комментарии 21 в закладки

Почему футбол – самый гомосексуальный вид спорта

erid:

Текст, от которого у Виталия Милонова будет инфаркт. 

Фото: Laurence Griffiths / gettyimages.com


Спорт с его явной фиксацией на телесности и феноменом фанатизма, так или иначе, гомоэротичен по своей природе. В каких-то видах это проявляется в большей мере, в каких-то – в меньшей. Тот же хоккей всегда был запредельно маскулинным и закрытым – суровые игроки наряжены в несколько слоёв амуниции и никогда не церемонятся друг с другом на льду. Фигурное катание, наоборот, напрашивается на поиски гомоэротических предпосылок, однако на деле не имеет к гей-культуре прямого отношения. Катание и танцы на льду – прежде всего, наследники балета и классического искусства, сложного и самостоятельного явления, относящегося к гомоэротике довольно опосредованно. Другое дело футбол…

Если продолжать сравнивать с хоккеем, то гомосексуальность футбола становится всё более явной. Зарождаясь, как противовес регби, футбол был заметно более мягким и демократичным. С каждым годом уменьшалось количество жёстких единоборств и хулиганов на поле. Сейчас же процветает симуляция – понятие, имеющее легко читаемый сексуальный оттенок. Особенно, когда речь идёт о слабости, проявляемой мужчиной перед другими мужчинами.

Посмотрите хотя бы на ту же форму. Если с ростом скорости и обострением единоборств хоккеисты всё больше закрывались, то футболисты, наоборот, оголялись. По эволюции футбольных форм легко проследить, как открытых частей тела с годами становится всё больше. В последние десятилетия и вовсе торжествует тренд на обтягивающую форму. Не самый традиционный выбор для игры, в которую играют мужчины для развлечения мужчин.

Да, есть и женские команды. Они до сих пор с трудом признаются общественностью. Особенно, если речь идёт о жёстких и травматичных видах спорта, вроде того же хоккея или единоборств.

Гендерные стереотипы – одно из последствий гипертрофированной гетеросексуальности спорта. Вспомнить тот же скандал на чемпионате мира по водным видам спорта в Казани, когда впервые в истории к соревнования по синхронному плаванию были допущены смешанные пары с мужчинами. Решение раскритиковал Виталий Мутко, а звёзды спорта в один голос называли ситуацию «противоестественной». Чёткая градация на мужские и женские виды спорта – признак антигомосексуальной направленности спортивной субкультуры.

Противников женского футбола также немало и по сей день, когда у каждого уважающего себя клуба и сборной есть женская команда. Одна из причин – как раз ассоциации с гомоэротикой, которую такой ортодоксальный спорт, как футбол, не принимает до сих пор. Причём истории о лесбийских отношениях не берутся из воздуха, примеров хватает. Вот один из них:


Гомосексуалов предостаточно и в более привычном мужском футболе. Достаточно вспомнить того же Джастина Фашану, который вынужден был покончить жизнь самоубийством из-за сфабрикованного дела об изнасиловании несовершеннолетнего, или, наоборот, восхваляемого прессой после каминг-аута Томаша Хитцльшпергера. Но не количество геев определяет гомосексуальный оттенок футбола. На проблему логичнее взглянуть с социокультурной стороны.

Футбол – едва ли не единственное сверхпопулярное развлечение, которое до сих пор вносит гомоэротику в список табу. Все разговоры о толерантности и пафосные девизы ФИФА – лишь обложка спортивной субкультуры, которая продолжает оставаться дремуче ортодоксальной. При всех описанных выше гомоэротических атрибутах, безумном фанатизме по отношению к отдельным звёздам (что это как ни легитимизированная любовь мужчины к мужчине?) и огромном числе кумиров гей-сообщества среди футболистов и спортсмены, и болельщик продолжают воспринимать эту тему как запретную. Гомосексуализм в футболе имеет не явный, а латентный характер.

Связь гомофобии и латентного гомосексуализма – один из важных и до сих пор неразрешимых споров в психологии. Многие считают, что все гомофобы – латентные гомосексуалы, а некоторые школы отрицают всякую связь. Но на проблему можно посмотреть и с другой стороны, обозначив латентную гомосексуальность – как вполне нормальное явление в психической реальности некоторых мужчин.

Примерно об этом говорил Зигмунд Фрейда - автор самого термина. Отец психоанализа наотрез отрицал обозначение гомосексуализма как болезни и относил его к особой вариации сексуальной функции. Бороться с ней и воздействовать на неё не нужно – наоборот, следует помочь пациенту обрести идентичность: примерно такую мысль Фрейд озвучивает в работе «Три очерка по теории сексуальности». Выделив латентный гомосексуализм, как отдельный феномен, Фрейд обозначил его как черту, присущую всем людям в силу их «врождённой бисексуальности» (тема ещё более сложная, в которую не имеет смысла здесь углубляться).

Один из тезисов психоаналитика гласил: латентный гомосексуализм – одна из причин развития невроза. Схема идеально описывает борьбу фан-движения с любым проявлением гомосексуальности в футболе. Весь футбол фактически болен неврозом, излишне фиксируясь на «радужной теме» и воспринимая любой каминг-аут как нечто эпохальное.

Консерватизм приводит к гиперфиксации на любых «нетрадиционных» новостях вокруг футболистов. Вспомнить скандал двухлетней давности вокруг Криштиану Роналду или историю со сборной Германии накануне ЧМ-10. Ни в одной субкультуре подобные эпизоды не становятся настолько же обсуждаемые, как в футбольной.

На этом фоне тем страннее выглядят телесные атрибуты гомоэротики, встречающиеся в каждом матче. Крепкие объятия, поцелуи, подбадривающие хлопки по ягодицам – вы когда-нибудь замечали насколько часто подобные эпизоды случаются за матч? Вряд ли, потому что в футболе они давно стали нормой и потеряли свой первичный гомосексуальный оттенок. Однако подтекст остался.

А излишнее внимание к внешности? Какие ещё спортсмены заморачиваются над причёсками сильнее футболистов? Официальные церемонии же, вроде «Золотого мяча», превращается в заочное соревнование даже не в стиле, а в экстравагантности. Равно как и участники гей-парадов, футболисты привлекают внимание чрезмерностью в выборе одежды.

Пока в среде болельщиков процветают гендерные стереотипы и ярая гомофобия, известных футболистов всё чаще зовут сниматься в журналы для геев. Гомосексуальная культура проникает в футбольную повсеместно – даже в симуляторе ФИФА с недавних пор есть возможность обзавестись радужной формой. А ежегодные акции поддержки меньшинств проходят во всех топ-лигах и являются неотъемлемым атрибутом больших турниров. Месяц назад была разрушена даже традиционно крепкая стена российской гомофобии: геям на трибунах ЧМ-18 официально разрешили проявлять любовные чувства, выпустили для них специальную памятку о безопасности и подарили выступление одного из главных кумиров субкультуры – Леди Гаги – в финале турнира.

Фото: Clive Rose / gettyimages.com


Латетный мирок футбола – одно из препятствий современной цивилизации в борьбе с нетерпимостью. Вышеописанные косметические решения – лишь видимость, которая вряд ли изменит психологию среднестатического болельщика, который даже не пытается осознать исконно гомосексуальную природу любимого спорта.

Особенно болезненной данная тема остаётся для России. Позавчера в РФ впервые был официально зарегистрирован гей-брак, пусть и с массой бюрократических хитростей и официальным бракосочетанием на территории Дании. Это уже вызвало массу негодования и непонимания со стороны чиновников. Только подумайте: что случится, если сбудется мечта Юрия Дудя и какой-нибудь футболист РФПЛ совершит каминг-аут. Наверняка геи есть в российском футболе, но на них давит страх из-за повсеместной гомофобии. Ровно таким образом футбольная культура и стала одним из примеров проявления латентной гомосексуальности.

Пока же любые гомосексуальные ассоциации в футболе носят табуизированный и оскорбительный характер. Судью ведь не случайно называют именно «пи***сом» – ничего более оскорбительного в насквозь гомофобной культуре просто не существует. Наверняка и эту статью многие болельщики и фанаты посчитают обидной, хотя здесь нет ни единого уничижительного тезиса и ярлыка. Пока слово «гей» не перейдёт из разряда оскорблений в поле социокультуного теоретизирования, футбол будет оставаться пережитком пуританской этики и продолжит терпеть неврозы от самоотрицаемой латентности. 

Николай Самофалов
Оценка текста
+
8
-