erid:
Неудача одного – пример для успеха других. Николай Самофалов об увольнение Слуцкого.
После увольнения Леонида Слуцкого твиттер массово бросился цитировать знаменитую сцену из «Полёта над гнездом кукушки». Не от косноязычия – сравнение, и вправду, идеальное. Не лишним будет напомнить о культовой классике ещё раз – на то она и классика, чтобы постоянно о себе напоминать.
Сцену, созданную гениальными Милошем Форманом и Джеком Николсоном, трактуют по-разному. Кто-то находит в ней отличный способ для оправдания, а кто-то видит проявление истинно мужской упёртости и уверенности в себе. Но кино – искусство динамическое. Зачастую важна не сама сцена, а её последствия.
Рэндл МакМёрфи не осилил осуществить желаемое, хоть и очень старался. Зато осилил индеец Вождь, всё время находящийся на периферии сюжета. Он лишь молча наблюдал и вдохновлялся примером МакМёрфи, чтобы в кульминационный момент осуществить мечту и выбраться на свободу. Психбольница у Формана – человеческий социум в миниатюре. Здесь столкнулись идеологические и политически идеи, подходы к психологии и замаскировались под бред серьёзные философские диспуты. Поэтому «Полёт над гнездом кукушки» разобран на цитаты и отлично подходит для метафор.
О том, какой Слуцкий молодец, что попытался взвалить на себя неподъёмную «раковину» тонущего «Хала», обмолвились все СМИ – и наши, и зарубежные. Харизмы у него едва ли не меньше, чем у Николсона, пусть и другого толка. Слуцкий мгновенно полюбился болельщикам и прессе, так и не сделав тот самый один шаг до ненависти. С Англией у русского тренера просто не получилось – не его вес.
Почему не получилось, тоже известно. Сегодняшний «Халл» – подстава для любого тренера. Состав полностью видоизменился за летний период, причём далеко не в лучшую сторону. Семья Алламов – владельцы клуба – хоть и души не чаяли в весёлом русском, но плевать хотели на человеческие отношения, когда речь идёт о деньгах и результатах. Таймер затикал с момента назначения – вопрос оставался лишь о времени и силе взрыва.
Слуцкий, вероятно, и сам понимал, что не готов начинать в Европе со сложнейшего турнира и неудобнейшей команды. Но очень хотел попытаться – проверить свои силы. После очередного провала и шестой заваленной концовки матча, тренер заявил, что это его максимум. Слуцкий честен, что часто воспринимают за слабость, рисуя ему амплуа слабака и неудачника. Сказать «мы – говно» уже не мало, а вот вылезти из него – уже сложнее. Впрочем, «говённые» результаты в ситуации со Слуцким всегда отходят на второй план. Он всё доказал прошлыми победами и заслужил обожание за счёт прекрасных личных качеств. За них ему прощают и неумение выстраивать игру в обороне, и самонадеянность и недостаточную жёсткость в нужные моменты.
Провал Слуцкого – пример для нашего «Вождя», который когда-нибудь проснётся и пробьёт стену между РФПЛ и большим европейским футболом. Сегодняшний неудачник и сам попробует найти себя в каком-нибудь «Твенте» или же вернётся в «Краснодар» осмыслять ошибки. А красивый путь мечты Слуцкого обязательно кто-нибудь ещё пройдёт. Первая шеренга в войсках и обезьянки-астронавты всегда остаются в забвении – такова роль первопроходцев. Слуцкий же сделал всё, чтобы запомнится и стать примером. Положительным или отрицательным – решит тот, кто им вдохновится. Наш «МакМёрфи» ещё продолжит бунт против закрытости российского футбола. Дальше дело за его последователями.