erid:
Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает о том, как ходили на матчи регулярного чемпионата КХЛ в первые 30 дней сезона 2017/18
ПОСЕЩАЕМОСТЬ РЕЗКО УПАЛА, НО ПОКА ВСЁ В НОРМЕ
Посещаемость матчей регулярного чемпионата КХЛ заметно упала по сравнению с прошлогодними итоговыми показателями. В первый месяц сезона было сыграно 155 матчей, и аудитория каждого составила 5926 зрителей. Прошлую регулярку в среднем посетило 6128 зрителя, падение же на данный момент составляет 201 зритель или 3,2%. Всего же одиннадцать клубов на данный момент преодолевают отметку в 6 тыс человек.
Но не стоит серьезно судить лигу, так как посещаемость на старте всегда проседает. В прошлом году в первые два месяца аудитория каждого матча составляла по 5920 зрителя. Народ массово начинает ходить на хоккей после новогодних праздников. Во-первых, так сложилось, что период с 3 по 9 января вот уже несколько лет самый посещаемый во всем сезоне, а во-вторых, именно в январе решается, кто же выйдет в плей-офф и с какого места. В нынешнем сезоне каждая команда до олимпийского перерыва проведет 53 игры и всего лишь три матча пройдут в феврале.
Известная хоккейная забава – недоуменно смотреть на «рейтинг» ЦСКА и широко улыбаться – в этом сезоне особо популярна. Хотя армейцы и уверяют, что надо подождать год и что в клубе изменился отдел по работе с болельщиком, нельзя не отметить, что отсутствие зрителей на трибунах – это имиджевый удар по КХЛ. Лиге надо как-то решать данную проблему. Можно заставить клуб играть на «Ходынке», где матчи против топовых команд буду собирать по 8 - 10 тыс зрителей минимум. Либо же надо по испанскому примеру штрафовать клубы, чтобы они начали планомерную работу с болельщиком.
Можно уже на данный момент прогнозировать, что посещаемость должна возрасти. Из-за занятости «Хартвалл Арены» на время проведения матчей Евробаскета, «Йокерит» только сейчас начал проводить матчи в Финляндии. «Джокеры» всегда попадают в топ ведущих команд в рейтинге посещаемости, а значит, что они точно внесут большой вклад. Кроме того, в начале декабря КХЛ проведёт в Хельсинки матч на открытом воздухе между местным клубом и СКА, а, значит, можно ожидать, что будет побит рекорд посещаемости матча лиги за всю историю.
Просыпаются минское «Динамо» и братиславский «Слован». Белорусский клуб вот уже как 7 лет соперничает с питерскими армейцами за право быть самой популярной командой лиги. И именно от минчан во многом и зависит то, как сильно будет меняться среднее значение по лиге. Если бы посещаемость команды находилась на прошлогоднем уровне, то средняя аудитория каждого матча в лиге превысила психологическую отметку в 6 тыс. Но это явно не то значение, к которому должна стремиться главная хоккейная лига Старого Света.
НИЖНЕКАМСК – ХУДШИЕ, ТОЛЬЯТТИ – ЛУЧШИЕ
Удивительно то, какие команды имеют самую большую разницу в посещаемости по сравнению с предыдущим сезоном. Наибольший прирост обозначился в Тольятти. Видимо, после оглашения «тройки» кандидатов на вылет из лиги местный болельщик начал заново ходить на матчи. Вот только игроки не радуют зрителя – на старте сезона клуб застолбил за собою последнюю строчку в Восточной конференции. Отставание от восьмого места уже сейчас составляет 12 очков. Так что единственная ниточка, которая может связать «Ладу» и следующий сезон в КХЛ, – это болельщики, но в рейтинге они играют не самую главную роль.
Кроме этого, несколько видоизменилась ценовая политика «Лады». Раньше абонемент на лучшие места стоил 18 тыс рублей, с этого сезона они продаются по 7,5 тыс, а на предприятиях Тольятти их можно было приобрести за 5,5 тыс. Раньше таких акций не было. Также клуб активно начал распространять бесплатные билеты в различных организациях города.
Больше всех же в процентном отношении посещаемость провалилась в Нижнекамске. Она упала на 45%! Причины этой разницы очевидны – «Нефтехимик» перестал раздавать бесплатные билеты работникам завода. Отныне попасть на три трибуны в Нижнекамске можно исключительно заплатив деньги. И здесь нужно стоять до конца и ни в коем случае не отступать. Многие ждут, что клуб сломается и вновь станет раздавать билеты, потому важно проявить упорство, несмотря на неприятную статистику. Перед началом сезона клуб совершил ребрендинг, пусть и немного спорный. В числе десяти наименее посещаемых матчей сезона сразу четыре прошли именно в Нижнекамске. Хотя можно признать, что соперники у «Нефтехимика» были не самые звёздные. Не любит наш народ ходить на дальневосточные команды.
Также на «новый уровень» вышла работа со зрителем, но народ всё равно не ходит на арену. Клуб проводит великолепный сезон, располагаясь на данный момент на четвертом месте в конференции и отставая от первого на три очка. Видимо, нижнекамцы вернутся на хоккей лишь когда темно-синюю джерси наденет Яромир Ягр.
По количеству зрителей худшими стали команды из Минска и Братиславы, но вместимость местных арен в три и два раза больше, чем на берегах Камы. Их проблемы с посещаемостью были предсказуемы, и никто этому не удивился.
«АК БАРС» ПОДСЕЛ, НО ЭТО НЕ КРИТИЧНО
По сравнению с посещаемостью аналогичного периода прошлого сезона посещаемость казанского клуба упала на 491 зрителя или почти на 8%. Такое падение можно объяснить тем, что в столицу Татарстана на старте сезона не приезжали «большие команды». Из восьми, что играли в первый месяц лишь две выходили в плей-офф. И еще важный показатель: только один клуб («Куньлунь») не попал в третью наименее кассовую категорию матчей, да и китайская команда лишь из второй корзины, а в прошлом году были игры и с топ-клубами, а в третьей категории было всего три встречи. Такой расклад, безусловно, влияет на общую картину. Отметим также, что с этого сезона казанский клуб отказался от практики промо-билетов для студентов.
Так что не стоит сильно язвить по поводу посещаемости «Ак Барса». У клуба все впереди: он уверенно возглавляет Восток и показывает результативный хоккей (по заброшенным шайбам казанцы отстают лишь от СКА и «Салавата Юлаева»). Маркетинг и работа со зрителем значительно улучшилась. Конечно, есть ещё ряд нерешенных проблем: например, особенности транспортной системы города. После матчей, которые начинаются в 19:30, возникают сложности с общественным транспортом, выбор вокруг арены и без того невелик, а в позднее время и вовсе вариантов почти не остаётся.
КХЛ ПОДСТАВИЛА УФУ
«Салават Юлаев» просел очень серьезно – свыше 1300 человек или на 18%, в сравнение с цифрами прошлого сезона. Такой убыток, безусловно, вина лиги. Уфимский клуб провел на старте сезона 10 домашних матчей из 11. Естественно, что народу приелось такое количество хоккея, учитывая что в столицу Башкирии не заехала ни одна из топовых команд страны.
Такой неразумный календарь отпугнет любого болельщика, коих в этом сезоне стало меньше из-за ухода Кирилла Капризова в ЦСКА и после невразумительного прошлого сезона. «Хоккей будущего» Игоря Захаркина не очень понравился-то Уфе. С маркетинговой точки зрения эти матчи превращаются в сущий кошмар. Рядовой любитель хоккея, при средней стоимостьи билета пятьсот рублей, должен будет потратить на всю эту домашнюю серию пять тысяч рублей только на билеты. Если приплюсовать и траты на самой арене, то сумма будет еще более внушительной. И это поход лишь одному, без семьи.
Если раньше хоккей в Уфе был праздником, а команда боролась до последнего, то это межсезонье показало, что «Салават Юлаев» не имеет такого статуса, как некоторые другие суперклубы. СКА, например, никогда бы сделали 10 из 11 игр дома подряд и никогда бы не увели наглым образом лидера первого звена. Так что сейчас любой успех Уфы в лиге будет воспринят как подвиг и после лучших игр народ опять воспрянет духом.
«Салават», очевидно, увеличит свою посещаемость в оставшихся 17 играх. В Уфу приедут все суперкоманды – «Ак Барс» дважды. Так же как и в Казань с Нижнекамском. В общем, посещаемость по всей лиге возрастёт, если не будут определенные форс-мажоры в Минске, Братиславе и Шанхае. Уж на 6 тысяч в среднем аудитория матчей должна перевалить.