erid:
«Рубин»
угодил в жуткий кризис, команда почти
перестала забивать. За последние 10
матчей у казанцев три гола. Критика
Азмуна за ноль мячей после возвращения
в Казань затмевает плохую игру другого
нападающего — Максима Канунникова.
Летний скандал с возможных переходом
в «Спартак» не прошел без следа, форвард
также не забивает и он всё ближе к теплому
месту на скамейке запасных. «БИЗНЕС
Online» объясняет почему Бердыеву нужно
делать ставку на других нападающих.
АЗМУН САМЫЙ ОСТРЫЙ ФОРВАРД «РУБИНА», ХОТЯ И НЕ ЗАБИВАЕТ
Самый критикуемый игрок «Рубина» этой осенью – Сердар Азмун. Иранец не забил в этом сезоне ни одного гола, запорол много голевых моментов и не клялся в вечной любви Казани. Болельщиков команды Курбана Бердыева можно понять: в их головах отсутствие голов важнее наличия шансов, а историю ухода Сердара из «Рубина» в «Ростов» ему, скорее всего, большинство не простит никогда.
Азмун после возвращения в Казань действительно не может набрать оптимальную форму, но именно он – самый острый форвард нынешнего «Рубина». Максим Канунников и Рифат Жемалетдинов в этом плане от иранца сильно отстают.
Сразу после объявления о назначении Бердыева главным тренером «Рубина» стало понятно, что роли нападающих в сезоне 2017/18 серьезно изменятся в сравнении с тем, что было при Хави Грасии. Канунников был наделен функциями таргетмэна – на него шло большинство длинных передач защитников казанцев, Максим должен был цепляться за мяч и помогать команде закрепляться на чужой половине поля.
Летом Канунников с этим справлялся – даже к концу сентября нападающий «Рубина» находился в ТОП-3 лиги по Receive (число соперников, отрезанных после приема паса). Большое количество отрезанных соперников достигалось не за счет хороших открываний Канунникова в свободные зоны (как, например, у Александра Кокорина), а из-за обилия длинных передач на Максима, которые перелетали через всех полузащитников оппонентов «Рубина». Форвард почти не забивал (мяч в ворота «Тосно», когда у «Рубина» залетало все, что можно), но это почти никого не волновало.
В октябре-ноябре в верховой борьбе Канунников сбавил. В матче с «Зенитом» он выиграл только 1 единоборство на втором этаже из 12 (8%), в игре против «Арсенала» - 4 из 14 (29%). Это хуже не только средних результатов Максима по сезону (7 из 18, 39%), но и показателей Жемалетдинова, который составлял с Канунниковым пару форвардов в последних матчах «Рубина». Жемалетдинов против «Зенита» вверху выиграл 7 единоборства из 13 (54%), против «Арсенала» – 3 из 7 (43%). Внизу Рифат тоже был лучше Канунникова – 9 выигранных единоборств из 30 (30%) за две игры против 5 из 27 (18%)
КАНУННИКОВУ НЕТ ПАРТНЁРА В АТАКЕ
Очевидный плюс Канунникова в последних матчах – активное участие в высоком прессинге. Максиму вместе с Жемалетдиновым, Магомедом Оздоевым и фланговыми защитниками в начале ноября удалось перекрыть Леандро Паредеса из «Зенита». В прошлую субботу «Рубин» заставил «Арсенал» пасовать назад на Владимира Габулова, перекрывая направления передач на Александра Боурчану и Горана Чаушича (Боурчану показал худшую точность передач в сезоне – всего 74,1%, а Чаушич отдал меньше всего передач за чемпионат – только 14). Канунников в нейтрализации центральных хавбеков команды Миодрага Божовича партнерам помогал – минимум три раза Максим вынуждал Стофиру Сунзу отдавать передачу на вратаря.
Для Бердыева действия нападающих без мяча всегда были важны, но оценивать форвардов только по этому критерию неправильно. Канунников часто вступает в борьбу (8-е место в лиге), у сегодняшнего «Рубина» для него нет партнера, который бы пользовался его скидками и забивал. В Казани нет своих Тимо Вернера и Юссуфа Поульсена из «Лейпцига», функции между которыми четко распределены. А чужим воротам Азмун и Жемалетдинов угрожают чаще.
Канунников – самый бьющий игрок «Рубина» в этом сезоне (25 ударов), но лидирующая позиция Максима объясняется лишь его игровым временем (939 минут, Азмун сыграл на 222 минуты меньше, Жемалетдинов – на 350). Если брать среднее число ударов за 90 минут, то Канунников (2,4 удара) уступает Жемалетдинову (3,2) и находится на одном уровне с Азмуном.
Безусловно, общее количество ударов важно, но нужно понимать и контекст – качество этих ударов и зоны, из которых они наносятся. По xG90 цифры Канунникова сильно хуже показателей Жемалетдинова и Азмуна. Среднее качество ударов Максима за 90 минут – 0,21; Азмуна – 0,31, Жемалетдинова – 0,40. Более выгодные позиции Сердара и Рифата отражаются и на числе явных голевых моментов нападающих казанцев. У Азмуна к 18-м туру их скопилось 6, у Жемалетдинова – 4, у Канунникова – только 2 (оба – в матче с «Динамо»).
Хуже партнеров Канунников и в подыгрыше. При большем игровом времени Максим реже Жемалетдинова и Азмуна отдает передачи под удар. На счету Канунникова 3 ключевых паса, у Жемалетдинова – 6, у Азмуна – 7. Качество ассистов у конкурентов Канунникова выше. У Азмуна – 0,07 xA90, у Жемалетдинова – 0,04 xA90, у Канунникова – лишь 0,02 xA90.
Азмун и Жемалетдинов с первых минут вместе появлялись в сезоне 2017/18 всего один раз – в матче с «Локомотивом». Тогда Рифат действовал в тройке полузащитников, а рядом с Азмуном в атаке играл Жонатас.
Кажется, пришло время, когда Бердыеву стоит попробовать новый вариант впереди. В воскресенье игра с ЦСКА, который «Рубин» переиграл на выезд из-за ошибок второго вратаря москвичей и расторопности Жонатаса, ни того, ни другого на поле в ближайшем матчей не будет. «Рубин» же сейчас в непростительной близости к зоны вылета.
Использованы данные InStat, Opta и Understat