erid:
Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» оценивает игру сборной на Евробаскете-2017 – первом успешном турнире для России за пять лет.
В пятом веке греческий философ Прокл Диадох сформировал универсальную триаду категорий, применимых к любому процессу. Если обычно все философские учения кажутся слишком заумными, чтобы разобраться в них с первого раза, то здесь – вроде бы – всё понятно.
Итак, любая вещь в этой реальности проходит три ступени развития:
1. Пребывание в себе (существование в какой-то исходной материи);
2. Исхождение из себя (поиски своего места в мире);
3. Возвращение в себя (приход к первоначальному состоянию, но уже с новым содержанием).
Спроецировать всё это на баскетбольную сборную России можно так:
1. Времена Дэвида Блатта, оказавшимся для России тем, кем был Желько Обрадович в «Панатинаикосе» для Греции, – абсолютным авторитетом, заслонявшем все проблемы черновского управления, и человеком, у которого хотелось учиться, которого хотелось нагнать, выйти с ним на один уровень.
2. Четыре года без Блатта и поиска нового пути развития, разбитого вдребезги огромным количеством скандалов. Всё словно в песни «Биография» группы «Кровосток». Шило читает о жизни классического представителя бандитских 90-х и делает это на протяжении целых трёх минут – без каких-либо остановок. Как кажется, в биографии много событий, раз она занимает столько времени. Но своим бормотанием, отсутствием интонации Шило указывает на то, что человек не совершил ничего достойного поступка и в его жизни не было смысла.
3. Новое руководство РФБ, Сергей Базаревич, отсутствие отказников и возвращение к тем победным временам. Впервые за долгое время сборная стала вызывать те чувства, которые остались в памяти на этапе 2007, 2011 или 2012 года, за неё снова хотелось болеть не только баскетбольной публике, но и в целом спортивной. После поражения от Базаревич первым делом сказал: «Мы как команда и все, кто нас искренне поддерживает, могут гордиться этими игроками».
Особый повод для гордости – Россия зашла так далеко с крайне нетипичным для Европы стилем игры. Здесь, за океаном, действуют совсем другие законы. Игроки с невероятными эго и атакующими способностями оседают в клубах-середняках, а когда забираются на уровень выше (Эндрю Гаудлок в «Фенербахче»), ничем хорошим это не заканчивается. Все топовые клубы придерживаются командной стратегии и не концентрируются на одном игроке. В сборной же всё складывалось по-другому. Во время Евробаскета Швед также прошёл несколько этапов развития.
«Взаимодействие Базаревича с Шведом проходит не без трений».
«Каким бы ни был сильным игроком ЛеБрон Джеймс, выигрывает команда».
«Швед начинает играть под контролем. Он ведёт игру, а не движение игры его несёт».
Игра Шведа не только принесла России полуфинал, но и в теории стала предпосылкой к тектоническим сдвигам в баскетбольном мире. Как, теперь в Европе есть игроки, которые от матча к матчу набирают под 30 очков и их команда выиграет? То есть, теперь они похожи на баскетболистов НБА? А в чём тогда их конкурентное преимущество перед американцами?
В 2013 году на ESPN появился материал «Культ личности в элитном школьном баскетболе», где обсуждались многие проблемы американской системы. Главная из них – желание игроков показать себя, их одержимость идеей собственной важности, неспособность увидеть мир вокруг. Текст вызвал большой резонанс – в том числе у генерального менеджера «Сан-Антонио» Эр Си Бьюфорда, который одобрил текст и назвал описанное там причиной концентрации клуба на европейском рынке.
«Грегг Попович ищет тех игроков, которые обладают характером, могут переступить через своё эго, способны поддержать одноклубника и не ищут оправданий, – написал журналист ESPN Сет Уикершэм. – Когда он смотрит на Америке, то часто встречается с игроками, которые находились в тепличных условиях с восьмого - десятого класса. У иностранцев такого нет. Они не чувствуют себя особенными».
«Системы развития молодых игроков в Америке сломана, – подтверждает эти слова Bleacher Report. – Всё основано на желании подростков заработать – именно это заставляет их тренироваться, даёт им уверенность и вселяет завышенные ожидания. Неудивительно, что наши баскетболисты не приспособлены к командному баскетболу и не ценят его принципы. В Европе, наоборот, игроки развиваются в позитивной обстановке».
Пример Шведа может разорвать этот шаблон. В матче с Сербией Швед сделал намёк на бросок за два метра от дуги, и соперник, понимая, что с такой дистанции бросают только отчаянные, выпрыгнул со всей силы. Во второй половине чуть ли не все набранные очки сборной были после того, как Швед собирал на себе нескольких соперников и скидывал мяч на слабую сторону. Возможно, такой новый лидер – и есть новое содержание, которое сборная приобрела на этом пути.