erid:
Сегодня казанское «Динамо» откроет чемпионат России домашним матчем с «Ленинградкой». Главный тренер татарстанской команды Ришат Гилязутдинов в большом интервью «БИЗНЕС Online» рассказал об изучении женской психологии, полезных свойствах конфликтов, самых запоминающихся подарках от волейболисток и подписании Натальи Маммадовой.
«СЛОЖНО КОНКУРИРОВАТЬ С ТУРЕЦКИМИ ГРАНДАМИ»
– Ришат Сиразутдинович, одна из лидеров сборной России Татьяна Кошелева просила всех быть «тактичными и ответственными в высказываниях» по поводу выступления сборной на Евро. Тем не менее, поражение в четвертьфинале видится провалом...
– Мне сложно давать объективную оценку, полностью не зная ситуацию, которая была внутри сборной. Это будет неправильно с моей стороны. Одно могу сказать точно – мы не должны были проигрывать Турции, это поражение стало ударом для всех. Мы сильнее и обязаны были их проходить. Вот с Сербией дальше было бы тяжело. Она сейчас доминирует не только в Европе, но и в мире – там сложился очень серьезный коллектив.
– Незадолго до турнира в сборной произошла тренерская рокировка: Константин Ушаков стал главным, Владимир Кузюткин – его помощником. Это могло отрицательно сказаться на команде?
– Это как раз один из вопросов, который наверняка будут задавать на тренерском совете. Ситуация неординарная, я такого не припомню. В любом случае, самому тренерскому составу и федерации нужно провести тщательный анализ произошедшего.
– Легендарный Николай Карполь еще в 2014 году говорил, что Ришат Гилязутдинов готов возглавить сборную России. Сейчас вы готовы?
– Возглавлять национальную сборную – огромная ответственность. Перед руководством, командой, болельщиками, всей страной. И тут важно четко понимать: готов ты к этому или нет. Сейчас я понимаю, что готов и не побоюсь ответственности. У меня уже образовалась некая программа, которую я использую и которая дает плоды.
– Вы не раз говорили, что считаете Карполя и Кузюткина своими учителями. А какие отношения у вас с другими коллегами? Конкуренция не отдаляет?
– Вы знаете, я не могу сказать, что с кем-то в контрах. У меня абсолютно нормальные отношения с коллегами. Недавно к нам на товарищеский турнир приезжала команда «Алтай» из Казахстана под руководством Юрия Панченко. Знакомство с этим человеком – большая честь для меня. Когда он позвонил и выразил желание приехать, я был очень рад. Очень теплые отношения у нас с Дмитрием Дьяковым из Челябинска, Вадимом Панковым из «Заречья», с тренерским штабом «Сахалина», с очень многими общаюсь.
– Не умаляя заслуг тренеров и игроков, вы не считаете, что современный профессиональный спорт – это гонка бюджетов?
– Что касается решения высших задач, то я с этим согласен. Наш опыт это подтверждает. Без той селекции, которую мы провели в определенный момент, таких побед бы не было. Да, можно было разово добиться успеха, но так стабильно выступать и выиграть всё что можно в клубном волейболе, без хорошей финансовой поддержки было бы невозможно. Клубы из Турции данный тезис подтверждают. Чтобы выигрывать международные турниры, они очень серьёзно усиливаются, бюджеты там огромные. Раньше разница была не такой большой. Однако когда рубль рухнул, контракты легионеров сильно подскочили, и мы оказались просто не в силах конкурировать с турками в плане контрактов.
«ПРОШЛЫЙ СЕЗОН ПОЛУЧИЛСЯ ПРЕКРАСНЫМ»
– В России у «Динамо-Казань» самый большой бюджет?
– Сейчас точно нет. Да и раньше были клубы, которые нас превосходили по размеру бюджета. Наше преимущество в том, что мы благодаря нашим спонсорам стабильны в финансовом плане. Это дает уверенность игрокам.
– Команда вернулась в Лигу чемпионов. Бюджет под главный еврокубок увеличен?
– Нет, по общему бюджету увеличения не произошло. Конечно, мы стараемся оптимизировать некоторые расходы в сторону увеличения зарплатой ведомости. Большое подспорье – великолепная инфраструктура клуба. Нам не нужно выезжать на сборы, потому что у нас всё есть в Казани – два зала, стадион и бассейн «Буревестник», собственная медицинская аппаратура для реабилитации и восстановления, а также полноценное спортивное питание. Мы перед сезоном обычно выезжаем только на спарринг-матчи. В этом году сыграли с «Уралочкой»: отработали определенные схемы, получили много информации. Можно сказать, что сейчас команда работает в экстренном режиме, потому что мы собрались вместе только 6 октября. То, что чемпионат России стартует практически сразу после сезона сборной – ежегодная непростая ситуация, для клубов, где есть игроки сборной. Нам остаётся только работать. Надеемся в ближайшее время выйти на хороший уровень.
– Казань несколько лет доминировала в женском волейбола, но в последние два года чемпионом становилась Москва. Принципиальный соперник стал сильнее или вы сделали шаг назад?
– Москва все эти годы играла стабильно хорошо и всегда дышала нам в спину. В сезоне 2015/16 мы действительно провалились. В прошлом сезоне, несмотря на не самые оптимистичные прогнозы специалистов, мы доказали, что умеем работать. Считаю, что прошлый сезон получился для нас прекрасным. Мы не были хуже Москвы, хотя и проиграли в финале. Кроме того, мы выиграли Кубок России и Кубок ЕКВ – у нас еще не было этого трофея. Да, он рангом ниже Лиги чемпионов, но всё равно ценный титул. На новый сезон, разумеется, ставим перед собой максимальные задачи.
– Согласны с тем, что раньше в Казани была команда «Гамова и все остальные», а теперь она стала более тренерской?
– Безусловно, Катя была лидером атак, давала нам уверенность, но результат делала вся команда. Могу назвать целый ряд игроков, которые делали большую невидимую работу для того, чтобы команда побеждала. Конечно, когда в свое время в Казани образовался чемпионский состав, в команде было больше игроков-лидеров. С ними я учился и получал опыт победителя. Дух той команды остался в клубе, во мне, в игроках из того состава. Есть он и во всех тех игроках, которые пришли к нам. Сейчас всем нам, – игрокам, тренерскому штабу, медицинскому штабу, всему клубу, – надо объединиться в единое целое и вместе мы сможем достичь успеха. Сейчас у нас собралась отличная команда, которая может достигнуть очень многого – потолка для нас нет.
«В СПОРТЕ НЕОБХОДИМА АГРЕССИВНОСТЬ»
– За долгие годы работы в женском волейболе вы уже стали знатоком женской психологии?
– Отвечу классически: чем старше ты становишься, тем больше узнаешь и понимаешь, что еще ничего не знаешь. Определенный опыт, конечно, приобретен, но знатоком в области психологии себя пока не считаю – работаю в этом направлении.
– Что или кто вам в этом помогает?
– Есть несколько источников. У меня есть базовые знания по вузу, по школе тренеров. Многое почерпнул из книг, а также общения с такими монстрами тренерского цеха как Карполь и Кузюткин, а также с другими интересными людьми. Кроме того, помогает моя супруга Людмила. Ее знания в области психологии более фундаментальные. Она достаточно серьезно этим занималась. Кроме того, как бывший профессиональный игрок, она, конечно понимает все процессы, которые происходят в команде.
– Часто общаетесь с игроками вне площадки?
– Переезды, сборы, мы много времени проводим вместе, много общаемся. Самое важное – не навязывать себя. Человек должен быть готов к общению.
– Вам когда-нибудь приходилось разнимать своих игроков на тренировке?
– Такого не было. При этом, мне хотелось бы, чтобы игроки нашей команды были бойцами, а это требует агрессивности, она нужна в спорте. Может быть, по технике, силе и мощи соперники будут равными, но побеждает тот, у кого есть дух победителя. В любом коллективе, который стремится побеждать и в котором собраны люди с лидерскими качествами, неизбежны внутренние конфликты, потому что каждый игрок должен хотеть большего. Не бывает всегда мягко и хорошо. Конкуренция и стресс должны присутствовать, в том числе на тренировках. Разумеется, всё это должно быть контролируемо, чтобы не было деструктивного эффекта.
– Перед подписанием новичка, вы проводите с ним собеседование?
– О российских игроках мы многое знаем. По ним есть вся информация, в том числе по психопрортрету. С легионерами обязательно общаемся. С Элицей Василевой мы говорили по телефону, Наталья Маммадова приезжала к нам в Казань.
– Маммадова летом экстренно заменила Йовану Бракочевич, с которой через месяц после подписания расторгли контракт по семейным обстоятельствам. Особого выбора на тот момент уже не было?
– Вариант с Наташей нас полностью устроил. Я уже давно на нее обращал внимание. Когда появился такой вариант, мы быстро его проработали. Ее кандидатура устроила и меня, и руководство.
– В декабре Наталье исполнится 34 года. Она справится с большими нагрузками?
– На чемпионате Европы она показала, что находится в отличной форме. Это сложный турнир, где много игр, но она была лидером своей команды. По ходу клубного сезона, конечно, много переездов и перелетов, но она хорошо подготовленный игрок. В ней не сомневаемся.
«Я СТРОГИЙ, НО НЕ ЧЕРСТВЫЙ»
– Какое самое суровое наказание может получить волейболистка от тренера Гилязутдинова? Выгоняли с тренировки?
– Я никогда не виню лично игрока. Если кто-то плохо работает, значит, это и моя недоработка. Опять-таки, изгнание игрока с тренировки – наказание не столько для игрока, сколько для меня, команды, клуба. Я от этого давно ушел. Но, как и в любой команде, у нас есть материальные наказания.
– Вы контролируете то, что происходит в раздевалке команды?
– Раздевалка – это отдельный мир команды, в который я не собираюсь входить. Конечно, там должна быть здоровая атмосфера. За этим следит капитан и опытные игроки. То что там происходит – дело самих волейболисток. Безусловно, я высказываю свои пожелания по поведению, но не могу это контролировать. Уверен, что у нас с этим всё в порядке. Мое появление в раздевалке обуславливается только моментами подготовки к игре – тактической и психологической установкой.
– Как воспринимаете женские слёзы?
– Нормально. Девушки эмоциональны, им сложно сдерживать себя, а, может быть, и не нужно.
– Что вас может заставить пустить слезу?
– Точно не волейбол. Я в нем уже серьезно потерся. Но при этом есть вещи, которые за душу щипают. Я строгий и требовательный, но не черствый.
– Самый неожиданный сюрприз, который вам делала команда?
– Девчонки постоянно удивляют меня в день рождения. Очень приятно было получить торт с общим фото команды. Правда, я его так и не попробовал – рука не поднялась разрезать фото. Так он и простоял, сколько смог. Сам настрой команды в этот день меня очень удивляет. На самом деле у нас очень теплая атмосфера внутри команды.
– Екатерина Гамова в своей книге написала, что вы были не в восторге от кресла-качалки.
– (Улыбается). Это я придал немного другую интерпретацию моменту. Мол, что это вы меня на пенсию так рано отправляете? На самом деле подарок был отличный, они реализовали мою мечту.
– Кресло-качалка, теплый плед, книжка – лучший отдых?
– Иногда – да. Но банальное ничегонеделание я не люблю.
«В ТРЕХ ГОРОДАХ ДЫШУ СВОБОДНО»
– 10 команд в суперлиге – много или мало?
– Мало. Но главная проблема в их уровне. Скорее всего, в новом сезоне четыре команды будут конкурировать между собой. Остальные – уступают по уровню. К сожалению, приток молодых игроков иссяк. Есть молодежная лига, но между ней и суперлигой – пропасть. Например, у нас есть Анна Котикова, которая серьезно зарекомендовала себя и в молодежной лиге, и в молодежных сборных, но сейчас конкурировать с грандами в суперлиге она однозначно не готова. Будем с ней работать. В этом плане мы пытаемся нашу молодежь активировать через аренды. Как бы ты хорошо не тренировался, год-два-три без игровой практики и ты навсегда игрок замены. Например, Ирина Воронкова к нам вернулась (переходила с подписанием контракта) из «Заречья» зрелым игроком. Татьяна Романова этим летом перешла в «Уралочку». Считаю, что это позитивный момент для ее дальнейшего развития.
– В «Динамо-Казань» становится все больше игроков молодежных сборных России. Казань становится одним из главных центров подготовки?
– Мы пытаемся приблизиться к той системе, которая есть в «Уралочке». Интернат, училище олимпийского резерва, школа Гамовой. Но самое главное, что у нас с перспективными молодыми игроками работают самые хорошие специалисты – Наталья Сафронова и Николай Сорогин. Эти два специалиста прекрасно знают свое дело и под их патронажем молодые игроки растут.
– Владимир Алекно недавно сказал, что планирует встретить старость в Татарстане. А вы?
– В трех городах я дышу свободно – родной Алма-Ате, Астане, откуда родом моя жена, и Казани. Я рад, что оказался на исторической родине, ведь мои родители из-под Казани. Здесь я вырос как тренер и постараюсь принести городу максимальную пользу. Менталитет в Татарстане схож с казахским – может быть, поэтому обстановка родная.
– Недавно на одном из телеканалов увидел передачу про Астану и был поражен…
– Да, сейчас Астану называет мини-Сингапуром. По большому счету, среди пустыни, целины вырос удивительный город. Это нечто невообразимое, там очень красиво. У нас там много родственников и хотя бы раз в два года стараемся их навещать.