC: ТОПОВЫЙ СПОРТ И АНТИРОССИЙСКАЯ ПРОПАГАНДА

Когда решение о нейтральном статусе спортсменов из России было на стадии слухов, президент РФ Владимир Путин уже заподозрил МОК в связях с США. «Олимпиада должна начаться в феврале, а выборы у нас когда президентские? – цитировал Путина «Интерфакс». – В марте. Очень большие подозрения, что это всё делается для того, чтобы создать необходимую для кого-то обстановку недовольства любителей спорта (...) В ответ на наше мнимое вмешательство в их выборы (США) хотят создать проблемы при выборах президента России».

Влияние американцев на олимпийский комитет не доказано, но ощутимо практически везде – взять того же Григория Родченкова. Бывшего главу московской антидопинговой лаборатории и нынешнего «палача» российского спорта, по словам Путина, «поймали и вытащили» именно в США. Но как именно Штаты могут воздействовать на МОК и олимпийское движение в целом? Самый очевидный ответ – через телеконтракты. По информации ISPO, МОК получил в период с 2013 по 2016 год по 100 млн евро (где-то 150 млн долларов) от таких спонсоров, как «Кока-Кола», «Макдоналдс», «Виза», «Бриджстоун», «Самсунг», «Панасоник» и «Омега». А от американской сети NBC Universal, как писал Variety, получил сразу 1,2 млрд долларов. Такова была стоимость прав на показ Олимпиады-2016.

NBC Universal был основан в 2004 году слиянием непосредственно сетей Universal и NBC, которой владела одна из крупнейших публичных компаний мира General Electric. В 2009 году кабельная сеть Comcast выкупила 51% акций, а у GE остались 49. Уже в 2013 году Comcast стал единоличным владельцем в NBC Universal, купив долю GE за 16,7 млрд долларов. Сейчас Comcast – вторая сеть в США по доле телезрителей и коммуникациям после AT&T. Кроме NBC, они владеют еще и студией Universal.

Олимпиаду показывает ведущий канал NBC Universal – NBC. Телеканал известен рядом прорывных телепроектов: там с 1975 года транслируется главное развлекательное шоу США Saturday Night Live (прообраз «Вечернего Урганта»), именно на NBC придумали шоу Voice («Голос»), а старшее поколение застало сериал «Рыцарь дорог», которое долгое время было самым популярным сериалом канала. В Америке у телеканала открытая левая репутация. Руководство постоянно поддерживало Хиллари Клинтон, а после инаугурации Дональда Трампа канал стал «разносить» его. Также на канале ведётся активная антироссийская пропаганда.

Сейчас, если пользоваться покерной терминологией, у руководства NBC на руках настоящий роял-флэш – она эксклюзивно транслирует финал Национальной футбольной лиги Супербоул и зимние Олимпийские игры. Поэтому владельцы сети рассчитывают на астрономическую прибыль в этом году – 1,5 млрд долларов. На главном спортивном событии зимы Comcast планирует заработать свыше 900 млн долларов.

При таком раскладе NBC получит в Пхёнчхане меньшую прибыль по сравнению с сочинской Олимпиадой. Тогда выручка канала составила 1,1 млрд долларов. При этом NBC потратил на право вещания всего лишь 775 млн. За счёт ночных трансляций канал увеличил ночные рейтинги в два раза, аудитория же в прайм-тайм была 23 млн зрителей, а открытие Олимпиады посмотрели 164 млн американцев – это рекордное количество за десять лет. За первые 11 дней проведения Олимпийских игр в Сочи NBC Universal заработала на продаже рекламы более 800 млн долларов. Рекордные же рейтинги собрал полуфинал хоккейного турнира между Канадой и США, став самой просматриваемой хоккейной игрой за всю историю канала.

Фото: Frederick M. Brown, gettyimages.com


АМЕРИКАНЦЫ ХОТЕЛИ ВИДЕТЬ КЛИШИНУ В РИО

В 2011 году NBC подписал соглашение с МОК на 4,38 млрд долларов ради эксклюзива до 2020 года. После успеха в Сочи, а также успешного показа Лондона, руководство моментально заключило новый контракт с олимпийским комитетом уже на 7,65 млрд. В этот «пакет» входят права на вещание Игр с 2022 по 2032 годы. Кроме того, с 2015 года Comcast платит МОК по 25 млн долларов ежегодно за информационную поддержку.

Интересно, что крупнейший держатель прав в Европе – это Discovery Communications, тоже американская сеть. Именно ей принадлежит «Евроспорт». За четыре Олимпиады с 2018 по 2024 год американцы заплатили 1,45 млрд долларов. Единственной крупной страной Евросоюза, где «Евроспорт» не может показывать Игры – это Германия. Там за 75 млн права на корейские соревнования купили ARD и ZDF. Напомним, ARD известен своими «разоблачительными» документальными фильмами о допинге в российском спорте. Как бы то ни было, свыше половины всех доходов МОК получает от американских телесетей.

В США многие сомневаются по поводу контрактов американских компаний с МОК. Во-первых, Лос-Анджелесу не доверили право принимать у себя Олимпиаду-2028. Во-вторых, демарш Национальной хоккейной лиги сильно понизил все экономические прогнозы. Из-за отсутствия сильнейших игроков NBC недосчитается существенных доходов от показа хоккейного турнира, а это одна из ведущих спонсорских составляющих – обычно суммарная длительность рекламных роликов превышает двадцать минут. По оценкам, NBC недополучит около 100 млн долларов. Даже велись слухи о том, что в отместку телеканал не будет показывать матчи НХЛ в феврале, но, судя по программе передач, сторонам удалось найти компромисс.

Много проблем, как ни странно, мог доставить допинговый скандал в России. Но каким-то странным способом вышло, что МОК отстранил от Олимпиады спортсменов из тех видов спорта, которые не показываются в США в прайм-тайм. Накануне спортивный абритражный суд (CAS) оправдал многих российских скелетонистов, конькобежцев и лыжников, но их уже вряд ли допустят до Игр-2018. Пройден дедлайн подачи заявок, а все квоты уже розданы.

В таких популярных в Америке дисциплинах, как сноуборд, фигурное катание, экстрим, напротив, отстранения носили единичный характер. Похожая ситуация уже была два года назад. По информации «Лайф.ру», руководство канала очень хотело видеть в Рио Дарью Клишину. Спортсменка давно тренируется и живёт в США, у неё есть контракт с Nike, и её медийность в Штатах гораздо выше, чем у других спортсменов из России, которые собирались в Рио. Так что на Клишину явно рассчитывали. В итоге она единственной из россиян-лёгкоатлетов получила допуск на Игры. Можно допустить, что NBC позаботилось о том, чтобы не понести серьёзных потерь на Олимпиаде-2018 из-за бана России. При этом на NBC России всё равно не будет. Канал не намерен упоминать нашу страну во время трансляций, а спортсмены будут именоваться либо просто «независимые атлеты», либо «независимые атлеты из России».

«Мужская сборная России по хоккею может стать главным украшением турнира. Её возглавляют два бывших игрока НХЛ – Илья Ковальчук и Павел Дацюк, для которых это будет уже пятая Олимпиада. Это российский/советский рекорд. Конечно, мы не будем называть эту команду Россией. Это команда олимпийских спортсменов из России, так как российский флаг запрещён из-за допинга. Все 25 хоккеистов представляют КХЛ, но некоторые из них раньше выступали в НХЛ и по уровню таланта могут играть в ней в будущем, если захотят. Как только 3 апреля НХЛ объявила, что не отправит своих игроков на Игры, Россия сразу же стала фаворитом олимпийского турнира в Пхёнчхане», – цитирует NBC «Чемпионат».

Такой же жёсткой риторики в последнее время придерживается президент МОК Томас Бах. Ранее, а если точнее до подписания нового соглашения с NBC, Бах был компромиссной фигурой. Временами даже пророссийской. Но c недавнего времени комитет радикально изменил свою позицию. Вся эта история косвенно намекает, что у NBC и их владельцев, открыто поддерживающих демократическую партию США, огромное влияние на МОК через заключенный во время правления Барака Обамы телевизионный контракт. Причем эта «поддержка» абсолютно легальна и в ней нет ни капли коррупции. Сейчас часто можно услышать, что спорт должен находиться вне политики. Но мало кто замечает, что спорт заодно с бизнесом и уже давно.

Виктор Майоров
Оценка текста
+
0
-