erid:
Главный тренер сборной России Сергей Базаревич на тренерском семинаре в Поволжской академии спорта поделился своими секретами со специалистами из детско-юношеских школ и рассказал, что он хотел бы видеть в работе коллег, тренирующих детей.
Чему нужно учить в первую очередь
Если бы я был детским тренером, то первым делом тренировал бы технику, потом технику, и на третьем месте технику. Плюс тактику перемещений по площадке, а также командные взаимодействия. Со скольки лет играют «зону» по детям? С 15 лет? Я бы играл с 17. И как можно позже давал возможность использовать в игре заслоны. Они значительно упрощают игру, а нам нужно учить взаимодействию с партнёрами, умению понимать игру. Я бы учил детей ведению мяча, чтобы они могли делать это с закрытыми глазами. Следующим шагом, после этого, я бы стал ограничивать их в ведении, чтобы игроки учились понимать игру, учились командным взаимодействиям. Нужно учить играть быстро, иначе ты не развиваешься. И защита. В детском возрасте нужно играть защиту. Зачастую на это никто не смотрит, все ищут в протоколах – сколько они очков забили? А это фундамент игры. Потом через действия в защите можно воспитать командный дух, тот, кто играет в защите, чувствует действия партнёров, именно через защиту «ломается» ход неудачной игры, которую можно выиграть. Здесь может мешать проблема нынешнего времени в том, что у игроков нет концентрации. И с этим также можно бороться через действия в защите, поскольку они вырабатывают терпение. Многие российские баскетболисты научились играть в защите, после того, как поняли, что таким образом можно выбить себе место в команде, где на первых ролях легионеры. Но это вопрос обучения в профессионалах, а они туда не приходят с этим умением. И это также пробел в подготовке юных баскетболистов.
Почему угасает интерес детей к тренировкам
Сейчас детские тренеры вынуждены ставить сильнейших, а сильнейшими в детском возрасте зачастую являются те, кто более физически развит, а не такие, как я, дохлые и поздние. Увы, материальное положение детских тренеров зависит от побед их команд, в чем большая проблема, на мой взгляд. У нас же играют, чтобы выиграть, для выигрыша используют простые методы, а простые методы – это использование переростков. Пока это будет продолжаться, спорта в стране не будет. На мой взгляд, задача детских тренеров должна заключаться в том, чтобы сохранить интерес детей, пришедших в наш вид спорта.
По моему глубокому убеждению, на начальном этапе знакомства с баскетболом надо давать равные возможности всем, кто занимается в группе, вовлекая в тренировочный процесс всех, без исключения. Я мог убедиться в этом лично, когда пришел на одну из тренировок моего сына. Кстати, он работал в группе очень неплохого наставника, надо это отметить. Но он в той тренировке устроил турнир для занимающихся на вылет. А там определилась одна команда, которая выигрывала всех, постоянно оставаясь на площадке. В результате происходило так, что одни постоянно играют, у них уже язык на плече, а большинство остальных смотрит на это со стороны, выходя в свою смену на площадку уже, как на заклание. Может, это был единичный факт, но по течению тренировки было видно, как угасал интерес к тренировочному процессу тех, кто в нём не участвовал. Это ошибка тренера, которого я прекрасно понимаю, что ему легко работать с теми, кто посильнее, кто усваивает его установки,
Жизнь показывает, что со временем может выстрелить совсем не тот, на кого делают ставку. К примеру, сейчас у меня в сборной есть Евгений Валиев. Он тренировался в группе 1990 года рождения у Спиридонова, где на виду были другие люди. А до сборной добрался только Валиев.
Состояние российского баскетбола
Моё ощущения по поводу нынешнего состояния российского баскетбола таково, что у нас очень маленькое количество команд, играющих на высоком уровне, и в этом малом количестве команд играет очень небольшое количество российских баскетболистов, еще меньшее число которых можно использовать в интересах сборной. Если выражать эти мысли в цифрах, то для 12 игроков у нас есть выбор из 50 человек, а по справедливости их вообще 25 баскетболистов подходящего уровня. В целом, ситуация печальная. Сейчас проходили отборочные игры чемпионата мира 2018, и можно было заметить, что Франция могла выставить на эти матчи третий состав, и даже там есть кому играть. Мы себе такого позволить не можем. Ситуацию надо исправлять, в том числе и детским тренерам, готовя молодёжь и поддерживая у неё интерес к игре. Я читал, что в Америке на третий год занятий интерес к тренировкам теряют 70 процентов детей. И это в игровом виде спорта, я вообще не очень понимаю, как можно сохранять интерес ребёнка к занятиям циклическим видам спорта.
Необходимость использовать шансы
По случаю надо сказать спасибо за брак моих родителей (отец Базаревича – известный советский фехтовальщик Валерьян Базаревич, уроженец Казани – прим.ред.). Хотя, даже после этого теоретически родители могли бы начать жить в Казани, хотя, представляя маму мою (Смеется). В целом, я придаю значение общепринятому тезису, что важно оказаться в нужное время в нужном месте. У спортсменов это выражается в необходимости попасть в свою команду, к тренеру, который использует твои сильные стороны, чтобы менеджеры не использовали тебя, как разменную монету, начав продавать в другие команды, как, например, Алексея Шведа. Но важно не только ожидание своего шанса, важно им воспользоваться, о чём я постоянно твержу своим игрокам. Кому-то их даётся совсем мало, и здесь вдвойне умение использовать предоставленное. А для того, чтобы его использовать, к нему надо быть готовым, понимая, что жизнь подчас несправедлива на каком-либо коротком отрезке времени, но на длинном отрезке она может стать более справедливой. У нас еще сформировалось общество, которое не прощает провалов, особенно в отношении соотечественников. Американцы в этом плане другие. Чем больше провалов, тем лояльнее они к человеку, они эти провалы могут использовать как появление новых возможностей.
Победа Словении на чемпионате Европы
Начну с того, что из бывшего СССР сейчас на Евро играли мы, Латвия и Литва, Грузия и Украина, то есть, половина экс-Союза, что, наверное, неплохо. При этом в мощнейшую сборную СССР был выбор из 260 миллионов жителей, и даже тогда россияне не составляли костяк той великой команды, отдавая эту роль прибалтам. Югославия, конечно, меньше нас, но там другое отношение к баскетболу, к чему близки те же прибалты, например, Литва, маленькая по размерам, но огромная по популярности нашего вида спорта. Примерно так же, как и Словения, которая всегда располагала набором сильным игроков, у них в НБА больше народу, чем у нас, который позволял сборной находиться близко к элите, а сейчас грамотно воспользовалась своим шансом. У них ранее были талантливые поколения, но не хватало малости, чтобы выиграть. Когда, после чемпионства, я общался со словенцами Приможем Брежецом, Бостаном Нахбаром, поздравлял их, они тут же вспоминали о прошлых неудачах, когда не могли победить при Матьяже Смодише, Эраземе Лорбеке, Радославе Нестеровиче.
За счет грамотного использования натурализации, в частности, когда они получили Энтони Рэндольфа. За счет того, что показали блестящий баскетбол Лука Дончич и Горан Драгич, кстати, он серб. И тренер отлично использовал как раз таки представившиеся ему возможности, о чем мы говорил выше. Но просто так ничего не даётся. У меня есть товарищ в Словении, который открыл баскетбольную школу в небольшом городке Копер, где занимаются 10 процентов детей из этого города. 10 процентов! И он еще подчеркивал, что таланты есть везде, только мы, россияне, привыкли ими разбрасываться, а там их лелеют. Но там ещё разница во внутренней мотивации. Мы, наши тренеры, должны на занятиях задумываться о том, насколько их тренировки интересны их воспитанникам. А там – по фиг. Благодаря такому большому количеству детей, которые хотят заниматься баскетболом, они сами формируют внутреннюю мотивацию для достижения успеха. Массовость на низовом уровне занятия баскетболом позволяет подниматься наверх тем, кто уже выдержал конкуренцию. Из этого котла выходят не искусственные, а естественные бойцы, которые уже привыкли «идти по головам», выковали характер.
Итоги Евро
У меня остались смешанные чувства. Чемпионат Европы стал очень эмоциональной, стрессовой историей. Был высокий уровень конкуренции, потребовавший высокого напряжения. Наш итоговый результат, неплохой, прямо скажем, был достигнут благодаря честно проведённой работе, но где-то мы, наверное, и ошиблись, что не позволило занять призовое место. Это оставило некую каплю разочарования. Мы, россияне, сейчас, как раз, относимся к группе команд, которые находятся под фаворитами, и которым нужно использовать шансы.
Натурализация спортсменов
Да у нас была победа 10-летней давности, которую добыли, том числе, благодаря натурализации Джона Роберта Холдена. Сейчас мы разговаривали с президентом Федерации баскетбола России Андреем Кириленко о возможности использовать эту опцию, и пришли к единому мнению, что надо искать того, кто имеет хоть какое-то отношение к России. Мне лично не очень нравятся подобные истории, как было, допустим, у тех же словенцев с Рэндольфом, причем таких историй очень много, когда в сборной появляется человек, не имеющий никакого отношения к этой стране.
Ситуация, когда в составе команды Евролиги выходят десять американцев, не развивает баскетбол в Европе. Поэтому мне как гражданину не хочется, глобально, повторять подобные истории, делая из таких приглашенных спасителя Отечества. Надо выращивать своих.
Другое дело, что роль наставника сборной иногда подталкивает меня к мысли, что неплохо было бы закрыть проблемную позицию в команде за счет легионера. Хотя в женской сборной есть пример Эпифании Принс, которой дали в клубе паспорт, которая должна играть в сборной, но, скорее, это идёт в минус, поскольку она не ассоциирует себя с коллективом сборной. Во всяком случае, так мне кажется со стороны. Да и положительного результата этот опыт не дал. Мы сейчас стали поменьше, после развала СССР, но всё равно в стране живёт 140 миллионов человек, из которых нужно стараться воспитывать, в том числе, и сильных баскетболистов. Именно с этой целью, кстати, и мы приехали в Казань, чтобы поучаствовать в мастер-классах, и тренерских семинарах.